Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Проблемное обучение сегодня – одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики. Проблемное обучение можно рассматривать как технологию развивающего образования, направленного на активное получение учащимися знаний, формирование приёмов исследовательской познавательной деятельности, на приобщение студентов к научному поиску, творчеству, на воспитание профессионально значимых качеств личности. Основное дидактическое назначение проблемного обучения состоит в педагогическом управлении активной поисковой деятельностью обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. История развития и становления 4
1.2. Основные функции и признаки проблемного обучения 7
1.3. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения 10
1.4. Структура проблемного урока 12
1.5. Варианты решения и постановки проблемы 17
1.6 Система методов проблемно-развивающего обучения 20
2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ» 30
2.1. Монологический метод 30
2.2. Диалогический метод 31
2.3. Эвристический метод 34
2.4. Исследовательский метод 36
2.5. Алгоритмический метод 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Тест
Вариант 1
Выберите правильный вариант ответа
1. В состав основного капитала входят материальные активы, к которым относятся
А) средства труда;
Б) права пользования ресурсами.
2. Отличительными признаками основных производственных фондов (ОПФ) по сравнению с непроизводственными фондами являются
А) длительность пользования;
Б) участие в процессе производства;
В) постепенная утрата стоимости.
3. Возмещение износа
основных производственных
А) бюджетных ассигнований;
Б) капитальных вложений.
4. Активная часть основных
фондов включает следующие
А) передаточные устройства и здания;
Б) здания и сооружения;
В) сооружения и инструмент;
Г) инструмент и передаточные устройства.
5. Первоначальная стоимость основных средств
А) изменяется в случаях достройки, реконструкции;
Б) уменьшается по мере увеличения срока службы объекта.
Эталон: 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Г, 5-А.
Тест
Вариант 2
Выберите правильный вариант ответа
1. В состав основного капитала входят нематериальные активы, к которым относятся
А) средства труда;
Б) права пользования ресурсами.
2. Отличительными признаками
основных производственных
А) сохранение натуральной формы;
Б) длительность пользования;
В) перенос стоимости на готовый продукт.
3. Возмещение износа
основных непроизводственных
А) бюджетных ассигнований;
Б) капитальных вложений.
4. Активная часть основных фондов включает следующие элементы
А) машины и оборудование, транспортные средства;
Б) транспортные средства и здания;
В) здания и сооружения;
Г) сооружения, машины и оборудование.
5. Остаточная стоимость основных средств
А) изменяется в случаях достройки, реконструкции;
Б) уменьшается по мере увеличения срока службы объекта.
Эталон: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-А, 5-Б.
Таблица 4
Структурный элемент урока |
План деятельности преподавателя |
План деятельности учащихся |
Время этапа урока |
1.Актуализация имеющихся знаний |
Тема – расчёт амортизационных начислений различными способами Цель – Показать взаимосвязь рассматриваемого материала с ранее изученной темой – Износ основных фондов. Амортизация и способы её начисления. Провести теста |
Записать тему в конспект Осмысление связи Ответы на вопросы теста |
10-15 мин. |
2. Усвоение новых знаний и способов действий |
Поставить основную проблему – Обоснование выбора метода начисления амортизации на предприятии Сформулировать задачи деятельности – Расчёт амортизации 4 способами (см. табл. 3) Мотивировать деятельность учащихся по решению поставленных задач (предусматривается сдача работы на проверку в конце занятия) Оформить исходные данные таблицы на доске Ответить на вопросы учащихся в процессе выполнения работы |
Осмысление сущности проблемы Запись основных этапов расчёта Оформить таблицу в тетради Осуществить расчёты Заполнить таблицы |
45-50 мин. |
3. Формирование умений и навыков |
Обсудить результаты работы Поставить вопросы перед учащимися Предложить сформулировать решение проблемы Сделать общий вывод |
Коллективная работа по обсуждению полученных результатов Выдвижение гипотез Записать выводы |
15 мин. |
Расчёт амортизационных начислений различными способами
Таблица 5
Способ начисления |
База расчёта |
Порядок расчёта |
1. Линейный |
1. Первоначальная стоимость объекта (ПС) 2. Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования объекта (СПИ) |
1. ПС – 120 тыс. руб. 2. СПИ – 8 лет 3. Годовая сумма амортизации? 4. Годовая норма амортизации? 5. Норма амортизации за отчётный месяц? 6. Сумма амортизации за отчётный месяц? |
2. Уменьшаемого остатка |
1. Остаточная стоимость объекта (ОС) 2. Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования объекта (СПИ) и коэффициента ускорения |
1. ПС – 120 тыс. руб. 2. СПИ – 8 лет 3. Коэффициент ускорения – 2 4. Годовая норма амортизации? 5. Сумма амортизации по годам службы |
3. По сумме чисел срока полезного использования |
1. Первоначальная стоимость объекта (ПС) 2. Норма амортизации исчисленной как частное от деления числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта, на сумму чисел лет срока службы. |
1. ПС – 120 тыс. руб. 2. СПИ – 8 лет 3. Сумма чисел лет срока службы? 4. Норма и сумма амортизации по годам службы? |
4. Списание стоимости пропорционально объёму продукции (работ) |
1. Первоначальная стоимость объекта (ПС) 2. Предполагаемый к выпуску объём продукции за весь период использования объекта основных средств |
1. ПС – 120 тыс. руб. 2. Планируемый объём продукции к выпуску – 200 тыс. ед. 3. За отчётный месяц выпущено 2 тыс. ед. 4. Сумма амортизации на единицу продукции? 5. Амортизационные отчисления за отчётный месяц? |
Таблица 6
Структурный элемент урока |
План деятельности преподавателя |
План деятельности учащихся |
Время этапа урока |
1. Актуализация имеющихся знаний |
Тема – решение задач по теме «Основные производственные фонды» (2 задачи) Цель – применение теоретических знаний на примере решения конкретных задач Преподаватель задаёт вопросы:
фондов?
|
Записать тему в конспект Ответить на вопросы |
5 мин. |
2. Усвоение новых знаний и способов действий |
Анализирует условия задачи Создание проблемной ситуации Формулировка учебной проблемы Объяснение хода решения задачи |
Осознание проблемы Записать основные этапы расчёта |
25-30 мин. |
3. Формирование умений и навыков |
Проверяет результаты решения Заостряет внимание на основных формулах Обсуждение полученных результатов Сделать вывод |
Самоанализ и контроль промежуточных значений Записать выводы |
5-10 мин. |
Решение задач по теме «Основные производственные фонды»
Условия задач выдаются на отдельном листе на каждую парту.
1. Состав основных производственных фондов предприятия по группам, их стоимость на начало года и изменения в течение года следующие (тыс. руб.).
Таблица 7
Группы основных фондов |
На начало года |
Изменения в году: увеличение (+) уменьшение (-) |
|
341 510 64 610 36 920 378 430 18 460 23 998 21 229 22 152 15 691 |
- - +440 +23500 -530 -810 +750 -910 -230 |
Всего |
923 000 |
Объём товарной продукции за год составил 1 236 820 тыс. руб.
Определите структуру основных производственных фондов на начало и конец года и фондоотдачу. Эталон: 1. – 37 и 36,1 %; 2. – 7 и 6,8 %; 3. – 4 и 4 %; 4. – 41 и 42,5 %; 5. – 2 и 1,9 %; 6. – 2,6 и 2,5 %; 7. – 2,3 и 2,3 %; 8. – 2,4 и 2,2 %; 9. – 1,7 и 1,7 %. Фотд = 1,32 руб.
2. Основные производственные
фонды предприятия на начало 20
Таблица 8
На 1-ое число месяца |
Основные фонды, тыс. руб. | |
ввод |
выбытие | |
февраль |
40,0 |
6 |
май |
50,0 |
4 |
август |
70,0 |
8 |
ноябрь |
10,0 |
5 |
Определите среднегодовую и выходящую стоимость основных производственных фондов, а также коэффициента выбытия и обновления основных фондов.
Эталон: = 2913,51 тыс. руб.
Фвых = 2972,0 тыс. руб.
Кобн = 5,7 %
Квыб = 0,8 %.
Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.
Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные, факты, даты и т.п. которые нельзя “открыть”.
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.
Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения.
Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.