Основные направления реформирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление особенностей путей совершенствования и реформирования системы ЖКХ.
Задачи данной курсовой работы заключаются в:
- раскрыть основные принципы функционирования комплекса ЖКХ;
- проанализировать достигнутый уровень развития ЖКХ;
- выявить текущие проблемы комплекса ЖКХ;
- определить потребности в жилищной обеспеченности и жилищно-коммунальном обслуживании населения;
- изучить основные составляющие проводимой реформы ЖКХ, ее достоинства и недостатки;
- исследовать основные направления совершенствования системы ЖКХ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…..4
Глава 1 Сущность структура жилищно-коммунального хозяйства…………6
1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйств…………..6
1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства………...8
1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства………………….12
1.4 Структура жилищно-коммунального хозяйства………………….13
Глава 2 Основные направления реформирования жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………14
2.1 Реформа жилищно-коммунального хозяйства……………………14
2.2 Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………27
Глава 3.Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов…29
3.1 Перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса в современной системе регионального хозяйства России……………………29 Заключение ………………………………………………………………………43
Список источников и литературы …………………………………………..….46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАМОСТЬЯНОВА.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

1) в сфере управления  недвижимостью - за получение заказа  от собственника на управление  жилищным фондом;

2) между подрядными организациями - за получение заказа на предоставление  жилищно-коммунальных услуг от  управляющей организации.

Основой для развития конкуренции послужит формирование объединений собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума) является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

Для активизации процесса создания ТСЖ и их успешного развития необходимо решение следующих вопросов:

- упрощение процедуры оформления кондоминиума и товариществ собственников жилья;

- оформление договоров ТСЖ с органами местного самоуправления на предоставление субсидий, дотаций и льгот;

- создание механизма передачи прав гражданам распоряжаться предназначенными для них бюджетными средствами;

- формирование в муниципальных образованиях методических центров для оказания соответствующей помощи гражданам в организации и функционировании ТСЖ;

-   поддержка деятельности областной ассоциации ТСЖ.

На развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом может оказать существенное влияние установка приборов учета в жилых домах и возможность рассматривать альтернативные варианты по затратам на содержание, текущий и капитальный  ремонт и обслуживание жилищного фонда.

Акционирование, концессия развитие конкуренции будет и привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе путем поэтапного преобразования муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Это позволит обеспечить равные юридические права для всех участников рынка.

Учитывая целесообразность сохранения объектов сетевой коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности, одновременно необходимо использовать концессионные механизмы управления. Посредством заключения концессионных соглашений возможно предоставление хозяйствующему субъекту (управляющей компании, частному инвестору) исключительных прав на пользование, эксплуатацию и управление государственной или муниципальной собственностью. Реализация данного механизма позволит более эффективно использовать имущество, находящееся в муниципальной собственности, предотвращая его отчуждение в результате приватизации.

Переход на использование новых форм хозяйственных отношений будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость органов местного самоуправления в отношениях с концессионерами, создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон.

 

  В настоящее время в отсутствие законодательства о концессиях наиболее жизнеспособной формой партнерства государства и частного бизнеса в сфере ЖКХ является аренда. На переходном этапе договор аренды, как способ взаимодействия с потенциальными инвесторами, позволяет с наибольшей полнотой учесть те преимущества, которые могла бы дать  система концессионных соглашений государства и частного сектора.

В связи с этим, в настоящее время особое значение приобретает вопрос сотрудничества органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления, как в части социальной защиты малообеспеченных слоев населения, так и в части усиления контроля за исполнением на территории муниципального образования действующего законодательства по вопросам организации и проведения жилищно-коммунальной реформы, контроля качества жилищно-коммунального обслуживания и социальной защиты населения.

В муниципальных образованиях области целесообразно также ввести в практику широкое привлечение общественности к обеспечению всех видов эффективного содержания жилищного фонда (старшие по дому и подъезду, домовые комитеты, другие общественные объединения) и социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также создание института общественных жилищных инспекторов.

Одновременно с этим помощь органов территориального общественного самоуправления необходима при проведении информационно-разъяснительной работы среди населения области по основным проблемам и вопросам проведения жилищно-коммунальной реформы:

1) о порядке и условиях  перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных  услуг населением Ростовской  области;

2) о стандартах социальной  нормы площади жилья, нормативах  потребления жилищно-коммунальных  услуг, максимально допустимой доле  собственных расходов граждан  на оплату жилья и коммунальных  услуг в совокупном семейном  доходе, других социальных гарантиях  и льготах для населения области;

3) о необходимости учета  потребления населением коммунальных  услуг на уровне жилого дома, индивидуального (поквартирного) учета  и регулирования потребляемых  энергоресурсов;

3.Рекорукция,модернизация  и развития, жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения и привлечение инвестиций

Приоритетными направлениями на первом этапе реформирования жилищно-коммунального комплекса являются восстановление жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и переход к работе в эксплуатационном режиме, что требует проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ.

 

  С целью повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения с одновременным снижением нерациональных затрат предлагается:

- использовать при реконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений высококачественные, равные по долговечности строительные материалы и конструкции и элементы инженерных систем (долговечные кровельные материалы, пластиковые трубы, фасадные отделочные материалы, и др.), ограничить (запретить) применение недолговечных, морально и технологически устаревших материалов и технологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты при эксплуатации зданий;

- повысить энергоэффективность реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями. Продолжение реконструкции и ремонта по устаревшим технологиям из-за высоких тепло потерь в ходе эксплуатации приводит к существенным затратам на вынужденные дотации для компенсации удорожания стоимости топлива и созданию дополнительных мощностей по производству тепловой энергии;

- использовать автономные системы отопления. При проектировании нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда рассматривать возможности использования автономных систем теплоснабжения;

- использовать при модернизации котельных высокоэффективное теплоэнергетическое оборудование (котлы с КПД 92% и более, насосы с частотно-регулируемыми электроприводами, пластинчатые теплообменники). Запретить внедрение котлов с КПД менее 92% и кожуховых теплообменников;

- при строительстве и реконструкции сетей использовать в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, санацию трубопроводов, а также применение труб из полимерных материалов;

- применять для теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей новые материалы (пенополиуритановое покрытие);

- осуществлять внедрение новых перспективных и энерго- ресурсосберегающих технологий.           

Реконструкцию, модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса Ростовской области предполагается осуществить за счет комплексного использования средств областного и местных бюджетов, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, населения и инвестиций.

Мероприятия по развитию (увеличение мощности и техническое перевооружение) систем жизнеобеспечения с использованием современных технологий и оборудования должны финансироваться с привлечением всех возможных источников, причем на втором этапе осуществления программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства наибольшее значение будут иметь внебюджетные источники средств и инвестиции.

Возможность привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство долгосрочных инвестиционных ресурсов будет определяться в значительной степени тем огромным потенциалом энергоресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс.

На территории области необходимо разработать программу энергосбережения, в результате осуществления мероприятий которой предполагается:

1)повысить эффективность  использования энергетических ресурсов;

2)снизить финансовую нагрузку  на бюджет за счет уменьшения  объемов потребления топлива, электрической  и тепловой энергии и сокращения  платежей бюджетных учреждений, населения и предприятий жилищно-коммунального  хозяйства за энергоресурсы;

3)улучшить финансово-экономическое  состояние предприятий жилищно-коммунального  комплекса, что будет способствовать  дополнительному пополнению бюджета  за счет налоговых поступлений;

4)создать условия для  повсеместного внедрения систем  учета и регулирования потребления  тепловой энергии, горячей, холодной  воды и природного газа;

5)разработать эффективные  финансово-экономические механизмы  производства, транспортировки и  потребления энергетических ресурсов;

6)одновременно, по мере  установки приборов учета и  регулирования на уровне жилого  дома и индивидуальных приборов  учета и регулирования потребления  основных коммунальных услуг  обеспечить условия для последующего  перехода от оплаты по нормативам  потребления к оплате на основе  показаний приборов учета;

7)разработать с учетом  результатов энергетических обследований  схемы комплексного теплоэнергоснабжения  ряда муниципальных образований  с целью получения достоверной  информации о реальном состоянии  и оценки возможных вариантов  развития систем их энергоснабжения  на ближайшую и долгосрочную  перспективу;

8)продолжить создание  системы сбора и анализа информации  о потреблении топливно-энергетических  ресурсов в населенных пунктах  области;

9)обеспечить разработку  и государственную поддержку  осуществления пилотных проектов  по применению энергоэффективных  технологий, реализация которых  необходима для накопления, обобщения  и дальнейшего распространения  положительного опыта и отработки  нормативно-правовых основ энергосбережения;

10)разработка генеральных схем теплоснабжения и программ по модернизации на долгосрочную перспективу.

Для реализации имеющегося потенциала также необходимы разработка и реализация муниципальных программ по энергосбережению в жилищно-коммунальной сфере с обязательным включением мероприятий по организации водно-химического режима систем энергоснабжения, утеплению домов, одновременному введению систем учета расходов энергоресурсов с организацией регулирования их расходов, созданию систем поквартирного отопления, переходу на закрытые схемы теплоснабжения, тепловизорное обследование жилого сектора и повышение теплозащитных свойств ограждающих конструкций с использованием современных теплоизоляционных материалов.

Экономическая привлекательность энергоресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате внедрения энергоресурсосберегающих технологий.

Повышение энергоэффективности будет способствовать привлечению инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

1) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных  предприятий путем реструктуризации  их задолженности или введения  процедуры банкротства, а также  постепенного доведения тарифов  на жилищно-коммунальные услуги  до экономически обоснованного  уровня, ликвидации перекрестного  субсидирования тарифов, перехода  от дотирования жилищно-коммунальных  предприятий к субсидированию  малообеспеченных семей; в ходе  процедуры банкротства возможны  различные варианты решения проблемы  восстановления платежеспособности  предприятия, в том числе создание  новых акционерных обществ, не  обремененных долгами;

2)   снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

3)  обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств;

4) внедрение системного мониторинга  за техническим состоянием жилищного  фонда и объектов инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса, внедрение систем учета  и регулирование потребления  ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне  жилого дома.

5) формирование инвестиционной  привлекательности отрасли путем  развития конкуренции в сфере  предоставления услуг населению  и привлечение частного бизнеса. 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные направления реформирования ЖКХ