Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить структуру и характеристики информационного бизнеса.
Для этого необходимо решить следующие задачи: дать определение информационному бизнесу, квалифицировать виды и услуги информационных товаров, изучить информационный продукт и его особенности.
Введение………………………………………………………………………...…4
1. Основные понятия информационного бизнеса……………..…………...…..5
1.1 История возникновения информационного бизнеса: понятия, специфика и виды…………………………..………………………….………..........................5
1.2 Сферы деятельности и развития информационного бизнеса.....................7
Выводы……………………………………………………………………….…10
2.Структура информационного бизнеса……………………………………….12
2.1 Роль информационного бизнеса в структуре экономики.............….……12
2.2 Направление развития информационного бизнеса………………………14
2.3 Основные этапы построения информационного бизнеса……….....……16
Выводы……………………………………………………………………..…...18
3. Аспекты создания и функционирования информационного бизнеса в Рос-сии…………………………………………………………………………….……..19
3.1 Развитие информационных ус-луг………………………………………...19
3.2 Примеры информационного бизнеса…………………………………….20
Заключение...……………………………………………………………….……24
Список использованных источников…………...……………………………...26
Настоящий потребитель ресурсов научно-технического развития в рыночных условиях так и не появился. На протяжении всего десятилетия основная часть российских предприятий думала лишь о выживании. Им практически были не нужны информационные ресурсы научно-технического развития. Лишь в последнее время власти внятно заговорили о научной и промышленной политике. Стали появляться концепции развития отдельных отраслей, в которых указывается на необходимость создания поддерживающей информационной инфраструктуры. Появилась надежда, что создание и поддержание информационных ресурсов, необходимых для развития разных сфер, приобретет системный характер, а достоверность информации будет обеспечиваться соответствующими регламентами и законами.
Нынешнее состояние рынка во многом обусловлено сохраняющейся информационной закрытостью не только многих государственных структур (можно найти множество таких примеров в открытой печати), но и крупных корпоративных структур, которые не подошли еще к международным нормам "прозрачности" ведения бизнеса. Хотя отдельные примеры цивилизованного оформления крупного бизнеса уже проявились, подавляющее большинство предприятий предпочитает оставаться в тени.
Достоверность деловой информации определяется, прежде всего, точностью сведений, представляемых хозяйствующими субъектами. Стиль работы российского предпринимателя, сложившийся в период первоначального накопления капитала, приватизации, акционирования, практически не способствовал процессам сбора достоверной информации. Лишь немногие руководители фирм стремились точно рассказать о своем бизнесе с тем, чтобы найти подходящих партнеров. Трудности со сбором информации приводили к снижению качества издаваемых продуктов. Упускалось множество мелких деталей, которые и придают определенную значимость информационному продукту. Полноценное развитие информационного рынка сдерживалось также из-за недостаточного распространения в России подходящих недорогих информационных технологий, технологических и экономических барьеров, ограничивающих доступ массового пользователя к информационным ресурсам. Что касается широких слоев населения, то дальнейшее развитие средств и систем (в том числе мобильных) доступа в интернет, снижение тарифов использования информации в Сети может избавить граждан от необходимости обращаться к сомнительным источникам информации. Но при условии, что в ближайшие годы действительно будет преодолена ведомственность и появятся информационные ресурсы, интегрирующие сведения из разных источников, для решения определенных типов задач.
Информационные ресурсы России представляют
собой огромный конгломерат информационных
объектов, значительно различающихся
по содержанию, организации, используемым
технологиям, ценности. К сожалению, значительная
часть этих ресурсов недостаточно приспособлена
к использованию массовым пользователем
и представляет собой информационное
сырье. Задача состоит в том, чтобы организовать
эффективный поиск исходных информационных
ресурсов, представляющих интерес, в том
числе и для бизнеса, и "доводку" этого
сырья до уровня качественного информационного
продукта. Однако в стране еще недостаточно
развиты структуры, специализирующиеся
на такой работе.
Все указанные выше трудности развития
информационного рынка фактически переносятся
на те направления, которые связаны с развитием
новой экономики, в частности интернет
- технологий. Успех дела, связанного с
обработкой разнообразных потоков цифровой
информации, зависит не столько от технологии
как таковой (профессионалы доказали,
что способны быстро осваивать новое),
сколько от правильного сочетания элементов
организации, деловой практики и соответствующих
им инструментов.
Иногда перспективы российской электронной коммерции связывают с ростом присутствия населения страны до уровня 10% от общего количества. Но в Москве фактически уже достигнут этот показатель. Следовательно, по нынешнему состоянию электронной розничной торговли в столице можно судить о восприимчивости новых информационных технологий массовой аудиторией. Общий же вывод сейчас таков: бизнес растет, но развивается недостаточными темпами из-за низкой платежеспособности значительной части интернет-аудитории (школьники, работники госучреждений да не слишком богатый малый бизнес).
Принципиальным моментом для развития интернет-бизнеса является выход в сеть всего множества корпоративных клиентов. Дело это добровольное, и нужна серьезная мотивация для освоения предприятиями интернет -технологий. Традиционные информационные службы могли бы стать хорошим посредником для своих клиентов в деле освоения новых возможностей.
Выводы
Информационный бизнес является отдельным направлением предпринимательского бизнеса, который осуществляется в информационном секторе экономики. Под информационным сектором экономики понимается совокупная деятельность производителей, продавцов и покупателей различной информации. Соответственно, информационный бизнес охватывает деловые отношения, складывающиеся в сферах производства, сбыта и приобретения информации. Информационный бизнес выстраивается вокруг специфических объектов деловых отношений и деловой деятельности, а именно – информационных ресурсов, творческих ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг. Информационный бизнес применяется в разных сферах: политической, экономической, правовой, социально-культурной, технологической, организационно-технической.
Трудности развития информационного рынка фактически переносятся на те направления, которые связаны с развитием новой экономики, в частности интернет - технологий. Успех дела, связанного с обработкой разнообразных потоков цифровой информации, зависит не столько от технологии как таковой (профессионалы доказали, что способны быстро осваивать новое), сколько от правильного сочетания элементов организации, деловой практики и соответствующих им инструментов. Для развития интернет - бизнеса необходима сеть множества корпоративных клиентов. Дело это добровольное, и нужна серьезная мотивация для освоения предприятиями интернет - технологий. Традиционные информационные службы могли бы стать хорошим посредником для своих клиентов в деле освоения новых возможностей.
2. Структура информационного бизнеса
2.1 Роль информационного бизнеса в структуре экономики
Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран. К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и т.д. Производство на предприятиях информационного комплекса имеет ряд особенностей. В частности, предметами труда в этой отрасли выступает первичная информация, средствами труда - всевозможные способы ее преобразования, хранения, передачи, а целью производства является удовлетворение заказчика.
Первоначально информационно-вычислительные услуги предоставляли на коммерческой основе предприятия, располагавшие большими вычислительными мощностями для собственных нужд - авиационные, электротехнические фирмы. В дальнейшем, с распространением персональных компьютеров, этот сегмент информационного бизнеса потерял былое значение. Другой важный вид этого бизнеса - развитие специализированных коммерческих банков данных, услугами которых могут пользоваться различные отрасли, а также предприниматели. Производство средств программного обеспечения - третий сегмент отрасли информационного бизнеса, значение которого растет постоянно.
Переходя к инфраструктуре информационной отрасли, необходимо отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит изменение и увеличение объемов инфраструктуры. Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной техникой (сегодня это в основном персональные компьютеры), информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.
Рассматривая современную инфраструктуру бизнеса, необходимо иметь в виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и описывают ее. Вот всего лишь несколько таких подходов. Ю. М. Каныгин выделяет следующие основные элементы: ВЦ различного типа; абонентские пункты, дающие абонентам доступ к информационным ресурсам; совокупность организационных элементов, обеспечивающих управление электронно-вычислительным и информационным потенциалом; структурные элементы отрасли, удовлетворяющие потребности ВЦ в программном и информационном обеспечении (фонды алгоритмов и программ, банки данных, знаний и т.д.), а также различные обеспечивающие элементы. Это пример анализа инфраструктуры, сложившейся у нас.
Другой пример - анализ инфраструктуры информационного бизнеса, сложившейся в США, хотя там также имеются разные подходы. Э. Эттингер разработал схему развития информационного бизнеса, в основу которой положена компьютеризация различных сфер экономики. В центре - компьютер, а вокруг располагаются остальные элементы бизнеса - от каналов связи к конечному продукту.
Еще одна схема была разработана Л. Джемом и является одной из наиболее удачных и удобных для рассмотрения и понимания информационной инфраструктуры. Каждый из восьми сегментов схемы включает различные виды деятельности, не все из которых прямо и исключительно связаны с информацией. Тем не менее каждый вид деятельности, показанный в сегменте, так или иначе важен для информационного бизнеса. Рассмотрим схему более внимательно.
Рисунок 1: Схема информационного бизнеса Л.Джема
Сектор содержательная информация состоит из кинофильмов; газет, журналов; микрофильмов; информационных бюллетеней, отдельных релизов, справочных указателей; книг, докладов, публикаций, записок; видеодисков, пленок, лазерных дисков.
Сектор вспомогательные услуги состоит из рискового капитала, банков; системы искусственного интеллекта, проектирования систем; разделения времени работы систем; программирования; электронной передачи документов, ввода данных; исследователей рынка и условий бизнеса, рекламных агентств; биржевых маклеров, бюро услуг.
Сектор информационная технология состоит из компьютеров, терминалов; конторского оборудования; оптической аппаратуры; микрофильмов, лазерных дисков; печатного оборудования, бланков учета; размножения документации.
Сектор интегрирующая технология включает в себя терминалы; персональные коммутаторы; речевые системы, факсимиле; цифровые данные.
Сектор средства связи включает в себя радио, телевидение, телефон; системы передач; видеодиски, волоконная оптика; средства почтовой связи, коммутаторы.
Сектор каналы связи состоит из почты; телеграфа, телефона; международных средств связи, спутниковой связи, коммерческих средств связи; кабельного телевидения; передвижной и блочной аппаратуры.
Сектор каналы теле- и радиовещания включает в себя радиосеть, региональные сети; телесеть, телефакс; коротковолновая связь.
Сектор смысловые услуги включает в себя службу новостей; исходную информацию для электронных и неэлектронных банков данных; информацию о фондовой бирже, информационные маклеры; библиотеки, видеотеки; статистические индексы; владельцев банков данных; речевые системы.
Как видно из приведенной схемы, инфраструктура здесь рассмотрена очень подробно и включает большое количество различных видов деятельности, хотя в реальности сегменты могут пересекаться в отдельных областях.
Схема дает наглядное представление о том, что информационные услуги строятся не только на компьютерах. Часто информационный бизнес рассматривают как синоним компьютерного. Это отождествление можно объяснить значительным вкладом компьютеров в информационную революцию.
2.2 Направления развития информационного бизнеса
Весь информационный бизнес (инфобизнес) можно разделить на 3 основные группы:
Информация о работе Основные понятия информационного бизнеса