Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 18:58, курсовая работа
В данной курсовой работе особое внимание будет уделено:
теоретическим основам организации розничной торговли (сущность; определение; методы и формы розничной торговли)
теоретическим основам обслуживания покупателей в современных условиях
на примере СООО «Родная сторона» будет рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность магазина
путям совершенствования форм и методов продажи в современных условиях
Розничный товарооборот в универсаме «Родная сторона» в 2010 г. достиг объема 19960068 тыс. р., в 2008 г. был 1090020 тыс. р.,по сравнению с 2008 г. товарооборот увеличился в 1,3 раза.
В разрезе по кварталам товарооборот увеличился следующим образом, как показано в таблице 2.1
Таблица 2.1 «Поквартальный товарооборот за период 2010-2011 гг.»
Квартал |
2010 г., тыс. р. |
2011 г., тыс. р. |
Отклонение+/- |
2011 г. в % к 2010 г. |
1 |
3444761 |
4887711 |
1442950 |
141,8 |
2 |
3721622 |
4933626 |
1212004 |
132,6 |
3 |
3733886 |
4780876 |
1046990 |
128,0 |
4 |
4415324 |
5357855 |
942531 |
121,3 |
Итого за год: |
15315593 |
19960068 |
4644475 |
130,3 |
Источник: финансовый отчет магазина «Родная сторона» (г.Солигорск, ул Ленина, 32) |
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам. В четвертом квартале наблюдается резкий скачок товарооборота как в 2010, так и в 2011 году, так как именно на эти месяцы приходится наибольший покупательский поток из-за нвоогодних и рождественских праздников.
Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) образует общий оборот, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной продукции. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др.
Валовые доходы за 2011 г. составили 31222404 тыс. р. или 15,64% к товарообороту со следующей разбивкой по кварталам:
- 1 квартал – 728790 тыс. р.;
- 2 квартал – 766040 тыс. р.;
- 3 квартал – 766310 тыс. р.;
- 4 квартал – 861264 тыс. р.;
Издержки обращения (затраты в сфере обращения, связанные со сбытом и приобретением товаров) составили в 2010 г. 1348879 тыс. р.
Издержки обращения составили в 2011 г. 2541531 тыс. р. Изменение издержек показано в таблице 2.2.
Таблица 2.2«Издержки обращения поквартально за период 2010-2011 гг.»
Квартал |
2010 г., тыс. р. |
2011 г., тыс. р. |
2011г. в % к 2010г. | |
1 |
425395 |
607626 |
142,8 | |
2 |
449150 |
631311 |
140,5 | |
3 |
474333 |
623275 |
131,4 | |
4 |
515081 |
679319 |
131,8 | |
Итого за год: |
1863959 |
2541531 |
136,3 | |
Источник: финансовый отчет магазина «Родная сторона» (г.Солигорск, ул Ленина, 32) |
Здесь наблюдается постоянный рост издержек обращения, прежде всего это связано с ростом стоимости коммунальных услуг, а также затратами на ремонт основных средств.
Выручка является источником формирования прибыли предприятия.
В 2011 г. фактическая прибыль составила 534717 тыс. р. со следующей разбивкой по кварталам. Изменение прибыли показано в таблице 2.3.
Таблица 2. 3«Изменение прибыли за период 2010-2011 гг.»
Квартал |
2010 г., тыс. р. |
2011 г., тыс. р. |
Отклонение |
2011 г. в % к 2010 г. |
1 |
91110 |
107203 |
16093 |
117,6 |
2 |
126703 |
121494 |
-5209 |
95,8 |
3 |
97367 |
128426 |
31059 |
131,8 |
4 |
154992 |
177594 |
22602 |
114,5 |
Итого за год: |
470172 |
534717 |
64545 |
113,7 |
Источник: финансовый отчет магазина «Родная сторона» (г.Солигорск, ул Ленина, 32) |
На основании представленных данных можно сделать вывод, что на постепенный рост прибыли оказали влияние рост объёма товарооборота и рост доходности организации.
Из полученной прибыли было направлено в бюджет государства 149421 тыс. р., в фонд накопления 26219 тыс. р., в фонд потребления 62739 тыс. р., в резервный фонд 167155 тыс. р., на выплату дивидендов 24094 тыс. р., другие цели 105089 тыс. р.
На развитие розничного товарооборота торговой организации оказали следующие факторы:
- обеспеченность трудовыми
ресурсами и эффективность
- состояние и эффективность
использования материальны
2.3 Основные нормативные
документы, регулирующие
Магазин «Родная сторона» руководствуется следующими нормативными документами:
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 24 марта 1993г. № 19 "О Правилах работы мелкорозничной торговой сети на территории Республики Беларусь”
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 4 января 1995г. № 2 “О Правилах поведения продавца”
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 29 июня 1995г. № 40 “Об утверждении Указаний о ведении санитарного журнала на объектах розничной торговли и общественного питания”
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь 31 декабря 2003г. N 135 “О контроле качества реализуемых товаров”
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005г. № 285 “Положение о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений”
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2006г. № 317 “Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли”
Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003 № 2321-3
О торговых надбавках на продовольственные товары (Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 года №184) (торговые надбавки на реализуемые товары).
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 1 декабря 2008 г. №179 «Рекомендации по оформлению в торговых объектах информации для потребителей»
Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утв.Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 № 23(в ред.от 06.07.2004)
Указ Президента Республики
Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 "О
некоторых мерах по
В 2006 – 2010 годах обеспечено
относительно стабильное развитие внутреннего
потребительского рынка преимущественно
за счет высоких темпов роста объема
розничного товарооборота, реализации
товаров отечественного производства,
совершенствования материально-
Прирост розничного товарооборота превышал прогнозные параметры: в 2006 году он составил 117,4 процента при прогнозе 110,5 процента, в 2007 году – 114,8 и 110,5, в 2008 году – 119,2 и 113,0, в 2010 году – 115,5 и 114-115 процентов соответственно. В результате за пять лет розничный товарооборот в сопоставимых ценах вырос на 91,5 процента при прогнозных параметрах – 182,5-185,6 процента.
При этом численность работников торговли увеличилась в 1,5 раза, производительность их труда - в 1,3 раза.
Основной целью развития
торговли на долгосрочный период будет
являться создание условий для стабильного
обеспечения платежеспособного
спроса населения на высококачественные
товары широкого ассортимента, в первую
очередь, отечественного производства,
на основе совершенствования методов
управления товарными ресурсами, создания
эффективной системы
Широкое распространение
получит дистанционная
Предполагается широкое
развитие оказания дополнительных видов
торговых, бытовых и иных услуг
населению в магазинах и в
торговых центрах с торговой площадью
свыше 1000 кв. метров (услуги парикмахерских
(включая маникюр), граверные работы,
подгонка и ремонт одежды, химчистка,
подключение и ремонт сотовых
телефонов, доставка продуктов, цветов,
подарков на дом, садово-огородного инвентаря
и минеральных удобрений
Также в целях повышения качества обслуживания покупателей дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками. Широкое развитие получат так называемые, ”социальные полки“, с размещением на них ассортимента товаров, реализуемых со скидками.
Наряду с магазинными формами торговли предполагается дальнейшее развитие и других форм.
Широкое распространение
получит дистанционная
Предполагается широкое развитие оказания дополнительных видов торговых, бытовых и иных услуг населению в магазинах и в торговых центрах с торговой площадью свыше 1000 кв. метров (услуги парикмахерских (включая маникюр), граверные работы, подгонка и ремонт одежды, химчистка, подключение и ремонт сотовых телефонов, доставка продуктов, цветов, подарков на дом, садово-огородного инвентаря и минеральных удобрений садоводческим кооперативам, изготовление товаров по индивидуальным заказам и ряд других).
Улучшению торгового обслуживания, увеличению реализации товаров будет способствовать развитие электронной торговли, в том числе для закупок продукции для государственных нужд. Предусматривается содействие формированию развитой инфраструктуры электронной торговли, включающей республиканские и региональные информационные системы и сети, внедрение новых методов электронной и биржевой торговли. Будет продолжена работа по обеспечению эффективного взаимодействия всех элементов данной инфраструктуры (системы сбора, обработки и хранения информации, технических решений, программного обеспечения и т.д.).
Первоочередными мероприятиями по развитию и совершенствованию системы электронной торговли станут:
Реализация Концепции позволит обеспечить:
3.2 Пути совершенствования форм и методов продажи товаров в современных условиях
Одной из главных задач в области дальнейшего развития торговли является повышение культуры торгового обслуживания населения. Достижение этой цели способствует ряд принципов: