Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота. В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Содержание

Введение
1. Роль розничного товарооборота в экономике страны:
1.1. Понятие и значение розничного товарооборота в экономике страны
1.2. Сущность и роль розничной торговли в рыночной экономике
1.3. Экономическое содержание оборота розничной торговли
2. Анализ показателей розничного предприятия:
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности общество с ограниченной ответственностью «Сибирский торговый дом»
2.2. Анализ показателей розничного товарооборота
3. Показатели плана розничного товарооборота:
3.1. Факторы, формирующие объём и структуру оборота розничной торговли
3.2. Организация коммерческой работы на розничном предприятии и мерчендайзинг
3.3. Резервы роста оборота розничной торговли
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях.).doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

3.2. Организация коммерческой  работы на розничном предприятии  и мерчендайзинг

Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя специфические способы и методы розничной продажи. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможность его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета покупательских запросов, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.                                                                                                                              Эффективное проведение коммерческой работы возможно лишь при наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся в определенный период времени и в конкретном месте. Для получения такой информации необходим сбор сведений как о самом товаре, так и его производителе. Важно также владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары, о покупательской способности населения. Наряду с этим необходимо иметь достоверную информацию о возможностях предполагаемых конкурентов, что позволит принять верные коммерческие решения и занять собственную нишу на рынке. Кроме того, информация о состоянии рынка способствует установлению рациональных хозяйственных связей, заключению и исполнению договоров с поставщиками товаров. Из услуг, которые может оказать торговое предприятие, отбирают только пользующиеся спросом у покупателей.                                                                                                                      Коммерческая работа на предприятиях розничной торговли состоит из следующих основных взаимосвязанных операций:                                                                                                                                             - изучение и анализ спроса покупателей;                                                                                                          - формирование ассортимента товаров;                                                                                                        - управление товарными запасами;                                                                                                                           - рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;                                                                                            - выбор эффективных методов розничной продажи товаров;                                                                                                       - оказание торговых услуг.                                                                                                     Специфика выполнения этих операций заключается том, что потребителем товаров и услуг в розничной торговле является население. Следовательно, коммерческая работа здесь должна вестись с учетом многообразия психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющихся потребностей. В основе коммерческой работы предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов. Изучение и прогнозирование спроса в розничной торговле направлены на определение структуры спроса. Спрос в розничной торговле изучают специалисты - маркетологи, экономисты, коммерсанты торговых фирм, объединений или крупных магазинов.                                                                                                                                               На исследуемом предприятии коммерческую работу осуществляет директор магазина. Он занимается изучением спроса, изучением динамики розничного товарооборота, его структуры, ведет учет неудовлетворенного спроса на товары отсутствующие в продаже, проводит анкетные опросы среди покупателей по выявлению предпочтений и усовершенствованию работы магазина. Кроме того, в коммерческой работе помогают беседы продавцов с покупателями, здесь ведется работе на основе маркетинговой функции - взаимодействия с покупателями. Проводится работа по учету спроса на товары-новинки, с проведением дегустаций. Директор магазина следит за технической оснащенностью магазина - наличием в рабочем, исправном состоянии торгово-технологического оборудования, весоизмерительного оборудования, инвентаря. Проводится постоянная работа по изыскиванию поставщиков товаров, которые доставляют товар непосредственно в магазин - центродоставкой. Для этого директор магазина посещает выставки, ярмарки производителей. Проводится постоянная работа по изучению ассортимента реализуемых товаров рядом находящихся магазинов-конкурентов. При формировании ассортимента учитывается уровень доходов и обеспеченности сельского населения. При работе в летний период в сельской местности увеличивается количество обслуживаемого населения, так как приезжают городские жители, в связи с этим директор магазина ведет работу по расширению ассортимента безалкогольных напитков, пива, мороженого, в связи с увеличением спроса. Директором магазина ведется постоянный контроль за состоянием товарных запасов для обеспечения бесперебойного их предложения покупателям.                                                      Есть некоторые моменты в коммерческой деятельности предприятия, которые пока еще не отражены по ряду причин: некоторая инертность, недостаточность финансовых средств, желание работать по давно уже отработанной схеме, не знание новых методов продвижения товаров. В современных рыночных условиях, конечно, учет внутригрупповой структуры реализуемого спроса, данных о запасах и поступлении необходимо автоматизировать, использовать программу 1С. Для совершенствования коммерческой деятельности директор магазина должен принимать участие в проведении различных тренингов, деловых игр, обмениваться опытом с работниками уже действующих магазинов, изучать передовые методы продвижения товаров. В целях совершенствования коммерческой деятельности предприятию необходимо практиковать маркетинговый подход. Маркетинг изучает организацию процесса сбыта товаров, продвижения новых товаров к потребителю, вырабатывает стратегию рекламы этих изделий. В основе маркетинговых подходов стимулирования продажи (сбыта) лежит деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Существуют формы коммуникации маркетинга, которые стараются перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык запросов и нужд потребителя. Маркетинговые коммуникации с точки зрения маркетинга делятся на четыре части: реклама, стимулирование сбыта, PR, мерчендайзинг. Знание указанных вопросов необходимо для успешного проведения коммерческой деятельности.                                                                                                    Реклама занимается тем, что переводит из потенциальных потребителей в активные, то есть формирует спрос. В рыночных условиях ни одно торговое предприятие не может успешно осуществлять сбыт (реализацию) товаров без использования рекламы в том или ином ее виде. В розничной торговле для стимулирования сбыта товаров должны использоваться различные виды рекламы от самых простых - оформление оконных и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров до сложных – печатной, радиотелевизионной и других ее видов. Одним из наиболее действенных методов стимулирования продажи товаров является проведение рекламных кампаний. Стимулирование сбыта - работает с активными потребителями, расширяя спрос. PR - работает с любыми потребителями, это "подушка" для маркетинговых коммуникаций.   Мерчендайзинг - система продвижения товара на месте продаж. Он включает в себя целых пять частей: атмосфера магазина, внутримагазинная информация, расположение торгового оборудования, выкладка товаров и поведение продавцов. Специалисты в области коммуникаций классифицируют маркетинговые коммуникации не по типу потребителей, а по каналам. Все что осуществляется с помощью опосредованного воздействия (через радио, ТВ, прессу) - это реклама; все, что является результатом прямого воздействия (через продавца) - это стимулирование сбыта.                                                                     Стимулирование сбыта - это работа с активными потребителями с уже сформированным спросом. Главная задача заставить этих потребителей покупать снова и снова, заставить их быть проводниками коммуникации и привлекать других потребителей. На выбор методов стимулирования оказывает влияние целый ряд факторов:                                                                         - инициатор проведения мероприятий по стимулированию продаж;                                                          - цели проведения подобных мероприятий;                                                                                             - свойства товара, к которому следует привлечь внимание покупателей, и др.                              В магазинах применяются различные методы стимулирования продажи товаров:                                    - продажа товаров со скидкой;                                                                                                                - продажа товаров по сниженным ценам;                                                                                                        - проведение в магазинах лотерей;                                                                                                                   - предоставление образцов товаров.                                                                                           Продажа товаров определенной торговой марки со скидкой может быть приурочена к праздничным датам или к проведению фирмой-изготовителем рекламной кампании. Одной из форм предоставления скидки является предложение покупателю дополнительного количества товара по прежней цене или предложение купить в одной упаковке, например, три единицы товара по цене двух и т.п. В магазине могут быть установлены скидки на сопутствующие товары в случае приобретения основного товара. Возможно, предоставление покупателю права приобретения со скидкой какого-либо товара при приобретении другого (например, продажа со скидкой видеомагнитофона при покупке телевизора). Существуют также скидки с определенной суммы покупки: чем больше стоимость приобретенных товаров, тем выше скидка. Скидки могут быть предназначены только для определенной категории покупателей, например, пенсионеров. Правом получения скидок могут пользоваться постоянные покупатели магазина или сети магазинов. В этом случае применяются так называемые дисконтные магазинные пластиковые карты. Дисконтные карты вручаются покупателю при покупке, как правило, дорогостоящего товара или приобретаются им в магазине на определенный срок за установленную плату. Такая карта дает ее держателю право на получение фиксированной торговой скидки с каждой покупки. При использовании микропроцессорных дисконтных карт, позволяющих вести учет приобретаемых клиентом товаров, ему могут предоставляться дифференцированные скидки в зависимости от стоимости покупок, совершенных ранее.                                                                                Продажа товаров по сниженным ценам - один из способов уменьшения товарных запасов, например, при образовании их излишков в магазине. Снижение цен может носить сезонный характер. Применяют этот метод и при продаже товаров, вышедших из моды или не пользующихся спросом покупателей по каким-либо иным причинам.                                                                                                                            Проведение в магазинах лотерей. Наиболее часто организаторами таких лотерей выступают фирмы-производители или крупные магазины, торгующие товарами известных торговых марок. При этом разыгрываются как сами товары, так и, в случае проведения беспроигрышных лотерей, сувениры с фирменной символикой. В лотерее могут участвовать либо все посетители магазина, либо только те из них, кто сделал покупку любого или определенного товара. Лотереи, проводимые магазинами, могут быть регулярными (розыгрыш призов среди покупателей, приобретение товары в течение месяца и т.д.) или приуроченными юбилейным или праздничным датам.                                              Предоставление образцов товаров - еще один из методов стимулирования продажи товаров. Он позволяет покупателям познакомиться с новыми товарами или товарами еще не известных им торговых марок. Образцы (в упаковках небольшой емкости) пищевых продуктов, парфюмерно-косметических и других товаров распространяются, как правило, бесплатно во время презентаций товаров новинок или торговых марок, а также в качестве дополнения к другим товарам.                                                                                                      Кроме перечисленных, в магазинах могут применяться и другие методы стимулирования продажи:                                                                                                                                                             - дегустации товаров;                                                                                                                                       - предоставление бесплатной подарочной или фирменной упаковки, при этом подарок должен быть сопоставим по цене с основным предметом. Сопоставимость должна быть не только денежной, но и психологической;                                                                                                 - замена старых товаров новыми со скидкой;                                                                                                     - прием заказов на товары по телефону и их доставка на дом покупателю и др.                          Основа PR (public relations) - формирование и поддержание имиджа. Причем имиджа не фирмы, как иногда говорят, а имиджа того, что предлагается на рынок. Это может быть продукт, это может быть идея, это может быть и фирма. Любая деятельность начинается с того, что ставится задача. Итак, существует миссия фирмы. На основании миссии фирмы разрабатывается коммерческая цель. На основании коммерческой цели у нас возникает цель маркетинга. На основании цели маркетинга у нас и возникают цели, связанные с маркетинговыми коммуникациями. Цель PR в данном случае - увеличить благожелательное отношение тех, для кого затем будет работать реклама. Увеличение процента благожелательного отношения даст возможности сформировать спрос быстрее и потратить на это меньше денег.

3.3. Резервы роста оборота  розничной торговли

Объем товарооборота розничного торгового  предприятия мог бы возрасти за счет:                                     - улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов;                                - повышения эффективности использования трудовых ресурсов;                                                             - повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия.      Предложение по дальнейшему развитию товарооборота общество с ограниченной ответственностью «Сибирский торговый дом»: совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность пользования товарных ресурсов.                                          С этой целью коммерческой службе предприятия выгоднее производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.                                           Необходимо привлекать на работу лиц на неполный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам.                                                                                             С целью улучшения использования материально-технической базы предприятия нужно установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок. Экономической службе предприятия нужно разрабатывать прогнозы развития товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов. Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.                                      Другие предложения по увеличению товарооборота: совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.); внедрить на предприятие журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по продаже для принятия управленческих решений; осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснений и др.                                 На изменение товарооборота оказывает влияние изменение следующих факторов:                                      - изменение продажных цен на товары;                                                                                                        - изменение структуры и ассортимента реализованной продукции;                                                                 - изменение запасов на начало и конец периода;                                                                                         - изменение прочего выбытия товаров.                                                                                Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение товарооборота, т.е. с увеличением уровня цен сумма товарооборота возрастет, и наоборот. Изменение структуры и ассортимента продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму товарооборота. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, а значит и товарооборот. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

 

 

 

 

Заключение

Развитие инфраструктуры розничной  торговли идет в направлении создания эффективной конкурентной среды  на рынке торговых услуг. Из всего множества направлений развития розничной торговой сети приоритетными являются:                                                                                - универсализация торговли непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов и универсамов (супермаркеты, минимаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр;                                                                                                     - развитие специализированной торговли, обеспечивающей высокое качество торгового обслуживания и широкий спектр дополнительных услуг;                                                                         - организация магазинов сниженных цен, магазинов-складов, постепенно вытесняющих торговлю на рынках (кроме сельхозпродукции), возрождение посылочной торговли, развитие других внемагазинных форм торговли.                                                                                                    За последние три года в стране создана полноценная конкурентоспособная среда, способствующая увеличению объема розничной торговли непродовольственными товарами. Организация ярмарочной, выставочной и аукционной торговли нуждается в действенном управлении со стороны государства, т.е. в создании единого органа - центра, координирующего и обладающего достоверной информацией о деятельности этих прогрессивных форм торговли. На современном этапе в новых экономических условиях исключительно важное значение приобретает режим экономии, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Режим экономии торгового предприятия предполагает снижение потерь товаров в процессе их доставки, хранения и реализации, рациональное использование транспортных средств, ликвидацию потерь рабочего времени и потерь по таре, соблюдение расчетно-финансовой дисциплины, ускорение оборачиваемости оборотного капитала и т.д.                                                                                             Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия. 
 В ООО «Сибирский торговый дом» как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии. 
Пути повышения эффективности труда торгового предприятия в современных условиях.    Итак, все формы и системы заработной платы представляют собой способ  установления зависимости между величиной зарплаты работника и количеством, качеством труда, его мерой и реальной оплатой. Однако в современных условиях все формы утратили свою мотивационную роль в повышении производительности труда и улучшении качества работы трудящихся. Поскольку предельная эффективность труда зависит не только от индивидуальных способностей вовлеченных работников, но и от технологического уровня развития предприятия, состояния рыночной конъюнктуры, наличия резервной армии работников, требующейся квалификации. В настоящее время в экономической литературе все чаще появляются размышления о бестарифной системе оплаты труда. В ней основную роль играют коэффициенты, учитывающие стаж работы, качество труда и еще ряд других показателей.                                                                                                                               Предприятию следует  вводить систему премирования работников за конкретные заранее установленные определенные показатели, что безусловно усилит личную и коллективную заинтересованность в выполнении и перевыполнении плана. При решении вопросов связанных с премированием возможно применение косвенного метода, который поможет относительно быстро реализовать  и в большей степени способствовать повышению труда работников. Рассмотрим несколько способов решения данной проблемы. Суть первого варианта заключается в том, что работникам устанавливается нормированное задание и оплата производится с учетом его выполнения. При этом оплата состоит из двух частей. Первая- это оплата по тарифу (окладу) за отработанное время. Другая – дополнительная оплата за выполнение нормативного задания. Дополнительная оплата предусматривается за выполнение нормативного задания сверх 80%, которое устанавливается каждому из работников исходя из планированного оборота розничной торговли и годового номинального фонда рабочего времени.  В конце каждого месяца определяется фактический оборот розничной торговли в час и, сопоставляя эту величину с нормальной, рассчитывают уровень выполнения нормативного задания, дополнительную оплату начисляют по результатам работы за месяц в зависимости от уровня выполнения нормативного задания.    Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же, при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях. Для исследования ситуации на предприятии предлагаются меры по двум основным направлениям. Во-первых, более жесткая непосредственная экономия затрат должна привести к снижению уровня издержек обращения. Во-вторых, меры, стимулирующие рост производительности труда, окажут позитивное влияние на объем розничного товарооборота и через него - снова на уровень издержек обращения.                                                                                                                     Также, по проведенному анализу и после этого сделанному выводу, я предложила некоторые идеи по дальнейшему развитию розничного товарооборота. Например, совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов, добиться роста эффективности труда торговых работников, улучшить пользование материально-технической базы предприятия, осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция  и технология торговли. - 2-е изд. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008.                                                                                                                              Любушин Н.П. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. - М.: Новое знание, 2007.                                                                                                                                                        Мешечкина Р.П. Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей. - Белгород, 2002. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов. - М.: Информационно - внедренческий центр "Маркетинг", 2007.                                                        Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. - М.: Юристъ, 2007..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях