Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;
- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;
- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия 5
1.1. Сущность и виды планирования на предприятии 5
1.2. Особенности планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии 10
1.3. Стратегии и методы планирования ассортимента выпускаемой продукции 16
2. Анализ системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности 21
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 24
2.3. Порядок планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУИ-5» 31
3. Разработка предложений по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 37
3.1. Выбор методов планирования ассортимента выпускаемой продукции для промышленного предприятия 37
3.2. Оптимизация методов планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 41
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения………

Вложенные файлы: 1 файл

Trapeznikova_E_V_Kursovaya_rabota.doc

— 988.50 Кб (Скачать файл)

Формирование ассортимента выпускаемой продукции представляет собой процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта. Основными моментами планирования ассортимента продукции являются [4, c. 110]:

1) определение текущих и потенциальных  потребностей покупателей, изучение  способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

2) оценка выпускаемых предприятием изделий с позиции покупателя;

3) решение вопросов: какие продукты добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности;

4) рассмотрение предложений о  производстве новых товаров, усовершенствование  существующих, новых способов и  областей применения товаров;

5) разработка рекомендаций для  производственных подразделений  предприятия относительно качества, дизайна, цены, наименования, упаковки, сервиса в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих востребованность характеристик товара.

В системе производственного менеджмента планирование ассортимента выпускаемой продукции является элементом, определяющим всю производственную программу и позволяющим с достаточной точностью прогнозировать доходность производственной деятельности предприятия.

Планирование ассортимента необходимо при прогнозе комплектующих материалов и сырья для производства и сбыта на предприятии.

Основой для разработки плана по производству и реализации продукции являются [10, c. 328]:

- портфель заказов, договора, заключенные с потребителями;

- наличие производственных мощностей по каждому виду продукции;

- возможности приобретения материальных ресурсов;

- состояние техники и технологии;

- обеспеченность персоналом: необходимых специальностей и квалификации.

Механизм планирования ассортимента базируется на общих принципах планирования, к которым, в соответствие с положениями А. Файоля, относятся [23, c. 136]:

- необходимость применения - особенно с учетом требований рационального использования ресурсов;

- единство - предусматривает разработку общего плана социально-экономического развития с взаимной увязкой элементов;

- непрерывность - необходимость непрерывности всех процессов планирования, связанности заданий по временным отрезкам;

- гибкость - предполагает адаптивность процесса планирования с учетом меняющейся конъюнктуры;

- точность - принцип присущий краткосрочному планированию.

Отечественная практика позволила выработать дополнительные принципы [8, c. 219]:

- системность - использование, как правило, системы показателей при оценке любого направления деятельности;

- целенаправленность - означает, что выполнение заданий по любому направлению деятельности и подразделению направлено на достижение главной цели предприятия;

- комплексность - предполагает необходимость учета влияния отдельных изменений на взаимосвязанные показатели;

- оптимальность - необходимость учета использования всех элементов производства;

- эффективность - должна обеспечиваться при оценке элементов разрабатываемых планов;

- научность - необходимость использования результатов научных исследований в области планирования;

- приоритетность - наиболее подробно и обоснованно должны разрабатываться задания, обеспечивающие максимальный эффект;

- сбалансированность - предполагает использования метода баланса при планировании материальных, трудовых ресурсов, производственной мощности, доходов и расходов;

- занятость - требует использования при планировании нормирования труда, соблюдения режима работы персонала и оборудования;

- директивность - касается использования элементов государственного регулирования отдельных вопросов экономики предприятия;

- самостоятельность - категория, закрепленная законодательными актами;

- конкретность - предполагает определение конкретных заданий и обязательный контроль их выполнения;

- объективность - должна базироваться на использовании апробированных норм и нормативов;

- динамичность - принцип, который совместно с гибкостью должен обеспечивать развитие предприятия;

- риск - учет возможных рисков и ущерба.

В ассортиментной деятельности необходимо руководствоваться этими принципами при планировании ассортимента, как в процессе стратегического планирования, так и в краткосрочном периоде. Принципы планирования являются одной из важнейших частей механизма планирования - его основой.

Следовательно, планирование ассортимента выпускаемой продукции является важной частью производственного менеджмента на предприятии. Планирование ассортимента выпускаемой продукции предприятия в целом представляет собой планирование всех видов производственной деятельности, указывающих на отбор комплектующих и сырья для будущего производства и сбыта, создание спецификаций и характеристик данной продукции в соответствие со всеми пожеланиями тех, кто использует данную продукцию.

По данным теории менеджмента существуют такие этапы процесса планирования ассортимента продукции [11, c. 20]:

1. Определение существующих и потенциальных потребностей покупателей.

2. Оценка конкурентоспособности  продукции предприятия. Анализ структуры  ассортимента продукции предприятия и конкурентов.

3. Определение того, какие услуги  и продукцию необходимо добавить  в ассортимент продукции и услуг, или исключить из него по причине недостаточной рентабельности, снижения конкурентоспособности.

4. Разработка предложений усвоения  новых технологий, совершенствования  выпускаемой продукции за счет  использования нового сырья, применения новых видов услуг

5. Изучение возможностей производства новых и усовершенствованных товаров и услуг, включая вопрос цены, себестоимости и рентабельности.

6.   Проведение пробных продаж.

7. Разработка специальных рекомендаций  для производителей продукции  относительно ее качества, оформления, соблюдения технологии производства.

8. Подготовка рекомендаций по  сбыту продукции, включая время  и график выхода на рынок  усовершенствованного изделия, масштабы  начальной фазы реализации продукции, программы проведения рекламных  и других мероприятий по стимулированию сбыта.

При оценке эффективности планирования ассортимента выпускаемой продукции используются, прежде всего, показатели рентабельности:

1. Коэффициент общей рентабельности:

 

   (1)

 

где ДФВ – долгосрочные финансовые вложения;

В – выручка.

Коэффициент общей рентабельности позволяет оценить влияние выбранной ассортиментной политики на общую эффективность работы предприятия.

2. Коэффициент рентабельности продаж [5, c. 116]:

 

   (2)

 

где – прибыль от продаж.

Коэффициент рентабельности продаж позволяет оценить влияние выбранной ассортиментной политики на финансовые результаты деятельности предприятия.

3. Коэффициент рентабельности затрат:

 

   (3)

 

где С – себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Коэффициент рентабельности затрат необходим при оценке влияния выбранной ассортиментной политики на динамику производственных расходов предприятия.

Следовательно, планирование ассортиментной матрицы является важным управленческим процессом. Широта и продуманность ассортимента являются теми составляющими, которые способствуют успешной реализации продукции.

 

          1.3. Стратегии и методы планирования ассортимента выпускаемой продукции

 

При планировании ассортимента товаров обычно используют следующие стратегии:

1. Максимальная разница цен между  ценой оптовой поставки и отпускной ценой товара.

Сущность стратегии заключается в таком планировании, которое позволяет формировать список только тех товаров, которые обеспечивают максимальную прибыль по каждому наименованию товара при ограниченном списке этих наименований. Такая стратегия характерна для небольших мелких фирм. Однако такой стратегии в России придерживаются и некоторые крупные компании. Опасность этой стратегии заключается в том, что небольшой по количеству ассортимент «выгодных» товаров на момент принятия решений в конечном счете увеличивает риск продаж и может привести к потере прибыли при уменьшении на них спроса. Такой стратегии придерживались некоторые фирмы на Российском рынке, которые закупали крупными партиями небольшие наборы моделей кожаной одежды и были вынуждены постоянно снижать цены на товар, чтобы обеспечить хотя бы восстановление первоначальных затрат.

2. Максимальный спрос по предыдущим продажам.

Стратегия основана на анализе предыдущих продаж (дневных, недельных и месячных). Реализация этой стратегии не требует высокой квалификации менеджера и может быть достаточно эффективна в фирмах, продающих товары стабильного спроса (продовольствие, медикаменты и т.д.) [15, c. 124].

3. Равномерное распределение ассортимента.

Эта наихудшая стратегия планирования ассортимента и не может быть использована в рыночной экономике.

4. Восполнение предыдущих продаж.

Стратегия основана на анализе предыдущих, как правило, ежедневных продаж и планировании по этим результатам будущих поставок ассортимента товаров. Стратегия эффективна при стабильной экономике. Может быть использована при планировании ассортимента в магазинах и супермаркетах.

5. Адаптивная стратегия, ориентированная на будущий спрос.

В основу этой стратегии положен прогнозируемый спрос товаров на будущий период продаж (квартал, сезон, год). Эффективность этой стратегии зависит от качества моделей прогнозирования спроса. В условиях Российского рынка применение таких стратегий в настоящий момент маловероятно из-за экономической нестабильности и слабой предсказуемости покупательского спроса [4, c. 95].

7. Оптимальная стратегия.

Эта стратегия ориентирована на получение максимальной прибыли при определенных ограничениях и предполагаемых оценках будущего спроса на товары ассортимента. Методы определения спроса могут быть такими же, как при адаптивной стратегии. Эта стратегия наиболее перспективна при планировании ассортимента.

В зависимости от видов планирования по классификационным признакам можно разделить и методы планирования, применяемые для планирования ассортимента выпускаемой продукции  (рисунок 2).

Основные методы, применяемые в процессе планирования за длительный период использования доказали свою практическую значимость. К ним относятся следующие методы:

- балансовые - используются преимущественно в планировании использования ресурсов; они позволяют сопоставить необходимое количество ресурсов и источники обеспечения потребности в них;

- нормативные - при определении плановой потребности в ресурсах предусматривают использование прогрессивных норм их расхода. Используются также нормы времени на выполнении отдельных работ и операций по обслуживанию машин, ремонту. При планировании численности персонала и фонда оплаты труда используются нормы обслуживания, выработки, оплаты труда, и различных доплат к заработной плате;

- экономико-математические - используются при определении оптимальных значений отдельных параметров технологического процесса, оптимального ассортимента, использования производственной мощности, оптимального размера предприятия и пр.;

- программно-целевые - используются в качестве основы разработки плана отрасли и отдельных предприятий, целевых комплексных программ;

- системные - на основе системы показателей и используются при разносторонней оценке деятельности предприятия;

- экономические - применяются при формировании исходной базы плана на основе использования конкурентных преимуществ предприятия, элементов индикативного планирования.

Рисунок 2 - Классификация методов планирования ассортимента выпускаемой продукции [16, c. 163]

Использование тех или иных методов планирования предприятием определяется самостоятельно с учетом масштабности деятельности, объемов продаж, финансовых возможностей, требований инвесторов и других внешних и внутренних факторов.

Искусство планирования ассортимента производимых товаров опирается в основном на указанные выше методы и состоит в умении использовать уже проверенные и имеющие потенциал технические и материальные возможности в товарах, которые, приумножают производителю доход, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей потребителя. Другими словами, товаропроизводитель занят созданием и производством товаров, и одновременно формированием базы клиентов, и удовлетворением ее индивидуальных потребностей.

Планирование ассортимента выпуска продукции предприятия в целом представляет собой планирование всех видов производственной деятельности, указывающих на отбор комплектующих и сырья для будущего производства и сбыта, создание спецификаций и характеристик данной продукции в соответствие со всеми пожеланиями тех, кто использует данную продукцию.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»