Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;
- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;
- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия 5
1.1. Сущность и виды планирования на предприятии 5
1.2. Особенности планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии 10
1.3. Стратегии и методы планирования ассортимента выпускаемой продукции 16
2. Анализ системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности 21
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 24
2.3. Порядок планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУИ-5» 31
3. Разработка предложений по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 37
3.1. Выбор методов планирования ассортимента выпускаемой продукции для промышленного предприятия 37
3.2. Оптимизация методов планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 41
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения………

Вложенные файлы: 1 файл

Trapeznikova_E_V_Kursovaya_rabota.doc

— 988.50 Кб (Скачать файл)

 

В структуре пассивов ООО «МАГНУМ-5» за исследуемый период времени большую долю составляли краткосрочные пассивы – 91,39% в 2011 году, 94,29% в 2012 году и 89,79% в 2013 году, что является негативным фактором финансовой устойчивости предприятия. Доля долгосрочных обязательств в структуре наблюдалась в размере 4,98% за 2013 год (в 2011 и 2012 годы долгосрочные обязательства на предприятии не формировались). Доля собственного капитала составила 5,23% к концу 2013 года. За 2012 год наблюдалось сокращение доли собственного капитала в структуре пассивов баланса предприятия на 2,91% в абсолютном отклонении, за 2013 год – на 0,48% в абсолютном отклонении.

В структуре пассивов предприятия в 2013 году большую долю составляли краткосрочные обязательства (89,79%). Собственного капитала в структуре пассивов было 5,23%, долгосрочных обязательств - 4,98%. В целом, предприятие сильно зависит от заемных источников финансирования и нуждается в мероприятиях по улучшению финансовой устойчивости.

 

          2.3. Порядок планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»

 

Алгоритм разработки ассортиментной политики в ООО «МАГНУМ-5» состоит из пяти этапов:

1. Управление разработкой ассортиментной политики. Этап, на котором определяются важные моменты формирования ассортимента, и планирования его сбыта:

- определение потребительской группы товара;

- разработка рекламной стратегии;

- определение предпочтительных поставщиков сырья и материалов для производства;

- разработка ценовой политики;

- выбор системы бонусов;

- расчет рисков при реализации продукции.

При этом также предполагается знакомство сотрудников, работающих в системе сбыта и производства, с разработанной ассортиментной политикой.

2. Формирование ассортимента. Этап, на котором рассматриваются предполагаемые цены производства и продажи продукции, наличие товаров в ассортименте конкурентов, условия производства, динамика продаж за предыдущий период. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Следовательно, система формирования ассортимента в ООО «МАГНУМ-5» включает следующие основные моменты [19, c. 160]:

1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

2) оценку существующих аналогов конкурентов;

3) критическую оценку продукции в ассортименте с позиции покупателя;

4) учет прогноза сбыта на основе продаж в предыдущий период времени;

5) решение о необходимости корректировки ассортимента в связи с изменениями уровня конкурентоспособности;

6) изучение возможностей включения в ассортимент новых или усовершенствованных продуктов, учитывая их цены, себестоимость и рентабельность;

7) разработку рекомендаций для подразделений предприятия относительно качества, цены, упаковки, и т.д.;

8) оценку и пересмотр всего  ассортимента.

3. Прогнозирование продаж. Этап, на котором проводится краткосрочное и долгосрочное прогнозирование продаж на товарных рынках и цен на продукцию в зависимости от конкурентоспособности товаров, эластичности спроса, сезонности. Рассматривается динамика продаж за прошедший период. При продаже нового вида продукции целесообразно провести маркетинговое исследование, целью которого будет являться выявление спроса на подобную продукцию. Также необходимо оценить уровень конкуренции: у покупателей спрашивается, что, где и как часто они покупают и в каких случаях готовы приобретать продукцию данного предприятия, а когда отдадут предпочтение конкурентам. На основе анализа результатов проведенного исследования выводится поправочный коэффициент, отражающий вероятность того, что покупатель приобретет продукцию именно данного предприятия, а не его конкурентов. Данная информация позволяет принять правильное решение при прогнозировании объемов продаж.

4. Анализ продаж. Этап, предполагающий исключение из ассортимента товаров с незначительной рентабельностью и денежными поступлениями. Можно проводить анализ продаж с детализацией по заданным периодам (день / неделя / месяц / квартал / год). Для этого можно воспользоваться электронными базами данных о продажах за предыдущий период времени. Современные возможности анализа значительно упрощают этот процесс.

5. Корректировка прогноза. Необходимость корректировки прогноза определяется изменением факторов, влияющих на объемы продаж, например: затрат на производство, условий производства, проведением рекламной компании по определенному бренду, сезонным изменением продаж.

Эффективность системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» отражают финансовые результаты и показатели рентабельности.

Анализ основных финансовых результатов деятельности ООО «МАГНУМ-5» за 2011-2013 годы представлен в таблице 5.

 

       Таблица 5 - Основные результаты деятельности ООО «МАГНУМ-5» за 2011-2013 годы, тыс. руб.

Наименование показателя

За 12 мес.2011 г.

За 12 мес.2012 г.

За 12 мес.2013 г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

2012 к 2011

2013 к 2012

2012 к 2011

2013 к 2012

Выручка

466820

550678

423429

83858

-127249

17,96

-23,11

Себестоимость продаж

-413378

-496529

-369908

83151

-126621

20,12

-25,50

Валовая прибыль

53442

54149

53521

707

-628

1,32

-1,16

Управленческие расходы

-50092

-49927

-49852

-165

-75

-0,33

-0,15

Прибыль от продаж

3350

4222

3669

872

-553

26,03

-13,10

Проценты к получению

293

1388

1067

1095

-321

373,72

-23,13

Проценты к уплате

-325

-143

-439

-182

296

-56,00

206,99

Прочие доходы

18264

15601

14841

-2663

-760

-14,58

-4,87

Прочие расходы

-18536

-18587

-18224

51

-363

0,28

-1,95

Прибыль до налогообложения

3046

2501

914

-545

-1587

-17,89

-63,45

Чистая прибыль

2328

602

387

-1726

-215

-74,14

-35,71


 

Объем реализованной продукции (услуг) ООО «МАГНУМ-5» в 2012 году достиг 550678 тыс. руб., что на 83858 тыс. руб. или на 17,96% выше результата 2011 года.

Получена прибыль от реализации продукции - 4222 тыс. руб. и чистая прибыль - 602 тыс. руб. (сокращение за год на 1726 тыс. руб. или на 74,14%).

Отметим рост себестоимости продаж продукции предприятия на 83151 тыс. руб. или на 20,12% и значительное сокращение прочих доходов (на 2663 тыс. руб. или на 14,58%), что отрицательно сказалось на итоговом результате торгово-производственной деятельности предприятия.

Динамика основных показателей говорит о том, что объемы реализации продукции превышают зону безубыточности незначительно, что связано со сниженными объемами реализации в начале года.

Объем реализованной продукции (услуг) ООО «МАГНУМ-5» в 2013 году достиг 423429 тыс. руб., что на 23,11% ниже результата 2012 года.

Получена прибыль от реализации продукции 3669 тыс. руб. и чистая прибыль 387 тыс. руб.

Сокращение величины себестоимости реализованной продукции составило 25,5%. Опережающее сокращение объема выручки от реализации над себестоимостью реализованной продукции и услуг обеспечило снижение рентабельности продаж.

Снижение чистой прибыли по сравнению с итогами 2012 года во многом явилось следствием вступления ООО «МАГНУМ-5» в программу финансового оздоровления, в связи с чем было проведено сокращение объемов производства.

Оценка показателей рентабельности предприятия представлена в таблице 6.

 

          Таблица 6 - Оценка показателей рентабельности предприятия

Наименование показателя

Обозначение

Формула расчета

2011

2012

2013

Рентабельность продаж - прибыльность предприятия

Рп

Прибыль от реализации / Выручка от продаж

0,72%

0,77%

0,87%

Рентабельность деятельности - рентабельность вложенных средств

Род

Прибыль от реализации / (Себестоимость + Коммерческие + Управленческие расходы)

0,72%

0,77%

0,87%

Рентабельность основной деятельности

Р

Прибыль от реализации / Себестоимость

0,81%

0,85%

0,99%

Рентабельность собственного капитала

Ркап

Прибыль до налогообложения / Собственный капитал

18,69%

14,80%

5,29%

Период окупаемости собственного капитала

Поск

Собственный капитал / Чистая прибыль

7,00

28,07

44,67


 

Рентабельность продаж предприятия в 2013 году была выше показателя 2012 году в связи с тем, что прибыль от реализации предприятия сократилась в относительных показателях меньше, чем полученная выручка.

Рентабельность деятельности и рентабельность основной деятельности в 2013 году также выросли в связи с меньшим соотношением отклонения прибыли от реализации в сравнении с отклонениями прочих показателей.

Рентабельность собственного капитала ООО «МАГНУМ-5» за 3 года уменьшилась с 18,69% до 5,29% в связи со снижением суммы прибыли до налогообложения при незначительном росте собственного капитала.

Период окупаемости собственного капитала предприятия с течением времени увеличился с 7 до 44,67 лет в связи со значительным снижением получаемой чистой прибыли.

В течение 2013 года наблюдалась тенденция сокращения объема продаж в сравнении с 2012 годом. В 2013 году ООО «МАГНУМ-5» была проведена работа по ассортиментной политике, заключающаяся в прекращении производства наименований продукции с низкой ликвидностью и рентабельностью. Повышение цен на продукцию ООО «МАГНУМ-5» в 2013 году было обусловлено общими тенденциями рынка высоковольтных полимерных изоляторов.  Основная часть реализованной продукции - линейные подвесные изоляторы, на долю которых в общем объеме в 2013 году приходилось 21,8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3 Разработка предложений по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»

 

        3.1. Выбор методов планирования ассортимента выпускаемой продукции для промышленного предприятия

 

По нашему мнению, наиболее эффективным методом планирования ассортимента выпускаемой продукции признается метод ABC. Метод АВС заключается в делении продукции на три категории по степени важности в зависимости от получаемой выручки.

При выборе решений по организации планирования ассортимента выпускаемой продукции рекомендуется объединять методологию АВС-анализа с методологией XYZ-анализа (рисунок 5).

Рисунок 5 - Представление АВС [11, c. 21]

Схема интерпретации результатов ABC-XYZ-анализа представлена в приложении 4.

Всю номенклатуру ассортимента выпускаемой продукции располагают в порядке убывания общей суммы выручки (как правило, за год). При этом к группе А относят все наименования продукции, начиная с первого, общая стоимость выручки по которой составила 75-80% суммарной выручки. В группу В включают позиции, общая сумма выручки по которой составляет 10-15% от общей суммы, соответственно в группу С - номенклатурные позиции, выручка по которой составляет 5-10% от общей суммы годовой выручки.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»