Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;
- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;
- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия 5
1.1. Сущность и виды планирования на предприятии 5
1.2. Особенности планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии 10
1.3. Стратегии и методы планирования ассортимента выпускаемой продукции 16
2. Анализ системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности 21
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 24
2.3. Порядок планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУИ-5» 31
3. Разработка предложений по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 37
3.1. Выбор методов планирования ассортимента выпускаемой продукции для промышленного предприятия 37
3.2. Оптимизация методов планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 41
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения………

Вложенные файлы: 1 файл

Trapeznikova_E_V_Kursovaya_rabota.doc

— 988.50 Кб (Скачать файл)

Систему АВС можно рассматривать с двух точек зрения: получения выручки и представления процессов. Рассмотрение с точки зрения получения выручки позволяет получать информацию о продукции, деятельности и объектах выручки. Рассмотрение же с точки зрения процессов дает оперативную (и часто - нефинансовую) информацию об этих видах деятельности.

XYZ-анализ предполагает классификацию ассортимента выпускаемой продукции по среднему статистическому отклонению значения от средней скорости получения выручки. Так, если выручка по какой-то номенклатуре в течение одного месяца составляет 100 единиц, а в следующем - 10 единиц (то есть является неравномерной), то эта продукция попадет в группу X. Если же, наоборот, по данной номенклатуре выручка из месяца в месяц составляет 100 единиц, то она попадет в группу Z, то есть будет отнесена к номенклатуре с равномерной доходностью. Y - промежуточный вариант.

Использование АВС-анализа снижает влияние субъективного фактора, когда необходимо принять решение об организации ассортимента выпускаемой продукции по отдельным группам (например, следует ли организовывать тендеры по определенной номенклатуре), что тоже очень важно для руководства, собственников и контролирующих подразделений.

Для того чтобы АВС-анализ стал возможен, в компании необходимо наличие единого классификатора ассортимента выпускаемой продукции в информационной базе, в кодах которого заложен учет их прихода, расхода и складских запасов.

Отметим, что когда процедура АВС-анализа проводится впервые, встает вопрос, насколько детально должна быть отражена информация по ассортименту продукции (по позициям, подгруппам, группам и т. д.).

Рассмотрим метод операционного рычага, который ещё называют анализом «Издержки - Объем - Прибыль» или операционным анализом, его часто применяют западные исследователи, там он носит название Cost - Volume - Profit (CPV-анализ).

Основными понятиями данного метода являются: операционный рычаг, закон финансовой устойчивости предприятия, точка безубыточности [24, c. 193].

К перечисленным понятиям следует добавить маржинальный доход, потому что его применение позволяет оценить операционные прогнозы на основе соотношений постоянных и переменных затрат, они определяют силу воздействия операционного рычага. Так как чем выше уровень постоянных затрат, тем сильнее уровень воздействия операционного рычага.

Базовые понятия метода: переменные и постоянные затраты организации, выручка (от реализации), объем продукции, произведенной предприятием, в натуральном выражении.

Использование маржинального дохода в анализе помогает составить оптимальный ассортимент продукции производственного предприятия, сформировать ценообразование, определить объем производства и продаж, чтобы получить запланированную прибыль, учесть ограниченность ресурсов, определить товары, которые рациональнее производить, а какие покупать; обосновывать выбор технологий производства и оборудования и др. Если рассматривать критические соотношения, при маржинальном анализе, то выясняется: как критический объем продаж, который соответствует точке безубыточности, так и объем продаж, который обосновывает решения покупать или производить на собственных мощностях», так же выбор оборудования для производства.

Одной из самых важных составляющих операционного анализа - это разделение издержек на постоянные и переменные. Но это разделение затрат всего на два вида часто бывает недостаточным, чтобы обосновать выработку ассортиментной и ценовой политики, то есть определить самый выгодный продуктовый ассортимент и близкие к оптимальным цены, с наибольшей эффективностью распределять мощности производства.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль [17, c. 137].

Переменные издержки - такие затраты предприятия, которые возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.

Постоянные (фиксированные, непропорциональные) издержки - такие, которые не зависят от объемов производства: арендная плата, процент за кредит, амортизационные отчисления, оклады административно-управленческого аппарата, расходы по управлению и др.

Разделение издержек на косвенные и прямые при расчете промежуточной маржи не может исключить разные неточности. Такое происходит потому что и прямые постоянные и переменные, и частично косвенных постоянных затрат также могут изменяться из-за изменения выпуска отдельного вида выпускаемой продукции. Так если, при возрастании выпуска производимых или при производстве новых товаров понадобится ввести дополнительное оборудование, и связанные с ним прямые издержки, то в таком случае возможно потребуются и новые косвенные затраты на управление и обслуживание производства. В связи с этим промежуточная маржа, которая определяется на основе деления на косвенные и прямые затраты, не каждый раз может обеспечить нужную точность обоснования выбора и, поэтому, возможно принятие ошибочного решения и, что скорее всего приведет к финансовым потерям. Таким образом, выполняя задачи операционного анализа, следует ввести двухступенчатую оценку издержек и промежуточной маржи, это поможет использовать преимущества перед оперированием как промежуточной маржей с прямыми и косвенными затратами, так и валовой маржей.

Сочетание различных методов при планировании ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия может обеспечить высокую степень точности прогнозов и привести к получению дополнительной выручки.

 

3.2. Оптимизация методов планирования  ассортимента выпускаемой продукции  ООО «МАГНУМ-5»

 

Проведем ABC-XYZ анализ ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5» за 2012-2013 годы.

ABC-анализ ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5» за 2012-2013 годы представлен в таблице 7.

 

          Таблица 7 - ABC-анализ ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5» за 2012-2013 годы, тыс. руб.

Наименование вида продукции

2012

2013

Итого за 2 года

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

Всего по продукции предприятия

550 678

423 429

974 107

100,0%

   

Линейные подвесные изоляторы

124 795

92 306

217 101

22,3%

22,2%

C

Птицезащищенные подвесные изоляторы

115 380

86 156

201 536

20,7%

43,0%

B

Линейные опорные и штыревые изоляторы

58 047

59 181

117 228

12,0%

55,0%

B

Распорки межфазные изолирующие

101 957

77 691

179 648

18,4%

73,5%

А

Опорные изоляторы наружной и внутренней установки

2 898

5 216

8 114

0,8%

74,3%

C

Изоляторы проходные

9 136

4 986

14 122

1,4%

75,7%

C

Шинные опоры

76 205

53 917

130 123

13,4%

89,1%

B

Прочие изоляторы

62 258

43 977

106 235

10,9%

100,0%

А


 

Общая сумма товарооборота предприятия в 2012 году составляла 550 678 тыс. руб. За 2 года сумма товарооборота составила 974 107 тыс. руб.

Результаты ABC-анализа ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5» представлены в таблице 8.

      

        Таблица 8 - Результаты ABC-анализа ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5»

Группа

Объемы товарооборота

Доля

Количество видов продукции

Доля

Группа А

285 883

29,35%

2

25%

Группа В

448 887

46,08%

3

38%

Группа С

239 336

24,57%

3

38%

Итого

974 107

100,00%

8

100%


 

Рекомендуемые значения:

Группа A - 80% товарооборота, 20% наименований.

Группа B - 15% товарооборота, 30% наименований.

Группа C - 5% товарооборота, 50% наименований.

Результаты XYZ-анализа ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5» за 2012-2013 годы представлены в приложении 5.

АВС-анализ строился на основе принципа Парето: за большинство возможных результатов (80%) отвечает относительно небольшое число причин (20%), т.е. 80% товарооборота обеспечивают 20% продукции.

Предполагалось, что данные имеют нормальный закон распределения: зная среднее значение и дисперсию, мы можем найти рациональный баланс между уровнем сервиса и затратами на его поддержание.

Группа X - объекты,  коэффициент вариации  значений по которым не превышает 10%, т.е. с вероятностью 99% можно утверждать, что прогноз на данную группу товаров будет отличаться от среднего значения на + (-) 10%.

Группа Y - объекты,  коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%, т.е. прогноз будет отличаться от среднего значения не более чем на 25%.

Группа Z - объекты,  коэффициент вариации по которым превышает 25%, т.е. отклонения от среднего значения превышают 25%.

Общие результаты XYZ-анализа ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5» сведены в таблице 8.

 

          Таблица 8 - Общие результаты XYZ-анализа ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5», тыс. руб.

Группа

Объем товарооборота за период

Доля

Количество продукции

Доля

Группа X

117 228

12%

1

13%

Группа Y

856 879

88%

7

88%

Группа Z

0

0%

0

0%

Итого

974 107

100%

8

100%


 

Общая сумма товарооборота за исследуемый период времени составляла 974 107 тыс. руб. Количество продукции группы X составляло 1 вид. Доля продукции группы X была равна 12%.

Результаты совмещения ABC-XYZ анализов представлены в таблице 9.

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных видов продукции предприятия и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

         Таблица 9 - Результаты совмещения ABC-XYZ анализов ассортимента продукции ООО «МАГНУМ-5»

Наименование вида продукции

2012

2013

ИТОГО за 2 года

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Совмещение

Всего по продукции предприятия

550 678

423 429

974 107

100,0%

   

Линейные подвесные изоляторы

124 795

92 306

217 101

22,3%

22,2%

CY

Птицезащищенные подвесные изоляторы

115 380

86 156

201 536

20,7%

43,0%

BY

Линейные опорные и штыревые изоляторы

58 047

59 181

117 228

12,0%

55,0%

BX

Распорки межфазные изолирующие

101 957

77 691

179 648

18,4%

73,5%

АY

Опорные изоляторы наружной и внутренней установки

2 898

5 216

8 114

0,8%

74,3%

CY

Изоляторы проходные

9 136

4 986

14 122

1,4%

75,7%

CY

Шинные опоры

76 205

53 917

130 123

13,4%

89,1%

BY

Прочие изоляторы

62 258

43 977

106 235

10,9%

100,0%

АY

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»