Планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………….………….... 5
1.1. Содержание, формы и принципы планирования
качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия….. 5
1.2. Особенности планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия…………………….10
1.3.Методика, технология планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ………25
Глава 2. Эффективность планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………30
2.1. Анализ эффективности планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ….30
2.2. Разработка рекомендаций планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………………………. 34
Заключение 42
Список использованной литературы……………………………………...46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Planirovanie_kachestva_konkurentosposobnosti_may.docx

— 176.82 Кб (Скачать файл)

 

- Р.А. Фатхутдинов и М. Портер отмечают, что конкуренция – это процесс управления конкурентными преимуществами и процесс появления нового;

-  как ситуацию (в которой  конкурирующих единиц много и  они независимы) конкуренцию трактует  Ф. Найт;

- как стремление (как можно  лучше удовлетворить критериям  доступа к редким благам) конкуренцию трактует П. Хайне.

  Анализ имеющихся  трактовок позволил в настоящем  исследовании под конкуренцией  считать процесс управления субъектом  своими преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством  которых фирмы-соперники стремятся  завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это  удовлетворение определенной потребности.

Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению  конкурентов, производящих товары-аналоги  либо товары-заменители (субституты). Широкое  понимание приводит к увеличению числа конкурентов.

Объектом конкуренции  является потребитель (покупатель), и  в этом качестве он имеет возможность  сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – с другой, а значит, существуют различные методы и приемы конкурентной борьбы, и различное их влияние.

1.2. Особенности планирования  качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия

 

Конкуренция — рыночный механизм, реализующийся в форме  взаимодействия рыночных субъектов  и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка  способствует формированию хозяйственных  отношений и является способом оздоровления экономики.

Конкуренция может быть выражена в разных формах и осуществлена разными  методами. Она может быть также  как внутриотраслевой, так и внешнеотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция  — это соперничество между  предпринимателями одной отрасли  хозяйства за более выгодные условия  выпуска и сбыта товаров. Такая конкуренция становится возможной потому, что предприятия отрасли существенно отличаются друг от друга по качеству используемых средств производства, таких как, например, оборудование, станки, материалы, технической оснащенности и квалификации рабочей силы. Поэтому естественно возникают различия по величине стоимости выпускаемых товаров и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция  — это конкуренция между производителями  в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит  стремление предпринимателей к получению  максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой  конкуренции капитал устремляется в сферы экономики, которые именно в данный момент характеризуются  наибольшей нормой прибыли. В результате межотраслевой конкуренции увеличивается  выпуск и предложение товаров  в отрасли, наиболее выгодной для  бизнеса в данный момент, что соответственно приводит к уменьшению цены и нормы  прибыли. Таким образом, межотраслевая  конкуренция регулирует потоки капиталовложений, то есть воздействует на изменение  направления вложения капитала, его  распределение по сферам экономики.

Свободная конкуренция предполагает ничем не ограниченный вход на рынок  и выход из него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует напрямую повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив  и самый значимый источник национального  богатства. Качество продукции страны — это престиж страны, это удовлетворение потребностей граждан страны. Только на основе выпуска качественной продукции  предприятие способно выжить в условиях конкуренции и получать необходимую  прибыль. Поэтому понятно, что деятельность по повышению качества в условиях конкурентных рыночных отношений является приоритетной, как в рамках предприятия, так и в рамках страны.

Причин, которые вынуждают  предприятие повышать качество производимых товаров много. Выделим основные:

  1. существенное и непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
  2. возрастание роли и темпов научно-технического прогресса в развитии науки, техники, экономики и т.д.
  3. совершенствование услуг, конструкций выпускаемых товаров и оказываемых услуг и, как следствие, неизбежный рост брака и рекламаций;
  4. неприятие потребителем товаров и услуг низкого качества;
  5. ужесточение требований к интенсификации производства и повышение его эффективности;
  6. усиление конкуренции на мировых рынках.

Штриховое кодирование —  важное направление обеспечения  конкурентоспособности товара. Под штриховым кодированием следует понимать технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на предоставлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину.

Использование штрихового кодирования  дает возможность автоматизации  процесса ввода и обработки информации о продукции (товаре) в ЭВМ для  последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта  поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции (товара).

Штриховое кодирование влияет на конкурентоспособность товара следующим  образом:

1. Наличие штрихового  кода у товара может рассматриваться  как нормативное условие конкурентоспособности  товара; так, с 1 января 1995 года наличие штрихового кода рассматривается как обязательное условие поставки товаров на рынки стран ЕС.

2. Наличие штриховых кодов  на упаковках дает возможность  организовать эффективный контроль  за прохождением товаров, начиная  с упаковочной линии у изготовителей и заканчивая складом магазина, это оказывает большое влияние на сокращение логистических издержек.

3. С помощью штриховых  кодов контролируется качество  продукции; в процессе выходного  контроля качества на предприятии  код считывается и подтверждается  прием продукции или отказ  от нее; соответственно бракованные  изделия направляются на переработку,  а изделия соответствующего качества  на реализацию.

4. Штриховые коды обеспечивают  точный учет складируемых и  отгружаемых товаров; штриховые  кода наносятся не только на  упаковку товаров, но и на  контейнеры, их содержащие, а это  облегчает складирование; при  поступлении заказов от производителей  проводится считывание кодов,  их сопоставление с заказами  и оформление накладной. 

5. Применение штриховых  кодов позволяет повысить скорость  и культуру обслуживания покупателей. 

6. Использование штрихового  кодирования способствует организации  эффективного проведения маркетинговых  исследований товаров, так как  позволяет вести автоматизированный  учет их производства и продажи. 

Система штрихового кодирования  включает в себя три компонента:

– сам штриховой код;

– устройство считывания;

– вычислительное устройство.

Штриховой код — это  последовательность расположенных  по правилам определенной символики  темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной  ширины, которая обеспечивает представление  символов данных в машиночитаемом виде. Данными могут быть как буквы  и цифры, так и специальные  графические и управляющие символы, используемые в программных и технических средствах обработки и передачи информации.

Штриховой код наносится  на упаковке, этикетке или на ярлыках, сопровождающих товары. Штриховые коды считываются сканерами, которые  воспринимает штрихи, пробелы и их сочетании, декодируют штриховой код  в цифровой.

Правительством РФ принята  и поддерживается государственная  программа, предусматривающая внедрение  системы штрихового кодирования  в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине, в сельском хозяйстве  и других сферах экономики.

Товарные знаки в обеспечении  качества и конкурентоспособности  товаров

Товарные знаки являются обозначениями для обеспечения  отличий товаров разных производителей. В соответствии с Гражданским  кодексом РФ товарный знак (ТЗ) — это  средство обслуживания (ЗО), который  представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг.

В условиях конкуренции ТЗ (ЗО) выполняет ряд функций, оказывающих  непосредственное воздействие на конкурентоспособность  товара. Эти функции проявляются как у производителя, так и потребителя: у производителя — в направлении выделения товара среди однородных возможностей более эффективной рекламы, обеспечении гарантий качества товара для потребителя, что отражается на увеличении объема продаж и получаемой прибыли, у потребителя — в указании на качество товара и на источник происхождения спроса на эти товары, так как среди однородных товаров, сходных по цене и качеству, потребитель, как правило предпочитает товары и известными товарными знаками, например, ручки Parker, спортивные товары фирм Adidas, Reebok и т.п.

Широкая известность фирм и авторитет их товарных знаков привлекают множество мошенников, которые подделывают  товарные знаки, тем самым угрожая  деловой репутации и благосостоянию этих компаний, так как продукция мошенников зачастую уступает по качеству. Поэтому государство в развитых странах осуществляет правовую охрану товарных знаков.

В России отношения, возникающие  в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются следующими законодательно-правовыми актами:

– ГК РФ;

– Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

– Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

– Уголовным кодексом РФ;

– Международными соглашениями и конвенциями, в которых участвует Россия;

– Подзаконными актами, принятыми  в развитие законодательства.

Государственная регистрация  товарного знака проводится в  патентном ведомстве России. Заявка на регистрацию товарного знака  подается юридическим или физическим лицом самостоятельно либо через  патентного поверенного.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения  и их комбинации, а также звуковые товарные знаки:

К словесным обозначениям, которые могут регистрироваться как товарные знаки относятся слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, словосочетания, предложения.

К изобразительным товарным знакам относятся изображения живых  существ, предметов, природных и  иных объектов, а также фигуры любых  форм, композиций, линий, пятен, фигур  на плоскости.

К объемным изображениям, регистрируемым как товарные знаки, относятся трехмерные объекты, комбинации линий и фигур.

К комбинированным товарным знакам относятся сочетания элементов  разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.

В качестве звукового товарного  знака могут быть зарегистрированы мелодия, различные шумы и звуки. Возможно сочетание звукового фона со словесным элементом (например, как  товарный знак, была зарегистрирована мелодия, звучащая перед объявлениями в международном аэропорту Шереметьево-2).

Патентная чистота и патентоспособность продукции

Патентная чистота продукции  отражает степень воплощения в изделии  технических решений, не подпадающий  под действие патентов, введенных  в стране, на рынке которой запланирован сбыт. Иначе говоря, патентная чистота  обозначает возможность использования  в данном государстве объекта  техники (машины, прибора и т.д.) без  нарушения прав по действующим патентам.

Соответственно патентная  чистота — важнейшее нормативное  условие обеспечения конкурентоспособности  продукции, так как продукция, не обладающая патентной чистотой, не может быть законным образом участвовать  в конкурентной борьбе. По законодательству стран с развитой рыночной экономикой продукция, выпускаемая и реализуемая  предприятием с нарушением чьих-либо исключительных прав, признается контрафактной  и подлежит изъятию из процесса оборота, а к самому предприятию применяются  различные санкции и меры ответственности.

В Российской Федерации патентное  законодательство, основу которого составляет Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года, защищает имущественные и  связанные с ними личные неимущественные  отношения, возникающие с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности.

К изобретению относится  устройство, вещество, способ, штамм  микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение указанных объектов по новому назначению. Полезная модель представляет собой конструктивное выполнения средств производства, предметов потребления, их составных частей. Промышленный образец — это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Информация о работе Планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции