Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть сущность оборотных средств торгового предприятия, пути повышения эффективности и планирование их использования. Курсовая работа включает следующие задачи:
определить сущность и состав оборотных средств;
рассмотреть использование оборотных средств на примере ПО «Кооп-Транс»
рассмотреть основные пути повышения эффективности использования оборотных средств торгового предприятия;
изучить планирование оборотных средств торгового предприятия.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы планирования оборотных средств торгового предприятия…………………………………………………………...5
1.1. Оборотные средства торговли: понятие, экономическая сущность, состав и структура………………………………………………………………...5
1.2. Виды оборотных средств и их классификация. Источники финансирования оборотных средств торгового предприятия и их характеристика…………………………………………………………………….6
1.3. Методы планирования оборотных средств торгового предприятия……………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ наличия и эффективность использования оборотных средств торгового предприятия………………………………………………...12
2.1. Краткая характеристика ПО «Кооп-Транс»………………………...12
2.2. Анализ наличия, состава и структуры оборотных средств ПО «Кооп-Транс»…………………………………………………………………….17
2.3. Характеристика источников финансирования оборотных средств……………………………………………………………………………20
2.4. Оценка и пути повышения эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………….23
Глава 3. Планирование оборотных средств ПО «Кооп-Транс»………..27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………….35
При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Сначала аналитическим методом определить потребность в оборотных средствах, зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного метода учесть изменение объема производства.
Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод, будучи очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятия (снабжения, юридической, сбыта продукции, производственного отдела, бухгалтерии и др.). Но это позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.
Метод прямого счета предполагает нормирование оборотных средств, вложенных в запасы и затраты, готовую продукцию на складе. В общем виде его содержание можно представить следующим образом:
• разработка норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых оборотных средств;
• определение нормативов в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах.
Конкретные условия работы каждого предприятия существенно влияют на размер норм оборотных средств. К таким условиям можно отнести:
1. длительность производственного цикла;
2. периодичность запуска материалов в производство;
3. время подготовки материалов
для производственного
4. отдаленность поставщиков от потребителей.
На практике наиболее целесообразно применение метода прямого счета. Преимуществом этого метода является достоверность, позволяющая сделать наиболее точные расчеты частных и совокупного нормативов. [3, c.94]
Глава 2. Анализ наличия и эффективность использования оборотных средств торгового предприятия
2.1. Краткая характеристика ПО «Кооп-Транс»
Исследуемым торговым предприятием является потребительское общество «Кооп-Транс» (далее будет обозначаться ПО «Кооп-Транс») магазин «Кооператор»
ПО «Кооп-Транс»:
Председатель правления: Шинкарёв Эдуард Александрович
Юридический адрес: 433100 Ульяновская область р.п. Вешкайма улица Первомайская 9.
Почтовый адрес: 433100 Ульяновская область р.п. Вешкайма улица Первомайская 9.
Т/ф 8 (84-243) 2-12-48
Электронная почта: koop-trans@mail.ru
ИНН |
7326026800 |
КПП |
730901001 |
ОГРН |
1067326025458 |
ОКАТО |
73401365000 |
ОКПО |
25533335 |
ОКВЭД |
55.40, 15.81, 66.40 |
1) р/с 40702810569100000289, к/с 30101810000000000602, БИК 047308602, в Ульяновском ОСБ №8588
2) р/с 40702810765080000024, к/с 30101810200000000897, БИК 047308897, Ульяновский РФ ОАО «Россельхозбанк».
Магазин «Кооператор» находиться по адресу: Ульяновская область р.п.Вешкайма улица Труда 9 «а». Месторасположение магазина очень удобное, т.к. он располагается в спальном районе. Основной задачей создания магазина было обеспечение населения продовольственными товарами.
Режим работы магазина: Пн-Пт с 800 до 2000
Список сотрудников:
1) Костина Т.Ю. – заведующая магазином
2) Фомина К.А. – товаровед
3) Медведева Н.А. – продавец
4) Митрофанова Ю.А. – продавец
5) Светлова М.Г. – уборщица
Финансово-хозяйственную деятельность магазина «Кооператор» можно рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Кооператор»
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 к 2011 году, % |
1.Товарооборот, тыс. руб. |
4322,6 |
4989,4 |
5503,7 |
127,3 |
2.Издержки, тыс. руб. |
3352,7 |
3576,2 |
4175,8 |
124,6 |
3.Уровень издержек, % |
77,6 |
71,7 |
75,9 |
- |
4.Прибыль от реализации товаров, тыс. руб. |
969,9 |
1413,2 |
1327,9 |
136,9 |
5.Товарооборот на 1 м2 общей площади торгового предприятия, тыс. руб. |
12,9 |
14,6 |
16,0 |
124,0 |
6.Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. |
30,7 |
35,5 |
39,1 |
127,4 |
7.Товарооборот на 1 работника, тыс. руб. |
1440,9 |
1247,3 |
1100,7 |
76,4 |
8.Товарооборот на 1 работника торгово-оперативного зала, тыс. руб. |
2161,3 |
2494,7 |
2751,8 |
127,3 |
9.Уровень рентабельности продаж, % |
22,4 |
28,3 |
24,1 |
- |
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что в 2013 году по сравнению с 2011 годом товарооборот увеличился на 27,3%, издержки возросли на 24,6%, прибыль от реализации товаров возросла на 36,9%, товарооборот на одного работника уменьшился на 23,6%, а товарооборот на одного работника торгово-оперативного зала увеличился на 27,3%.
Магазин «Кооператор» реализует широкий ассортимент товаров. Имея необходимы перечень товарных групп, можно провести анализ поступления товар по товарным группам, который представлен в таблице 2.
Анализируя данную таблицу, можно сказать, что в сравнении 2013 года с 2011 годом практически по всем товарным группам наблюдается увеличение, исключением являются товарные группы «Соки, воды» и «Хлеб». Это связано с появление нового магазина специализирующегося по продаже хлебобулочных изделий .
Таблица 2 - Анализ поступления товаров по товарным группам
Товарные группы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год к 2011 году, % | |||
всего, тыс. руб. |
удельный вес, % |
всего, тыс. руб. |
удельный вес, % |
всего, тыс. руб. |
удельный вес, % | ||
1.Колбасные изделия |
509,8 |
11,8 |
553,6 |
11,1 |
584,0 |
10,6 |
114,5 |
2.Молоко, молочная продукция |
306,9 |
7,1 |
360,9 |
7,2 |
363,7 |
6,6 |
118,5 |
3.Кондитерские изделия |
218,6 |
5,1 |
215,4 |
4,3 |
324,6 |
5,9 |
148,5 |
4.Алкоголь |
538,8 |
12,5 |
746,3 |
15,0 |
839,3 |
15,2 |
155,8 |
5.Замороженная продукция |
254,6 |
5,9 |
311,1 |
6,2 |
296,5 |
5,4 |
116,4 |
6.Соки, воды |
393,5 |
9,1 |
392,0 |
7,9 |
387,5 |
7,0 |
98,5 |
7.Фрукты, овощи |
296,8 |
6,8 |
299,5 |
6,0 |
313,0 |
5,7 |
105,4 |
8.Рыба, рыбные изделия |
201,6 |
4,7 |
199,6 |
4,0 |
215,1 |
3,9 |
106,7 |
9.Табачные изделия |
251,6 |
5,8 |
252,1 |
5,1 |
353,0 |
6,4 |
140,3 |
10.Хлеб |
287,6 |
6,7 |
300,0 |
6,0 |
251,0 |
4,6 |
87,3 |
11.Консервы |
147,7 |
3,4 |
140,2 |
2,8 |
175,1 |
3,2 |
118,5 |
12.Сыры |
247,7 |
5,7 |
250,7 |
5,0 |
290,6 |
5,3 |
117,3 |
13.Яйцо |
56,8 |
1,3 |
90,8 |
1,8 |
98,1 |
1,8 |
172,9 |
14. Прочее |
610,7 |
14,1 |
877,3 |
17,6 |
1012,4 |
18,4 |
165,8 |
Итого |
4322,6 |
100,0 |
4989,4 |
100,0 |
5503,7 |
100,0 |
127,3 |
В сравнении 2013 года с 2011 годом можно сделать вывод, что по товарной группе «Яйцо» произошло увеличение на 72,9%, «Алкоголь» 55,8%, «Кондитерские изделия» 48,5%, «Табачные изделия» 40,3%. По остальным группам произошло не сильное увеличение. В общем по товарным группам произошло увеличение на 27,3 %. Что свидетельствует о успешной реализации продукции.
С помощью второй таблицы можно провести ABC анализ, который представлен в таблице 3.
Таблица 3 - АВС анализ структуры ассортимента товара магазина «Кооператор»
Товарные группы |
Сумма реализации за 2013 г., тыс.руб. |
Доля, % |
Доля нарастающим итогом, % |
Группа |
1.Прочее |
1012,4 |
18,4 |
18,4 |
А |
2.Алкоголь |
839,3 |
15,2 |
33,6 |
А |
3.Колбасные изделия |
584,0 |
10,6 |
44,2 |
А |
4.Соки, воды |
387,4 |
7,0 |
51,2 |
В |
5.Молоко, молочная продукция |
363,7 |
6,6 |
57,8 |
В |
6.Табачные изделия |
353,0 |
6,4 |
64,2 |
В |
7.Кондитерские изделия |
324,6 |
5,9 |
70,1 |
В |
8.Фрукты, овощи |
313,0 |
5,7 |
75,8 |
В |
9.Замороженная продукция |
296,5 |
5,4 |
81,2 |
С |
10.Сыры |
290,6 |
5,3 |
86,5 |
С |
11.Хлеб |
251,0 |
4,6 |
91,1 |
С |
12.Рыба, рыбные изделия |
215,1 |
3,9 |
95,0 |
С |
13.Консервы |
175,1 |
3,2 |
98,2 |
С |
14.Яйцо |
98,1 |
1,8 |
100 |
С |
Итого |
5503,7 |
100,0 |
- |
- |
Группа A – сумма долей накопленных итогом составляющие первые 50% от общей суммы параметров. В эту группу вошли товарные группы: прочее, алкоголь и колбасные изделия. Эти объекты требуют тщательной планировки, постоянного учёта и контроля.
Группа B – Объекты сумма долей накопленным итогом составляет 50-80% от общей суммы параметров. В эту группу вошли товарные группы: соки и води, молоко, молочные продукция, табачные изделия, кондитерские изделия, фрукты и овощи. Эти объекты в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля и налаживания учёта.
Группа С - оставшиеся объекты, сумма долей накопленным итогом составляет 80-100% от общей суммы. В эту группу вошли товарные группы: замороженная продукция, сыры, хлеб, рыба, рыбные изделия, консервы, яйцо. Объекты, характеризующиеся упрощённым методом планирования, учёта и контроля.
Анализ состояния основных средств начинается с общего изучения материально-технической базы предприятия, который можно изучить по таблице 4.
Таблица 4 - Анализ материально-технической базы магазина «Кооператор»
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год к 2011 году, % |
|
4322,6 |
4989,4 |
5503,7 |
127,3 |
|
2127,4 |
2278,2 |
2392,9 |
112,5 |
|
336,1 |
340,7 |
344,7 |
102,5 |
|
3 |
4 |
5 |
166,7 |
|
969,9 |
1413,2 |
1327,9 |
137,0 |
|
2,0 |
2,2 |
2,3 |
115,0 |
|
0,5 |
0,5 |
0,4 |
80,0 |
|
45,6 |
62,0 |
55,5 |
- |
|
6,3 |
6,7 |
6,9 |
109,5 |
Стоимость основных фондов на 1 человека, тыс.руб. |
339,8 |
275,2 |
249,8 |
73,5 |
Информация о работе Планирование оборотных средств торгового предприятия