Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции ОАО «Инвет» выявить резервы повышения деятельности предприятия и сформировать предложения по совершенствованию реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
изучение учета реализации продукции;
выявление путей увеличения реализации продукции и разработка мероприятий по их освоению;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…….… 5
1.1 Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации………………………………………………… 5
1.2 Показатели, характеризующие реализацию продукции……………. 7
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа…..... 10
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………….. 12
2.1 Анализ объема, структуры и динамики реализации продукции…… 12
2.2 Факторный анализ реализации продукции…………………………. 16
2.3 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции……………………………………………………………. 19
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………… 22
3.1 Пути роста реализации продукции………………………………. … 22
3.2 Анализ резервов увеличения объема реализации продукции в организации………………………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 27
Это равенство показывает, что сумма реализации зависит от объема выпускаемой продукции и изменения остатков всей нереализованной продукции на конец периода по сравнению с начальными их величинами.
Анализ производства продукции и продаж производится в сопоставлении с планом и в динамике за ряд лет. Оценка дается в целом по всему объему и в разрезе ассортимента, оценки качества и ритмичности производства. При оценке ассортимента продукции следует посмотреть, правильно ли он запланирован с точки зрения необходимости, назначения определенного вида продукции. Важно выполнение того ассортимента, который дает высокий доход. Более высокие доходы связаны с новой однотипной продукцией, которую можно легко выпускать на основных производственных мощностях компании, или с новой продукцией, накапливание выпуска которой связано с появлением дополнительного спроса на нее. В ассортименте выпускаемой продукции могут быть товары с различными ценами, себестоимостью и объемом выпуска. Чем больше изменений претерпевают эти три элемента, тем большую изменчивость имеют доходы компании. Поэтому при анализе необходимо оценить изменения в количестве, продажной цене и себестоимости для каждого вида продукции основного производства. При этом важно измерить эластичность спроса на продукцию через показатель, который равен отношению процентного изменения объема продаж к процентному изменению цены продукта.
Если спрос на товары уменьшается в той же (или большей) пропорции, что и цены, его называют эластичным. Спрос, не зависящий от цен, называют неэластичным. Компания, которая осваивает новую продукцию для замены устаревшей, повышает стабильность своих доходов[5, с.112].
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа
Производство
и реализация продукции являются
важнейшими сферами деятельности субъектов
хозяйствования, поскольку они определяют
конечные финансово-хозяйственные
результаты деятельности. Выполнение
планов по объему, структуре, ассортименту,
качеству производства продукции, темпы
роста производства и реализации
продукции непосредственно
В организациях необходимо постоянно контролировать плановые показатели реализации продукции, принимать корректирующие меры по исправлению ситуации, выявлять резервы их роста.
При изучении реализации продукции проводится анализ:
– объема, структуры и динамики реализации продукции;
– выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
– факторов и резервов роста реализации продукции.
Объектами анализа являются:
- объем
и динамика реализации
- ассортимент и структура продукции;
- ритмичность реализации продукции;
- резерв роста реализации продукции.
Основные задачи анализа:
оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа вышеназванных показателей являются:
– бизнес-план организации (ПРИЛОЖЕНИЕ А);
– оперативные планы-графики производства и реализации продукции;
– бухгалтерский баланс (ф. № 1) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);
– бухгалтерская отчетность (ф. № 2) «Отчет о прибылях и убытках» (ПРИЛОЖЕНИЕ В);
– счета бухгалтерского учета;
– ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
В заключение данной главы можно сделать вывод, что анализ реализации готовой продукции является неотъемлемой частью ведения хозяйственной деятельности предприятия. Для более объективного отражения информации анализ ведется по многим направлениям и показателям.
2 АНАЛИЗ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Анализ объема, структуры и динамики реализации продукции.
В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются:
– процент выполнения плана,
– абсолютное отклонение от плана,
– темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени,
Анализ объема реализации продукции начинается с расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Рассмотрим динамику в Таблице 1 на примере ОАО «Инвет» за 2005-2009 годы.
Таблица 1 - Динамика реализации продукции
Год |
Объем реализации продукции, млн.руб. |
Темпы роста, % | |
Базисные |
Цепные | ||
2005 |
6774 |
100 |
100 |
2006 |
8369 |
123,5 |
123,5 |
2007 |
12850 |
189,7 |
153,5 |
2008 |
14991 |
221,3 |
116,6 |
2009 |
23782 |
351,0 |
158,6 |
Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что объем реализации продукции за 5 лет вырос на 351,0 % или на 17008 млн.рублей. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году темп роста составил 158,6 % или 8791 млн.рублей. С каждым годом наблюдается значительная динамика роста.
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. В данной курсовой применяется среднегеометрическая взвешенная:
Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn , Тпр = Тр – 100%, (2.1)
где Тр - среднегодовой темп роста; Тпр - среднегодовой темп прироста; Тn – темп роста n-го ряда
Тр = 5-1Ö100*123,5*153,5*116,6*158,
Тпр = 136,9%-100% = 36,9%,
т.е. среднегодовой темп прироста реализации продукции составил 36,9%.
Для большей наглядности динамику реализации продукции можно изобразить графически на Диаграмме 1:
Диаграмма 1 - Динамика реализации продукции за 2005-2009 годы.
Источник: собственная разработка
Оценка выполнения плана по реализации продукции на ОАО «Инвет» за отчетный год производится по данным отраженным в Таблице 2:
Таблица 2 - Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2009 год.
Изделие |
Реализация продукции, млн. руб. | |||
План |
Факт |
План - Факт |
% к плану | |
Бак - 80 |
5854 |
6689 |
835 |
14,3 |
Бак - КЗК-12 |
2637 |
3279 |
642 |
24,3 |
Бокс Бсти-201 |
5800 |
5732 |
-68 |
-1,2 |
Бирка БМЖ |
150 |
101 |
-49 |
-32,7 |
Бак - Х33П |
474 |
584 |
110 |
23,2 |
Итого |
14915 |
16385 |
1470 |
9,9 |
Источник: собственная разработка
Из
таблицы видно, что за
Анализ структуры проведем по видам продукции, реализованным на ОАО «Инвет» за 2009 год рассмотрим в Таблице 3.
Таблица 3 - Анализ структуры реализации продукции ОАО «Инвет» в 2009 году.
Виды продукции |
2009 год |
Структура стоимости, % |
Потребительские товары |
6970,3 |
31,5 |
ведра пластмассовые |
1216,1 |
5,5 |
тара упаковочная |
233 |
1,1 |
этажерки |
139 |
0,6 |
изделия для цветоводства |
1826,3 |
8,2 |
изделия для хозяйственных нужд |
798,7 |
3,6 |
опрыскиватели |
831,8 |
3,8 |
тазы хозяйственные |
527,8 |
2,4 |
изделия для кухни |
1397,6 |
6,3 |
Зооветеринарные изделия |
642,5 |
2,9 |
Продукция ротационного формования |
14531,6 |
65,6 |
боксы для телят |
6714,3 |
30,3 |
топливные баки |
6634 |
30 |
блок дорожный |
169,9 |
0,8 |
конусы |
2,4 |
0 |
пломба ПП-10 |
6,3 |
0 |
цветочницы |
170,9 |
0,8 |
прочая продукция |
833,8 |
3,8 |
Всего |
22144,4 |
100 |
Источник: собственная разработка
Из приведенных данных можно сделать вывод, что основу реализации составляет продукция ротационного формования, а именно составляет 65,6% объема всей реализованной продукции, из них 30,3% боксы для телят и 30% топливные баки.
Для наглядности изобразим данные в виде Диаграммы 2:
Диаграмма 2 - Анализ структуры реализации продукции ОАО «Инвет» в 2009 году
Источник: собственная разработка
2.2 Факторный анализ реализации продукции.
В процессе анализа ОАО «Инвет» изучаются факторы, которые влияют на объем производства и реализации продукции.
Как было
подчеркнуто выше, в Республике Беларусь
применяются два способа
В связи с этим применяются два варианта методики анализа реализации продукции. Различия в методике обусловлены различными подходами к определению баланса товарной продукции.
Если
выручка в организации
ГПн + ТП = РП + ГПк , (2.2)
где ГПн и ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец анализируемого периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализованной продукции за анализируемый период.
Согласно этой методике, объем реализованной продукции определяется по формуле
РП = ГПн + ТП – ГПк . (2.3)
Если
выручка в организации
ГПн + ТП + ОТн = РП + ГПк + ОТк , (2.4)
где ОТн и ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец анализируемого периода.
По второй методике объем реализованной продукции определяется по формуле
РП = ГПн + ТП + ОТн – ГПк – ОТк . (2.5)
Производится
сравнение фактических уровней
факторных показателей с
Таблица 4 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции
№ п/п |
Показатель |
Сумма, млн. руб. | |||
план |
факт |
абсол. |
относ. откл., % | ||
откл. | |||||
(+, -) | |||||
1 |
Остаток готовой продукции на складах на начало года |
1084 |
703 |
-381 |
-35,1 |
2 |
Выпуск товарной продукции |
17272 |
17532 |
260 |
1,5 |
3 |
Остаток готовой продукции на складах на конец года |
1398 |
765 |
-633 |
-45,3 |
4 |
Отгрузка продукции за год |
16958 |
17470 |
512 |
3,0 |
(стр. 1 + стр. 2 – стр. 3) | |||||
5 |
Остаток товаров, отгруженных покупателям |
||||
5.1. |
на начало года |
1606 |
2140 |
534 |
33,3 |
5.2. |
на конец года |
1432 |
3805 |
2373 |
165,7 |
6 |
Реализация продукции |
17132 |
15805 |
-1327 |
-7,7 |
(стр. 4 + стр. 5.1 – стр. 5.2) |