Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение понятия концентрации, ее показателей и форм.
Объектом исследования курсовой работы является концентрация .
Предметом исследования является влияние концентрации на отрасль торговли.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….....................14
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22
Заключение……………………………………………………………........…...27
Список использованных источников и литературы……...………….…...29
В-третьих, крупное производство зачастую
трудно поддается реструктуризации,
когда возникает необходимость
выделения в самостоятельный
бизнес его отдельных технологических
звеньев. Происходившее при этом
процессе раздробление крупного производства
приводило к появлению
Крупные корпорации имеют еще одну
специфическую негативную особенность.
Сохраняя гигантский оборот, они постепенно
утрачивают способность добиваться
соразмерной прибыли и начинают
приносить убытки. В основном, причиной
этого является распыление активности
по слишком широкому кругу направлений,
усложнение организационной структуры
компаний, омертвление значительной
части капитала в утративших перспективу
производствах. Как правило, подобные
процессы характерны для крупных
широко диверсифицированных
Таким образом, высокий уровень
концентрации не является абсолютной
гарантией экономической
Увеличение размера
Производственная концентрация предприятий в высоко развитой экономике, как правило, достигается применением оборудования с более высокими техническими параметрами. Происходит увеличение единичной мощности, а, следовательно, и производительности оборудования. Концентрация производства путем увеличения единичной мощности оборудования выступает результатом научно-технического прогресса и свидетельствует об интенсификации производственного процесса. При интенсивном варианте капитализации снижение издержек единицы выпускаемой продукции происходит за счет технологического фактора.
При концентрации производства путем увеличения количества используемого оборудования прежнего уровня производительности происходит пропорциональное увеличение численности персонала. Этот путь концентрации производства носит экстенсивный характер.
Механизм увеличения размеров действующего
предприятия путем
В отечественной экономике в
дореформенный период преобладала
концентрация единичного предприятия.
Концентрация единичного предприятия
стимулировала развитие отраслевой
структуры производства. Главная
отличительная черта отраслевой
структуры производства - монотехническая
специализация. Ее последствиями было
организационное выделение
1.4 Показатели уровня концентрации производства
Для оценки уровня развития концентрации необходимо осуществлять наблюдение (мониторинг) за показателями, характеризующими этот процесс.
Концентрацию производства
характеризуют показатели изменения
средних и максимальных размеров
(мощностей), агрегатов, машин, производств,
предприятий, которые отражают агрегатную
и технологическую
Заводская концентрация характеризуется показателями динамики стоимости объема выпуска продукции, стоимости основных промышленно-производственных фондов и численности работающих. По отдельному показателю объема выпуска, стоимости основных фондов или численности нельзя судить о концентрации производства, поэтому необходимо рассматривать их в комплексе. Например, предприятие может иметь значительную величину выпуска продукции в стоимостном выражении вследствие применения дорогостоящих материалов и комплектующих, но в то же время быть небольшим по численности работающих, стоимости основных фондов. В этом плане достаточно наглядны статистические группировки промышленных предприятий по общему сбыту продукции, численности персонала, средней стоимости промышленно-производственных фондов. Обобщающими характеристиками концентрации служат показатели экономической и социальной эффективности.
Показателями уровня концентрации производства в отрасли являются:
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций
с участием иностранного капитала по отраслям экономики
Оборот организаций торговли
2008 |
2009 |
2010 | ||||
Млрд. руб. |
В % |
Млрд. руб. |
В % |
Млрд. руб. |
В % | |
Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
1909,9 |
100 |
1396,2 |
100 |
2080,4 |
100 |
в том числе: |
||||||
торговлю автотранспортными |
1046,1 |
54,8 |
670,6 |
48,1 |
1146,6 |
55,1 |
техническое обслуживание и ремонт |
199,8 |
10,5 |
92,4 |
6,6 |
112,9 |
5,4 |
торговлю автомобильными деталями, |
251,9 |
13,2 |
201,3 |
14,4 |
301,5 |
14,5 |
розничную торговлю моторным топливом |
411,3 |
21,5 |
430,6 |
30,8 |
517,7 |
24,9 |
Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
12483,9 |
100 |
12485,0 |
100 |
14234,8 |
100 |
в том числе: |
||||||
оптовую торговлю через агентов (за |
726,7 |
5,8 |
533,4 |
4,3 |
874,2 |
6,1 |
оптовую торговлю сельскохозяйственным |
109,3 |
0,9 |
186,4 |
1,5 |
160,5 |
1,1 |
оптовую торговлю пищевыми продуктами, |
1352,1 |
10,8 |
2172,1 |
17,4 |
2259,6 |
15,9 |
оптовую торговлю непродовольственными |
1302,5 |
10,4 |
1473,2 |
11,8 |
1818,0 |
12,8 |
оптовую торговлю |
7849,2 |
62,9 |
6852,5 |
54,9 |
7583,6 |
53,3 |
из них оптовую торговлю топливом |
6925,3 |
55,5 |
6089,5 |
48,8 |
6525,0 |
86,0 |
оптовую торговлю машинами и |
414,9 |
3,3 |
375,8 |
3,0 |
549,9 |
3,9 |
прочей оптовую торговлю |
729,3 |
5,8 |
891,7 |
7,1 |
989,0 |
6,9 |
Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
2497,1 |
100 |
2665,6 |
100 |
3108,8 |
100 |
в том числе: |
||||||
розничную торговлю в |
1458,2 |
58,4 |
1628,9 |
61,0 |
1962,6 |
63,6 |
розничную торговлю пищевыми продуктами, |
162,0 |
6,5 |
134,8 |
5,1 |
98,4 |
3,1 |
розничную торговлю фармацевтическими
и |
249,3 |
10,0 |
257,5 |
9,7 |
261,2 |
8,3 |
розничную торговлю прочими товарами
в |
618,5 |
24,8 |
623,2 |
23,4 |
767,6 |
24,5 |
розничную торговлю бывшими в употреблении |
0,5 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
1,0 |
0,0 |
розничную торговлю вне магазинов |
6,8 |
0,3 |
17,8 |
0,7 |
16,4 |
0,5 |
ремонт бытовых изделий и
предметов |
1,7 |
0,1 |
2,5 |
0,1 |
1,5 |
0,0 |
Оборот организаций оптовой (розничной) торговли - выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.)
Основные показатели деятельности предприятий и организаций
с участием иностранного капитала по отраслям экономики
Число предприятий и организаций, выпускающих продукцию и оказывающих услуги |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек |
0бъем услуг (работ), в фактически действовавших ценах, млн. руб. | |||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего |
8835 |
968О |
9102 |
969,0 |
10З4 |
1337 |
215 703 |
507 550 |
889 665 |
в том числе по отраслям: |
|||||||||
промышленность |
2316 |
2496 |
2424 |
712,8 |
693,8 |
960,2 |
120376 |
294 765 |
590 817 |
сельское хозяйство |
55 |
75 |
72 |
3,0 |
11,0 |
161 |
342,5 |
1704 |
4143 |
связь |
204 |
251 |
257 |
51,6 |
76,1 |
100,3 |
15918 |
43 828 |
63581 |
торговля и общественное питание |
3311 |
3532 |
3112 |
83,4 |
87,1 |
94,1 |
45551 |
70 297 |
96 669 |
оптовая торговля |
157 |
183 |
221 |
6,3 |
9,4 |
7,7 |
3 355 |
9686 |
7 964 |
наука и научное облуживание |
306 |
316 |
277 |
4,9 |
8,5 |
10.9 |
1662 |
4023 |
5142 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
565 |
638 |
613 |
13,3 |
25,1 |
16,4 |
5316 |
25194 |
11 858 |
В 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось 9102 совместных предприятия, в том числе 2496 - в промышленности (27,4%), но в объеме произведенной продукции (услуг) их доля более значительна - 67,4% .
Число совместных предприятий и организаций Российской Федерации с участием иностранного капитала стран СНГ на 1 января 2010 г. составило 1333. Наибольшее количество их приходится на Украину - 416, Белоруссию- 350, Казахстан - 143 и Узбекистан - 120.
Заключение
Развитие концентрации как
формы общественной организации
производства является важным условием
повышения эффективности
Эффективность и хозяйственная
устойчивость возрастают при концентрации
производства в связи с расширяющимися
возможностями маневра
Нельзя забывать, что чрезмерное укрупнение
производства не является целесообразным
с народнохозяйственной точки зрения.
Существует граница, за пределами которой
увеличение масштабов производства уже
не вызывает улучшения экономических
показателей.
Сосредоточение больших производственных
мощностей, материальных и трудовых ресурсов
на одном предприятии позволяет более
эффективно и экономично использовать
все основные элементы производства: оборудование,
сырье и материалы, рабочую силу – и на
этой основе повысить производительность
труда и снизить себестоимость продукции.
Концентрация производства создает благоприятные
организационные условия для быстрого
освоения современных технологий и переключения
на новую номенклатуру, тем самым выводя
предприятие на необходимый уровень конкурентоспособности.
Информация о работе Причины и показатели концентрации в отрасли торговли