Производительность и эффективность труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести комплексную оценку производительности и эффективности труда на конкретном примере магазина «Шубинский» за 2010 - 2012 годы, разработать направления повышения производительности и эффективности труда.
Для достижения указанных целей был сформирован ряд задач:
1) раскрыть теоретические основы производительности и эффективности труда на предприятии;
2) изучить внешнюю и внутреннюю среду деятельности магазина «Шубинский»;
3) провести оценку производительности и эффективности труда на предприятии;
4) составить направления повышения производительности и эффективности труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы производительности и эффективности труда на предприятии……………………………………………………………………….6
2. Внешняя и внутренняя среда деятельности магазина «Шубинский»……..17
3. Оценка производительности и эффективности труда на предприятии…....33
4. Направления повышения производительности и эффективности труда….43
Заключение…………………………………………………………………….…48
Список используемой литературы…………………………………………...…50

Вложенные файлы: 1 файл

на отправку.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

На магазине «Шубинский» имеется большая красочная вывеска с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин. В торговом зале имеются вывески с наименованием отделов, при помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.

У входа располагается  доска «Информация для потребителей», на ней указано:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей»
  2. Книга отзывов и предложений
  3. Выдержки из Постановления №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»
  4. Лицензия на право торговли

При покупке товаров, покупатель имеет право потребовать:

  1. Сертификат соответствия
  2. Декларацию о соответствии
  3. Копии, имеющие юридическую силу
  4. Товарно-сопроводительные документы

На продаваемые товары в магазине оформлены ценники.

В них указано:

  1. Наименование товара
  2. Производитель товара
  3. Цена за единицу
  4. Печать организации
  5. Подпись администратора

Документом, на основании  которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином и покупателем, является ценник, поэтому ценники в магазине оформляют четко и правильно. Каждый ценник соответствует указанному в нем товару.

Миссия предприятия - удовлетворение потребностей жителей нашего города в продуктах питания: качественно, быстро, удобно! Магазин оснащен новейшим техническим оборудованием, включая современные кассовые аппараты. Они позволяют быстрее обслуживать клиентов на кассе.

Рассмотрим аппарат  управления магазина «Шубинский» на рис.1.

 




 


 



 


 


 

 

Рисунок 1. Структура аппарата управления магазином

 

В магазине «Шубинский»  используется линейно - функциональная структура управления. В качестве преимуществ линейно-функциональных структур отмечают: стимулирование деловой и профессиональной специализации в условиях этой структуры управления; уменьшение дублирования усилий в функциональных областях; улучшение координации деятельности в функциональных областях.

К недостаткам линейно-функциональных структур относят: возможность возникновения противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом; отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделениями; резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб; потерю гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур; слабую инновационную и предпринимательскую реакцию компании.

Таблица 1

Штатное расписание магазина «Шубинский» на 2012 год

Должность

Количество работников

Заработная плата

Директор

-

-

Администратор

-

-

Заведующая отделом

-

-

Грузчик

-

-

Контролер торгового  зала

-

-

Оператор

-

-

Продавец - кассир

-

-

Фасовщица

-

-


 

Для нормального бесперебойного функционирования торгового процесса на предприятии составляется график выхода на работу персонала.

Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с  выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому  в состав персонала магазина входят работники различных категорий (работники  низшего, среднего и высшего звена).

Для каждой должности  руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации труда и управления, их прав и ответственности.

Например: руководителем  среднего звена в магазине является заместитель директора – администратор. Он принимает участие в работе выставок, ярмарок и др. Организует подготовку и заключение договоров  поставки товаров с предприятиями-изготовителями. Принимает меры по выполнению договорных обязательств поставщиками. Участвует в формировании ассортимента товаров. Организует приемку товаров от поставщика на склады. Руководит торговыми работниками.

Внешняя среда любого предприятия - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

  • микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
  • макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами  предприятий являются потребители  продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: 

- потребительском (население,  приобретающее товары и услуги  для личного потребления); 

- производителей (организации,  приобретающие продукцию производственно-технического  назначения); 

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя; 

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд); 

- международном (зарубежные  покупатели на ранее перечисленных  типах клиентурных рынков). 

Магазин «Шубинский» относится к промежуточным продавцам, дабы приобретает товары и услуги для последующей их перепродажи. Как правило, приобретение товаров выполняется на условиях индивидуально заключенных договоров, при этом поставщик берет на себя транспортировку и доставку груза. Сделка считается заключенной при доставке товара и передаче денег заказчика на счет поставщика. ООО «Шуба» занимается разгрузкой поставленного товара.

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию  в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Конкуренты - соперники  предприятия в борьбе за более  выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику. 

Магазин «Шубинский» располагается в микрорайоне «СЗР Волжский-3». На данной территории находятся так же: магазин "Spar", магазин "Продукты", 2 магазина "Пятерочка", магазин самообслуживания "Наш", магазин "У Валентина", магазин "У дома", занимающиеся розничной торговлей продуктов питания. В районе находятся 19 жилых домов и несколько строек.  Можно рассчитать, что приблизительно 2 дома на один  магазин. Разумеется, это относительный показатель, учитывая, что мы не знаем заселенность каждого дома. Однако очевидно, что в большинстве случаев покупатель будет отдавать приоритет магазину, находящемуся ближе к собственному жилью. Ближайшим конкурентом является магазин «Spar». Расстояние между этими предприятиями составляет чуть менее 100 метров. Время работы магазина «Spar» с 8 утра о 23. 00, «Шубинский» с 7.00 до 23.00. Оба магазина с системой самообслуживания. На прилавках представлены, помимо розничной торговли продуктов питания, продукция собственного производства и набор бытовых товаров. Ассортимент магазина «Шубинский» несколько шире. Магазины внедрили систему скидочный карт для постоянных клиентов. Так же периодически проводятся акции, заключающиеся в снижении цены на товары определенного вида. Магазин «Шубинский» обладает большей площадью и простором в перемещении. На выходе у обоих находятся по две кассы. Так же можно отметить, что магазин «Шубинский», принадлежащий ООО «Шуба» - это Чебоксарская торговая сеть, а «SPAR» — нидерландская сеть магазинов-супермаркетов со штаб-квартирой в Амстердаме. Потому существуют ценовые различия. В «Шубинском» цены несколько завышены, однако, это так же является отголоском круглосуточного режима работы. (При круглосуточном режиме работы магазины, как правило, всегда завышают цены на товар).

В связи с постоянным увеличением  количества автомобилей на улицах города можно отметить, что для больших магазинов стало необходимостью наличие стоянки рядом со входом, так как часто потребители осуществляют закупку товаров впрок. Магазин «Шубинский» находится близь дороги, рядом оборудована автостоянка, в то время как покупатели «SPAR» вынуждены оставлять машины на дороге, что не всегда бывает удобно.

Можно составить сравнительную таблицу  между этими двумя магазинами. Более выгодное положение предприятия  по определенному признаку в колонке  обозначим «+».

Таблица 1

Сравнительный анализ магазинов «Шубинский» и «SPAR»

Признак

«Шубинский»

«SPAR»

Площадь

+

-

Режим работы

+

-

Цена

-

+

Система скидок

+

+

Ассортимент

+

-

Акции

+

+

Автостоянка

+

-


 

Как видно из табл.1, магазин «Шубинский» обладает большими преимуществами, и, не смотря на достаточно внушительный минус – завышенные цены, согласно наблюдениям, пользуется большей популярностью у потребителей.

Следующим фактором внешней  среды являются контактные аудитории. Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). 

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Магазин «Шубинский», располагающийся на территории Чебоксар изначально учитывал данный фактор и на сегодняшний день он не оказывает значительного влияния.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости  уменьшает потребность в товарах  на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает  предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов. 

Информация о работе Производительность и эффективность труда на предприятии