Пути повышения эффективности использования основных средств магазина «Колосок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства предприятия составляют часть их материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием увеличения объемов товарооборота, прибыли и повышения их технической оснащенности.
Особенностью основных средств является их высокая стоимость и большая продолжительность эксплуатации, а также относительно динамичное изменение их технического уровня в результате научно-технического прогресса, что приводит к их обесцениванию. Все это обусловливает определенные требования, как к характеру приобретаемых основных средств, так и к их эксплуатации.
Основные средства должны обладать высокой производительностью и экономичностью при использовании, универсальностью, надежностью в работе.

Содержание

Введение….……………………………………..........................................3
1 Теоретические аспекты эффективного использования основных средств торговой организации …………………………………………...5
1.1 Понятия основных средств………………………………...…………5
1.2 Классификация основных средств торговли…………….……….….7
1.3 Показатели эффективности использования основных средств торговой организации……………………………………………………16
2 Оценка эффективности использования основных средств торговой организации на примере магазина «Колосок..........................................19
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Колосок»…...19
2.2 Анализ эффективности использования основных средств магазина «Колосок»……………………………………………………………...…23
3 Пути повышения эффективности использования основных средств магазина «Колосок»…………………………….………………………..28
Заключение……………………………………..………………………...32
Список использованных источников…………….

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 233.88 Кб (Скачать файл)

- собственные;

- арендованные;

- безвозмездно предоставленные.

 Причем большую часть основных  средств в торговле составляют арендованные основные средств. В состав амортизируемого имущества включают лишь собственные основные средств.

  1. По подотрасли торговли:

- розничной торговли;

- оптовой торговли;

- общественного питания.

5) По степени использования:

- находящиеся в эксплуатации;

- в запасе;

- на стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

- в аренде.

В составе основных средств (по правилам бухгалтерского учета) также учитываются капитальные вложения (инвестиции) в арендованные объекты основных средств, земельные участки и т.п.

В основном, масса производственных основных средств в торговле сосредоточена в активной части.

Видовая структура основных средств различна в торговых отраслях. Например, доля зданий в общей стоимости основных средств  наиболее велика в пищевой промышленности (44%), сооружений - в топливной промышленности(17%), передаточных устройств - в электроэнергетике (32%), машин и оборудования - на предприятиях машиностроительного комплекса (45% и свыше).

Состав и структура основных средств зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организации производства, технической оснащенности. Структура основных средств может быть различна в связи с теми же причинами [1, c. 176 - 177].

Структура основных средств определяется соотношением стоимости активной и пассивной части, отдельных групп и элементов в процентах к их общей стоимости. Она зависит от видов деятельности предприятия. В торговле наибольший удельный вес занимает пассивная часть (здания и сооружения). По мере технологического перевооружения отрасли, внедрения научных достижений, компьютерных технологий в составе основных средств увеличивается доля машин, оборудования, организационной и вычислительной техники.

Основные средства торговых предприятий можно классифицировать по различным признакам в зависимости от состава, выполняемых функций и способу участия в торгово-технологическом процессе. Именно по этому основные средства можно разделить на 5 классификационных групп:

  1. по роли в торгово-технологическом процессе;
  2. по способу участия в торгово-технологическом процессе;
  3. по функциональному назначению;
  4. по принадлежности торговым организациям;
  5. по подотрасли торговли;
  6. по степени использования.

 

 

 

1.3  Показатели эффективности использования основных средств торговой организации

 

 

Для определения эффективности использования основных средств на практике применяют стоимостные и натуральные показатели.

В качестве стоимостных показателей можно выделить следующие:

  1. Фондоотдача  рассчитывается по формуле (1):

                                                                                          (1)

где Фотд - фондоотдача;

Р - величина товарооборота за период;

      Сс - средняя стоимость основных средств за тот же период.

Показывает величину товарооборота, приходящегося на единицу (руб.) средней за период стоимости основных средств [4, с. 106];

б) Фондоёмкость рассчитывается по формуле (2):

                                                                                            (2)

где Фемк - фондоемкость;

      Р - величина товарооборота за период;

      - средняя стоимость основных средств за тот же период. 

Данный показатель характеризует стоимость основных средств, приходящуюся на 1 руб. продукции [4, с 107].

в) Фондорентабельность основных средств рассчитывается по формуле (3):                                                                                        (3)

где - рентабельность основных средств за период;

 П - прибыль торгового предприятия за период;

- средняя  стоимость основных средств за  тот же период.

Кроме приведенных выше показателей для характеристики эффективности использования основных средств часто применяются показатели обеспеченности трудовых ресурсов основными средствами - это фондооснащенность.

Для общей оценки эффективности использования основных средств можно применять интегральный показатель эффективности, который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и рентабельности [5].

Интегральный показатель выражается формулой (4):

                                                                                   (4)

где ФО – фондоотдача;

       ФР – рентабельность.

Данный показатель отражает условный средний уровень обобщённого экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные средства торговли.

Что касается натуральных показателей эффективности использования основных средств торговой организацией, то их можно подразделить на следующие группы:

  1. показатели использования площадей;
  2. показатели, характеризующие уровень обеспеченности основными средствами;
  3. показатели регионального уровня развития основных средств;
  4. показатели, характеризующие структуру площадей торговых предприятий.

К группе показателей, характеризующих эффективность использования площадей, относятся:

  1. объем товарооборота на 1 м2 общей площади (торговой площади);
  2. объем прибыли на 1 м2 общей площади (торговой площади).

К показателям, характеризующим уровень обеспеченности основными средствами, относятся:

  1. число магазинов или предприятий общественного питания на 10 000 жителей (плотность торговой сети);
  2. число магазинов или предприятий общественного питания на 1000 жителей (обеспеченность торговой сетью);
  3. торговая площадь или число мест на предприятиях общественного питания на 1000 жителей;

Показатели регионального уровня развития основных средств включают:

  1. размещение предприятий розничной торговли и общественного питания;
  2. региональные различия в уровне обеспеченности торговой сетью населения разных регионов.

Структура площадей торговых организаций и предприятий характеризуется следующими показателями:

а) отношение торговой площади к общей площади магазина,  рассчитывается по формуле (5):

                                                                                                     (5)

где Sт — торговая площадь;

      S0 — общая площадь.

б) показатель рациональной расстановки оборудования (Ку), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием к общей площади торгового зала, и рассчитывается по формуле (6):

                                                                                               (6)             

где Sт.об. - площадь, занятая торговым оборудованием;

      Sт.з. - общая площадь торгового зала.

Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.

Натуральные показатели эффективности использования основных фондов применяются для анализа и непосредственно торговыми предприятиями, и органами власти и управления разного уровня [1, с.180 - 183].

Таким образом, для оценки эффективности использования основных средств торгового предприятия применяют такие стоимостные показатели как: фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность. Для общей оценки эффективности использования основных средств применяется интегральный показатель эффективности. В качестве натуральных показателей оценки эффективности использования основных средств торговой организации используют такие показатели как:

  1. показатели использования площадей;
  2. показатели, характеризующие уровень обеспеченности основными средствами;
  3. показатели регионального уровня развития основных средств;
  4. показатели, характеризующие структуру площадей торговых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Оценка эффективности использования основных средств торговой организации на примере магазина «»Колосок»

 

 

2.1 Технико-экономическая характеристика  магазина «Колосок»

 

 

Филиал РУП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ» Речицкий хлебозавод.

Речицкий хлебозавод начал свою производственную деятельность в июле 1966 года. Сейчас это современное высокомеханизированное предприятие. На заводе введена в эксплуатацию ротационная печь REWENT.

Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 50 наименований хлебобулочных и 40 наименований кондитерских изделий. В широком ассортименте выпускаются ржано-пшеничные хлеба, заварные сорта хлеба, изделия с зерновыми добавками и посыпками, диетические и диабетические, хлеб для тостов, булочные изделия, пироги, плетенки, пышки, слойки, мелкоштучная продукция.

30% от  общего объема производства упаковывается  в термоусадочную пленку. Разнообразно представлен ассортимент кондитерских изделий: торты и пирожные, рулеты, кексы и бисквиты, сладости мучные, пряники, коврижка, щербеты. Производство кондитерских изделий ориентировано на выпуск низкокалорийной продукции, в состав которой входят растительные сливки.

Хлебозавод имеет свою фирменную торговую сеть. На балансе хлебозавода числятся 19 торговых предприятий из них 15 магазинов, 4 павильона. Из 15 магазинов ведомственной торговой сети Речицкого хлебозавода 12 находятся в сельской местности, 4 из них  в агрогородках д. Заспа, д. Леваши д.Холмеч, д. Ровенская Слобода, а также 4 в малых городах  г.п. Лоев, г.Хойники, г. Василевичи, г.п. Заречье. 

Два магазина являются фирменными — это магазины «Колосок» и магазин «Хлеб», расположенный в центре города.

По методу самообслуживания работают четыре торговых коллектива. Ведомственная торговля  арендует 3 магазина,  16 магазинов собственных.

Среднесписочная численность работников – 101 человек.   

Ведомственная торговая сеть реализует продукцию собственного производства и продукцию, вырабатываемую другими филиалами РУП «Гомельхлебпром» и другие продовольственные и сопутствующие товары.                                                  

Для развития ведомственной торговли, наиболее полного удовлетворения потребностей  населения в хлебобулочных, кондитерских изделиях и других продовольственных товарах ведомственная торговля занимается:

- торгово-производственной  деятельностью (выпечкой и розничной  торговлей);

- распоряжается  закрепленными  за магазинами  материальными ресурсами.

В магазинах   ведомственной сети  имеется  широкий ассортимент   хлебобулочных и кондитерских изделий РУП «Гомельхлебпром», изучается спрос населения, проводятся выставки - дегустации, осуществляется выездная торговля по сельским населенным пунктам, за пределы района и в Российскую Федерацию. Наращивание розничного товарооборота является главной задачей ведомственной торговой сети.

Ведомственная торговая сеть Речицкого хлебозавода работает с постоянными  оптовыми поставщиками продуктов питания:

  1. заводами - филиалами РУП «Гомельхлебпром» в г. Рогачеве,  г. Светлогорске, г. Мозыре, г. Добруше;
  2. ОАО «Гомельхлебопродукты»;
  3. Новобелицкий КХП;
  4. ЧУПТД «Молочное кружево»;
  5. ЧТУП «Румянцевский»;
  6. ОАО «Гомельский жировой комбинат»;
  7. Гомельским, Калинковичским и Жлобинским мясокомбинатами;
  8. Гомельским, Речицким, Чечерским винодельческими заводами;
  9. Гомельским ликеро-водочным заводом.

Реализация товаров выпускаемых предприятиями РБ в общем объеме товарооборота составляет - 97%.

Основными источниками финансирования ведомственной торговой сети Речицкого хлебозавода является  прибыль, полученная в результате осуществления  производственно - хозяйственной деятельности завода и торговли [13].

Информация о работе Пути повышения эффективности использования основных средств магазина «Колосок»