Развитие информационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 04:46, курсовая работа

Краткое описание

Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуют по двум направлениям (тенденциям):
- с позиции рекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается как научно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научные исследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовка кадров; научно-технические услуги;
- согласно сложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационная деятельность - это разработка новшеств и деятельность по материализации нововведений [8, с. 50].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия
1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия
1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
2.3 Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
З. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Планирование инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
3.2 Пути развития инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему «Развитие инновационной деятельности пре.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;

необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Таким образом, управление инновациями — это изменения с келью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями — ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

 

2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь

 

Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.

Государственная инновационная политика является составной частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство» [3, с. 10].

Научно-техническая политика Республики Беларусь является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются [3, с. 15] :

  • обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  • совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;
  • достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов.

Государственная инновационная политика республики касается широкого круга проблем:

  • стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;
  • технологической перестройки производства;
  • формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;
  • создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
  • обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
  • совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
  • привлечения иностранных инвестиций;
  • содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;
  • научно-технического прогнозирования и программирования и другого.

Одним из основных элементов национальной инновационной политики (наряду с государственными приоритетами, институциональной инфраструктурой, системами финансирования и подготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической и инновационной деятельности в стране, главным фактором формирования «правил игры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.

Согласно ст. 51 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует свободу научного творчества и содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационной деятельности в Беларуси начали закладываться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государство обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Дальнейшее развитие правовая база получила в рамках Программы развития научно-инновационной деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996г. и разработанной по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для активизации процесса продвижения научно-технических разработок в производство, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса и его государственной поддержки. Результатом реализации этой программы в законодательном плане явилась разработка целого ряда нормативных правовых актов, в числе которых законы Республики Беларусь «О научной деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятие нескольких документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».

В последующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных с решением теоретико-методологических проблем определения новых и высоких технологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финансирования и т. д., в том числе:

  • Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развитияновых и высоких технологий и критериях их оценки»;

- Положение Министерства экономики Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «О порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным»;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке»;
  • Приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. №95 «Об утверждении Порядка отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 105 «О механизме реализации мер государственной поддержки создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 1998 г. № 712 «О некоторых вопросах регулирования научно-технической деятельности»;

-  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета»;

-  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международного технического сотрудничества в Республике Беларусь»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1652 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999г. «Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета»;

- Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 16 «Об утверждении Правил оказания финансовой помощи Центрам поддержки предпринимательства и Инкубаторам малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета».

Перечисленные нормативные правовые акты послужили законодательной базой для формирования инновационной инфраструктуры, после чего страна вступила в период ее совершенствования. С целью создания условий для перехода к инновационной экономике, развития механизмов государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности, формирования правового поля для обеспечения инновационного процесса в стране принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25 июля 2002г. № 1002 «О Комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 1346 «Об утверждении положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2003г. № 303 «О некоторых вопросах деятельности Белорусского инновационного фонда»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003г. № 1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы»;

- Указ Президента Республики  Беларусь от 26 марта 2007г. № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004г. № 282 «О государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь»

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004г. № 677 «Об утверждении критериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторных показателей»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2005г. №493 «Об утверждении Положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006-2010 гг.»;

-  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. «О Парке высоких технологий»;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 «Об утверждении расходов за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных в 2006 году на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 407 «Об утверждении нормативов направления средств инновационных средств на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции в 2006 году».

Однако специалисты в области юриспруденции отмечают, что, несмотря на многочисленность и разновекторность введенных в действие нормативных правовых актов, законодательство о научно-инновационной деятельности до сих «не стало полноценной отраслью (или подотраслью) в системе отраслей законодательства или права Республики Беларусь, хотя в Едином правовом классификаторе Республики Беларусь оно закреплено в качестве следующей комплексной отрасли «Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта» и соответственно самостоятельной подотрасли под наименованием «законодательство о научной, научно-технической и инновационной деятельности» (индексы 10.01-10.02.19.00)».

В условиях, когда Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривают активное развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности (научно-внедренческих и научно-технических центров, технопарков и технополисов), национальной инновационной системы страны, увеличение финансирования научно-инновационной деятельности к концу пятилетки не менее чем в 2,5-3 раза важно срочно создавать правовое обеспечение инновационной деятельности и, в частности, ускорить принятие Инновационного кодекса.

Информация о работе Развитие информационной деятельности предприятия