Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа
Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей становится мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность лизинга………………………………………………………………4
1.1 Понятие и зарождение лизинга……………………………………………....4
1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений………………………………7
1.3 Формы, типы и виды лизинга………………………………………………..9
2 Мировая практика применения лизинга…………………………………...13
2.1 Роль лизинговых операций в экономике стран Европы…………………..14
2.2 Лизинг в развитых странах………………………………………………….15
3 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов…………20
3.1 Положительные и отрицательные моменты……..………………………...20
3.2 Развитие лизинга в России…………………………………………………..26
Выводы и предложения……………………………………………………..35
Библиографический список.………………………………………………...37
Приложения………………………………………………………………….39
Вышеуказанные трансформации отражают естественный эволюционный процесс формирования и развития лизингового рынка. Несмотря на искусственно привнесенные в законодательство понятий оперативного и возвратного лизинга они оказались не нужными в силу неразвитости рынка, а также отсутствия требуемой инфраструктуры. Оперативный лизинг требует стабильной экономической ситуации в стране, развитого вторичного рынка на оборудование, а также готовности лизинговых компаний принимать на себя риски остаточной стоимости оборудования. Схемы возвратного лизинга начинают все более и более широко использоваться только сейчас, когда перестал стоять остро вопрос о нехватке кредитных ресурсов, и предприятия стали более внимательно подходить к вопросу оценки эффективности тех или иных источников заемных средств. Естественно, на момент принятия первой редакции Федерального закона «О лизинге» на российском рынке отсутствовали требуемые условия.
Таким образом, можно утверждать, что российский рынок лизинговых услуг находится на стадии зарождения или, если принимать во внимание вышеуказанную классификацию, на стадии простого финансового лизинга.
Состояние рынка в последние годы характеризуется всеми классическими чертами простого финансового лизинга. Лизинг используется, как правило, для обновления основных средств предприятий. Лизингополучатели, вступая в сделку, рассчитывают на получении права собственности на оборудование по окончании срока лизинга. Наиболее распространенными предметами лизинга является хорошо ликвидное оборудование, например автомобили, грузовая и специальная техника, что говорит о нежелании Лизингодателей нести дополнительные риски, связанные с реализацией низколиквидного оборудования. Вот почему Лизингодатели стараются не вступать в сделки по специализированному оборудованию в связи с отсутствием вторичного рынка на него.
Приведем пример расчета лизинговых платежей по финансовому лизингу:
Условия лизингового соглашения:
Стоимость оборудования -10 000 000 руб.;
Срок его полной амортизации – 5лет;
Годовая норма амортизации -20 %;
Срок лизинга -5 лет;
Процентная ставка за кредит – 5 %;
Размер комиссии по лизингу – 3%;
Ставка налога на добавленную стоимость – 20%.
При равномерной системе амортизационных списаний размер ежегодной амортизации составит 2 000 000 руб. Однако размер платы за кредитные ресурсы, комиссионного вознаграждения и НДС зависит от остаточной стоимости оборудования.
Таблица 1 Расчет среднегодовой стоимости оборудования на пять лет, тыс. руб.
Год | Стоимость оборудования на начало года | Годовая сумма амортизации | Стоимость оборудования на конец года | Среднегодовая стоимость оборудования |
1-й | 10 000,0 | 2000,0 | 8 000,0 | 9000,0 |
2-й | 8 000,0 | 2000,0 | 6 000,0 | 7000,0 |
3-й | 6 000,0 | 2000,0 | 4 000,0 | 5000,0 |
4-й | 4 000,0 | 2000,0 | 2 000,0 | 3000,0 |
5-й | 2 000,0 | 2000,0 | - | 1000,0 |
Таблица 2 Общий размер лизинговых платежей по годам пятилетки, тыс. руб.
Год | Амортизаци-онные отчисления | Процент за кредит | Комисси-онные | Выручка, облагаемая НДС | НДС | Общая сумма лизинговых платежей |
1-й | 2000,0 | 450,0 | 270,0 | 720,0 | 144,0 | 2864,0 |
2-й | 2000,0 | 350,0 | 210,0 | 560,0 | 112,0 | 2672,0 |
3-й | 2000,0 | 250,0 | 150,0 | 400,0 | 80,0 | 2480,0 |
4-й | 2000,0 | 150,0 | 90,0 | 240,0 | 48,0 | 2288,0 |
5-й | 2000,0 | 50,0 | 30,0 | 80,0 | 16,0 | 2096,0 |
Всего | 10 000,0 | 1250,0 | 750,0 | 2000,0 | 400,0 | 12400,0 |
Таким образом, общая сумма лизинговых платежей –за пять лет составит 12400000 руб.
В зависимости от финансового состояния лизингодателя и лизингополучателя и их взаимной договоренности график платежей (ежегодных, полугодовых или квартальных) может быть дегрессивным , как представленный здесь, равномерным или нарастающим. В большинстве случаев используют аннуитентные платежи.
Однако при более пристальном взгляде на российский лизинговый рынок можно заметить наметившуюся тенденцию в расширении спектра оборудования, предлагаемого в лизинг. Лизинговые операторы становятся все более профессиональными и начинают предлагать новые продукты, лучше отвечающие современному этапу развития. Они вовлекают в схемы лизинговых сделок страховые компании, дополнительные источники финансирования и прочие элементы, требуемые для реализации более сложных проектов.
Отсюда видно, что российский лизинговый рынок не является исключением и, очевидно, будет проходить в своем развитии этапы, схожие с наблюдаемыми в промышленно развитых странах. Ведь на Западе лизинг является одним из важнейших инструментов финансового рынка, позволяющим поддерживать экономический рост в стране на должном уровне. А поэтому задачей российских законодателей является своевременное реагирование на те изменения, которые появляются на данном рынке.
Принимая во внимание опыт лизинговой деятельности, накопленный в промышленно развитых странах, следует достаточно быстро адаптировать правовую базу к современным реалиям. В результате такие действия смогут обеспечить быстрый рост российской экономики в целом и рынка лизинговых услуг в частности.
В настоящее время можно говорить о сформировавшейся, в основном, инфраструктуре лизингового рынка Poccии. Вместе с тем необходимо отметить, что доля лизинга при его ежегодном приросте 20% в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды занимала незначительную долю - 5,1% на начало 2004 г. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями преимущественно по операциям международного лизинга. Более 80% сделок осуществляются по передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной и компьютерной техники, грузовых автомобилей и т.п.
Мировой финансовый кризис не лучшим образом повлиял на новое развивающееся направление лизинговых операций в России. Прошлый год был провальным для лизинговых компаний. Первое полугодие 2010 года продемонстрировало динамику, свидетельствующую о тенденциях к восстановлению отрасли. Многие лизингополучатели возобновили замороженные в 2009 году инвестиционные проекты. «Подушкой безопасности», не допустившей еще более глубокого проседания рынка по итогам года, стал сегмент лизинга авиации. Основной тенденцией 2009 года можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу.
В региональном разрезе наблюдалось смещение центра тяжести в сторону центральных регионов; Сибирь также становится все более привлекательной для лизингодателей.
В 2009 году продолжился рост степени значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Если в конце 2008 года только 7,4% деятельности компаний осуществлялось за счет собственного капитала, то в конце 2009-го этот показатель равнялся уже 13%. При этом доля авансовых платежей практически прекратила расти на уровне 20%, что указывает на исчерпанность данного ресурса. Сократилась доля кредитов, полученных в российских банках, с 54,5% до 47%.
Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. В 2009 году число обращений в лизинговые компании уменьшилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.
Сейчас уже можно говорить, что условия финансирования во многом возвращаются к докризисным – снижаются процентные ставки, средний размер аванса по легковому транспорту достиг 20%, а по грузовикам и специальной технике 25-30% [9]. Ведущие лизинговые компании также увеличивают срок финансирования. Если в 2009 году трехлетние сделки были пределом возможностей, то сейчас ведущие компании предлагают договора лизинга на срок до пяти лет. Все это делает лизинг более доступным - не нужно отвлекать значительные средства из оборота, снижается размер ежемесячных платежей.
Малому и среднему бизнесу гораздо выгоднее работать с лизинговыми компаниями, имеющими поддержку крупных банков, и монопродуктовыми компаниями.
Такие лизинговые компании плотно сотрудничают с производителями транспорта. Это позволяет им получать значительные скидки и транслировать их клиентам. В рамках специальных программ с производителями возможно приобретение транспорта с удорожанием 0%, когда сумма лизинговых платежей равна стоимости транспорта у поставщика. Именно скидки от поставщиков, возможность воспользоваться механизмом ускоренной амортизации, быстрые сроки принятия решения, отсутствие необходимости залогов делают лизинг привлекательным для малого и среднего бизнеса.
На лизинг транспорта и самоходной техники в истекшем периоде 2010 года пришлось 98% объемов нового бизнеса Europlan. За 9 месяцев компания Europlan передала в лизинг 5 310 легковых и 4 219 грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта и самоходных машин. Техника 307 марок и производителей была закуплена у 1 653 организаций дилеров автотранспорта и поставщиков. Лизинговые сделки были заключены в 7 федеральных округах РФ. Свыше 75% финансирования Europlan воспользовались компании, предприниматели и организации с численностью сотрудников менее 100 человек.
В третьем квартале наметилось значительное оживление рынка розничного лизинга: число заключенных лизинговых контрактов Europlan более чем в 2 раза превысило итоги первого квартала и оказались на 20% выше, чем за второй квартал 2010 года, будучи лидером автолизинга в России, предоставляет самое качественное финансирование покупки транспорта в стране.
10 ноября 2010 «Сбербанк Лизинг» и группа «ГАЗ» подписали соглашение о запуске новой лизинговой программы для юридических лиц. Программа «До 6 миллионов» предусматривает специальные условия лизинга для компаний и индивидуальных предпринимателей. По условиям программы среднегодовое удорожание составляет от 1 до 5% в год, аванс - от 15%, срок лизинга - до 3 лет, сумма финансирования - до 6 млн рублей.
Программа распространяется на коммерческие автомобили «ГАЗель», «Соболь», «Валдай» и действует на всей территории Российской Федерации. Преимущества программы - доступность, удобные графики погашения, оформление сделки в течение трех дней.
Одним из условий успешного развития лизинговых операций является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов. Правовую базу лизинговых отношений составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». ГК РФ содержит раздел о финансовой аренде (лизинге) и рассматривает лизинговый договор как разновидность договора аренды.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности в средства производства, обеспечивает защиту прав собственности и прав участников инвестиционного процесса и эффективность инвестирования. Кроме того, Закон предусматривает основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга, требования к предмету и субъектам лизинга, а также его формы, типы, виды, плату, сроки и другие условия лизинговой сделки.
Правовые вопросы международного лизинга регулируются Конвенцией ЮНИДРУА «О международном финансовом лизинге» от 28 мая 1988 г., Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к конвенции ЮНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ, а также нормами национального законодательства в части, не противоречащей отнесенным к предмету регулирования нормам международного права.
Для привлечения финансового капитала к лизинговым операциям необходимо также обеспечить благоприятные налоговые и таможенные условия. Одним из главных экономических рычагов, позволивших лизингу получить широкое распространение в зарубежной практике и стать привлекательным видом бизнеса, являются налоговые и амортизационные льготы. Развитию лизингового рынка России могут способствовать его преимущества как особого инвестиционного инструмента.