Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение
1 Становление и развитие малого бизнеса в России
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России
2 Роль малого бизнеса в экономике России и его проблемы
2.1 Роль малого бизнеса в экономике России
2.2Основные проблемы развития малого бизнеса в России
3. Малый бизнес России в условиях мирового финансового кризиса, использование зарубежного опыта
3.1 Тенденции развития и оптимизации малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса
3.2 Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности
Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г
Приложение 4 Схема движения отчёта о результативности выполнения долговременных задач

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антону 2003.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 1 - Рост числа  малых предприятий

Отрасли экономики

 

Доля малых предприятий  от их общего числа, %

 

Объем произведенной продукции (работ, услуг),%

Промышленность 

 

15,3

 

27,8

Строительство

 

14,4

 

22,6

Торговля и общественное питание

 

46,4

 

25,7

Наука и научное обслуживание

 

3,5

 

3,3

Транспорт

 

2,2

 

3,6

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирование рынка

 

4,1

 

3,1

     

Таким образом, малый  бизнес в различных формах имеет  большие потенциалы в деле решение  проблемы занятости населения, что  в свою очередь предопределяет увеличение производства ВВП , повышения уровня жизни. Однако эффективное использования малого бизнеса в общественных интересах во многом зависит от формирования в обществе уважения к предпринимателям, стремления к самостоятельной деловой жизни.

 

2.2 Основные проблемы развития малого предпринимательства в России

 

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Между тем к 2010 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.        Проблемы МП можно разделить на две группы: общие и различающиеся по размерам городов – проблемы МП крупных городов (от 500 тыс. чел. населения) и малых городов (менее 500 тыс. чел.)

  1. Общие проблемы:

а) Кредитование. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.     б) Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.      в) Недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.           г) Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. д) Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади.

  1. Большие города

а) На сегодняшний день в Москве очевиден запретительный уровень цен на аренду. Практически невозможно найти офисные помещения, с условием легальной аренды, дешевле, чем за 300 долл. в год, а отапливаемые складские помещения – 150 долл. в год. В такой ситуации, очевидно, могут выжить лишь МП с высокой нормой прибыли.           б) Высокая цена рабочей силы.         в) Следующей, но далеко не последней проблемой по значению, является исчезновение некоторых видов рабочих специальностей, т.е. то, что производственные рабочие, имеющие высокую квалификацию, уходят на более высокооплачиваемые, но более низкие по требуемому уровню квалификации должности. ПТУ сегодня уже не готовят специалистов по многим необходимым специальностям, и это вторая причина нехватки необходимых кадров.

  1. Малые города

а) В малых населенных пунктах обычно отсутствует рынок, достаточный для развития компании. Как пример возьмем столицу Марийской республики Йошкар-Олу. Для МП этого города характерны дерево- и металлообрабатывающие предприятия. Объема спроса в принципе не достаточно, чтобы обеспечить оптимальную загруженность производственных мощностей этих предприятий, а в связи с тем, что они не могут выйти на общероссийский рынок, они начинают конкурировать друг с другом за тот небольшой объем спроса, который все-таки присутствует. В результате продажные цены близки к себестоимости, и фирмам не хватает средств для расширения. Выход на общероссийский рынок практически невозможен, так как в больших городах отсутствуют системы сбыта, которыми могли бы воспользоваться малые предприятия небольших городов.      б) Административное давление. Если в Москве или Санкт-Петербурге вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет – вас достанут на территории всего района, а то и области. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.        в) Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику в провинции менее формализованы.        г) Трудности выхода МП на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.     д) Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии и работают в некоторых отношениях так же, как уральский завод XVIII века.           5.Несмотря на вышеперечисленные проблемы новые МП продолжают появляться, а некоторым удается существовать довольно долго. Мы думаем, что со стороны федеральных и региональных властей хорошим способом могли бы быть бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, организованные по европейскому образцу, недорогие или бесплатные курсы делового образования.    Со стороны общественных организаций – это прежде всего бесплатные юридические консультации по типовым вопросам, создание систем обмена информацией, что сделает рынок прозрачнее, и, что особенно важно для МП – создание своего рода «первичных организаций», либо регионального либо отраслевого типа – по принципу локальных сетей.       В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.       Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.           В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно.       Согласно данным РосГосСтата в 2010 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2009 и 2008 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт.      Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще.

3. Малый бизнес  России в условиях мирового  финансового кризиса, использование  зарубежного опыта на примере США.

 

3.1 Тенденции развития и оптимизации малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса

 

Причина современного мирового финансового кризиса, заключается в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.

Статус центрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира.

На сегодня долг правительства  США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций так называемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долг превысит 10,5 триллиона долларов.

Уменьшение надежности доллара США как средства платежа  и средства сбережения неизбежно  ведет к параличу всей системе  международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррель нефти.

Не смотря на всю серьезность  ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами и невозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны – либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западные инвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас - на всех развивающихся рынках.

Так финансовый кризис в  Российской Федерации существенно  повлиял на доступность кредитных  ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Однако мнению экспертов в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, что сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятий начинаются на четвертом-пятом этапе.

Между тем присущие мелким предприятиям гибкость, простота и  дешевизна управления, способность  содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса.

В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем  малых предприятий в условиях кризиса. Более того, банкам не выгодно  выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития.

Ниже в таблице 2 приведены  Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации (приложение 2).

На 1 апреля 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2009 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2009 г. на 41,7 ед.

Наиболее значительно  число зарегистрированных малых  предприятий на 100 тыс. жителей снизилось  в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.

По итогам января-марта 2010 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.(приложение 3)

Сокращение среднесписочной  численности занятых на МП в целом  по стране сопровождалось сокращением  показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной  численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.

Необходимо признать, что по мере углубления мирового финансового  кризиса нередко возникают дискуссии  о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).

Во многих странах  формируются специальные резервы  для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

В 2010 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных  в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в  силу новый Федеральный закон "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России