Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение
1 Становление и развитие малого бизнеса в России
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России
2 Роль малого бизнеса в экономике России и его проблемы
2.1 Роль малого бизнеса в экономике России
2.2Основные проблемы развития малого бизнеса в России
3. Малый бизнес России в условиях мирового финансового кризиса, использование зарубежного опыта
3.1 Тенденции развития и оптимизации малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса
3.2 Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности
Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г
Приложение 4 Схема движения отчёта о результативности выполнения долговременных задач

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антону 2003.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, следует  отметить, что разрабатываемые планы  по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются  социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать  специфические российские черты  малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них  можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия  нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности  должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер  государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

 

3.2 Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США

 

Успешному функционированию малого бизнеса во многих промышленно развитых странах способствует государственная поддержка.

В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (АМБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того. В этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местные органы власти.

АМБ решает три важнейшие задачи: обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий; содействие в получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.

Федеральный аппарат АМБ насчитывает 1100 человек. Помимо этого в каждом из 50 штатов функционируют региональные отделения численностью по 30-40 человек. Чиновники АМБ в центре и на местах не руководят предприятиями малого бизнеса. В их задачу входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело.

По данным Администрации малого бизнеса США, в 1998 г. в стране было вновь создано 898 тыс. новых фирм, что на 1,5 % больше, чем в рекордном 2009 (885). Из числа этих фирм 60 % начали свою работу на дому при поддержке Министерства труда США. Следует отметить, что около 21 млн. Американцев (17 % всех занятых) работают благодаря малому бизнесу при неполном рабочем дне .

В 2010 г. по сравнению с 2007 доходы ( прибыль) малого бизнеса выросли на 6,3 % и составили 548,5 млн. долларов. Более чем у половины работников , занятых в малом бизнесе, заработная плата выросла на 7,2 %.С 2006 по 2010 г. в малом бизнесе было создано 11,1 млн. Новых рабочих мест, что способствовало росту уровня занятости населения и снижению безработицы. Малым бизнесом в 2010 г. было заключено 168 тыс. договоров на строительные работы. Только два самых крупных договора позволили создать около 50 тыс. рабочих мест.

Все больше женщин участвует в руководстве предприятиями малого бизнеса. Только за один год количество фирм, руководимых женщинами, выросло на 29 %; 1,4 млн. предприятий малого бизнеса, владельцами которых являются женщины, получили в 2009 г. 2,8 млн. долларов прибыли. Определенное развитие в малом бизнесе получила – франчайзинговая форма. Среди женщин – собственников фирм 16,0 % использовали эту форму; 60 % женского бизнеса было сосредоточено на дому.

Особо следует сказать об инвестициях в малый бизнес. 71 % инноваций малом бизнесе США поддерживается спонсорами ассоциации АМБ. В то же время на крупные предприятия падает 26 % средств. Направляемых из федерального бюджета на научные исследования и развитие, в то же время как на предприятия малого бизнеса приходится лишь 11 % этих средств. Конгресс США в 1992 г. разработал программу развития инноваций для малых предприятий вплоть до 2012 г. В 1983 г. отчисления на подобные программы составили 6,5 млрд. долларов, и с того времени ежегодно увеличиваются на 1 млрд. долларов.

Из 4,5 млн. работников – ученых, инженеров, аналитиков и программистов в 2008 г. в малом бизнесе было занято 37,9 % (против 32,3 % в 2003).

Надо сказать, что 80-е годы ХХ в. были отмечены в США резким ростом индивидуального инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей. Это небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно - технических идей. По различным оценкамв наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30-40 тыс. Компаний с численностью занятых на менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых предприятий примерно 1/8 специализируется на производстве научно – технических нововведений.

Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно- исследовательские и конструкторским комплексом промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно- технических работников.

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки, включающей:

1. финансовую поддержку (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

2. материально-техническую поддержку (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства- зданий, сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

3. информационную поддержку (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

4. консультативную поддержку (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Политика стимулирования данной сети инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального правительства до муниципального. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий возникновения и развития новых форм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и даже предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.

Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяется два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета через федеральные агентства и ведомства( и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности малых фирм.

Вторым важнейшим направлением государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса, осуществляемой на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространялось в 70-е годы.

Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные ИКМБ (инновационные компании малого бизнеса), действующие под эгидой АМБ. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала. Это значит, что инвесторы становятся акционерами мелких инновационных фирм и в зависимости от доля своего участия имеют право на получение прибыли. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50 %.

Что касается налоговых и амортизационных льгот, предоставляемых самому малому инновационному бизнесу, то они переменяются менее широко, поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная и предначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался более крупный бизнес. Однако с начала 80-х годов начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для малых предприятий, прежде всего инновационного бизнеса, с учетом его специфических потребностей .

Если говорить об амортизационных льготах, то в отношении малого бизнеса действует только одна существенная мера: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течении амортизационного периода.

Представляет также интерес финансирование малого бизнеса в США, он осуществляется в основном из двух источников: по линии Администрации малого бизнеса (SBA) и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается Администрацией малого бизнеса.

По данным SBA, в июне 2010 г. коммерческие банки предоставили 371 млрд. долларов займов малому бизнесу, из них коммерческие и промышленные займы по ипотеке составляли свыше 1 трлн. Долларов. Общие займы до 250 тыс. Долларов приходилось 188 млрд. долларов, а на займы до 100 тыс. долларов –112 тыс. долларов.

Количество займов малого бизнеса значительно выросло с-7,9 млн. в 2009 г. до 9,2 млн. в 2010 г. Однако почти все повышение (19,3%) относится к категории наименьшего займа – до 100 тыс. долларов. Менее половины малых фирм прибегают к займу в течении года.

Следует обратить внимание на систему гарантированного обеспечения займов малому бизнесу в США. Гарантированные займы – наиболее распространенная форма финансовой поддержки малого бизнеса. По данным И.И. Разумновой, в настоящее время практически 100 % финансовой помощи по линии Администрации малого бизнеса (АМБ) осуществляется в форме гарантированных займов. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице АМБ гарантию возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90 % суммы займа, но не более 155 тыс. долларов, а для крупных займов – 175 тыс. долларов; срок займа – около восьми лет.

Срок погашения кредита устанавливается в зависимости от направления заемных средств и возможностей данного предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем – шесть – семь лет). При финансировании расширения оборотного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. При этом в случае приобретения оборудования срок займа не должен превышать периода полезного использования оборудования.

По ссудам со сроком погашения семь и долее лет процентные ставки по гарантийным займам не могут быть выше ставки рефинансирования плюс2,75 %, а по ссудам на срок менее семи лет – не выше ставки рефинансирования плюс 2,25 %. Такие относительно невысокие проценты за кредиты, плюс гарантии государства в лице АМБ создают вполне приемлемые условия для развития малого бизнеса.

 

Заключение.

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В работе получены следующие  результаты:

- Малый бизнес –  это экономика государства, мелкие  предприятия играют заметную  роль в занятости, производстве  отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России