Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование сельского хозяйства рассматривается чаще всего как воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.).

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие рынка, рыночных отношений и рыночного механизма 4
1.1 Рынок, преимущества и недостатки 4
1.2 Основные элементы рыночного механизма 7
1.3 Субъекты рыночных отношений 11
1.4 Специфика рынка в сельском хозяйстве 13
Глава 2. Современное состояние рыночных отношений в сельском хозяйстве 14
2.1 Рыночные отношения сельского хозяйства с ресурсопроизводящими отраслями 14
2.2 Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве 18
2.3 Сельскохозяйственные предприятия как субъект рыночных отношений 21
Глава 3. Основные направления совершенствования рыночных отношений в сельском хозяйстве 24
3.1 Совершенствование правовой базы и антимонопольной политики государства 24
3.2 Создание рыночной инфраструктуры 29
3.3 Совершенствование ценообразования и ценовой политики предприятия 30
Завершение 32
Список используемой литературы: 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика сх.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

Правила оказания услуг государственными организациями;

2) Правила  установления и определения размера  платы за услуги государственных  органов;

3) Правила  ведения государственного регистра  платных услуг, оказываемых государственными  органами.

Правила оказания услуг регулируют отношения  между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь  наглядную информацию, а именно:

1) настоящие  правила, изложенные в полном  объеме;

2) перечень  платных услуг, оказываемых данным  государственным органом, с указанием  сроков исполнения;

3) цены  на предоставляемые услуги, утвержденные  уполномоченным органом по согласованию  с Министерством финансов Республики  Казахстан или его территориальными  органами;

4) исчерпывающий  перечень документов, предъявляемых  потребителем для получения услуги, образцы их заполнения;

5) порядок  и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

Настоящими  правилами определены права и  обязанности государственных органов  и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности, государственные  органы обязаны давать исчерпывающие  бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а потребитель обязан произвести оплату за саму услугу.

При нарушении  установленного порядка оказания услуг  должностные лица государственных  органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.

Правилами установления и определения размера  платы за услуги государственных  органов жестко регламентирован  порядок и сроки предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных органов, включенных в Государственный регистр  платных услуг, утверждаются Антимонопольным  Агентством и его территориальными органами (Департаментами) и согласовываются  соответственно с Министерством  финансов Республики Казахстан или  его территориальными органами. Изменение  цен на платные услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.

Проект  цен на оказываемые услуги предоставляются  за 45 дней, до начала квартала, рассматриваются  Антимонопольными органами в течении 20 дней и принимается соответствующее решение. Решение о новых ценах официально публикуются государственными органами в печать за 10 дней до их введения.

Предоставление  материалов, необходимых для утверждения  цен, с нарушением настоящих Правил является основанием для отказа в  рассмотрении проектов прейскурантов. За предоставление заведомо недостоверных  или ложных сведений должностные  лица привлекаются к юридической  ответственности.

Правила ведения Государственного регистра платных услуг, оказываемых государственными органами, определяют порядок формирования, ведения и внесения изменений  в регистр. Государственный регистр  платных услуг – это перечень услуг, которые вправе оказывать  государственные органы. Регистр формирует и утверждает Антимонопольное агентство и его территориальные органы, по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. Так, приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции за № 47-ОД от 16 июня 1999 г. по согласованию с Министерством финансов от 8 июля 1999г., утвержден Государственный регистр платных услуг оказываемых государственными органами в соответствии с Законодательными актами Республики Казахстан:

1) услуги  по карантинному досмотру, выдаче  карантинного разрешения, фитосанитарного  сертификата при экспорте, импорте  и транзите продукции растительного  происхождения;

2) услуги  по предоставлению информации о юридических лицах, их филиалах и представительствах;

3) информационные  услуги по земельному кадастру;

4) услуги  по санитарно-эпидемиологической  экспертизе и иссле-дованиям лабораторией.

В целях  развития рынка отдельных видов  работ и услуг путем привлечения  субъектов частного предпринимательства  Антимонопольным Агентством проведены  публичные слушания, по результатам  которых принято постановление  Правительства Республики Казахстан  от 31 марта 1999 г. №343 «О развитии рынка  отдельных видов работ и услуг». Остальные виды услуг, за исключением  контрольно-надзорных функций, выполняемые  государственными органами, в связи  с их реорганизацией, в соответствии с приказом Агентства Республики Казахстан от 13 августа 1999 г. включены в Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке, на 1999г. в раздел «Услуги  – монопольно и эксклюзивно осуществляемые государственными предприятиями». Это  такие виды услуг, как:

1) государственная  экспертиза архитектурно-строительной  документации;

2) предлицензионные работы по производству, экспорту, импорту и реализации лекарственных средств;

3) лабораторные  исследования особо опасных заразных  болезней животных, ветеринарно-санитарная  экспертиза продуктов животноводства  и сырья животного происхождения;

Кроме того, платные услуги в области пожарной безопасности, вневедомственной охраны, статистики переданы в конкурентную среду. Регулирование цен на услуги, монопольно или эксклюзивно осуществляемые государственными предприятиями, регламентировано Правилами, утвержденными приказом Агентства Республики Казахстан  от 25 августа 1999 г. № 61-ОД. Должностные  лица организаций, допустившие нарушение  данных Правил, привлекаются к ответственности  в порядке, предусмотренном законодательством  Республики Казахстан.

Исключение  составляют цены на платные услуги сверх гарантированных объемов, оказываемые медицинскими организациями, зарегистрированными в организационно-правовой форме «государственное учреждение», так как цены на данные услуги подлежат согласованию антимонопольными органами.

3.2 Создание рыночной инфраструктуры

Инфраструктура - это сочетание обслуживающих производств учреждений и устройств, обеспечивающих рациональное развитие и территориальную организацию производственных сил, высокий уровень жизни населения и сохранение окружающей среды.

Для функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой совокупности организационно-экономических  и юридических условий, или, другими  словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые, образуют некую  систему учреждений и организаций, называемую инфраструктурой, т. е., образно  говоря, систему каналов связи, по которым беспрепятственно, наилучшим  образом для данной формы хозяйства происходит перетекание материальных и финансовых ресурсов, их изменение, а также движение каждого продукта от производителя к потребителю.

В плановой экономике, для которой характерна директивная форма связи производства и потребления, роль таких каналов  выполняли центральные и местные  органы Госплана, а также министерства и ведомства. Каждое решение этих органов имело силу закона для  нижестоящих и подчиненных ему  хозяйственных звеньев. Центральные  плановые органы находились как бы на вершине иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые  ими решения распространялись вниз и вширь по различным уровням  нижестоящих и местных хозяйственных  структур, конкретизировались, дополнялись  новыми расчетами, деталями и соответствующими указаниями и так постепенно доводились до непосредственных производителей и  потребителей. Такая бюрократическая, т. е. состоящая из множества государственных  учреждений, инфраструктура имела то преимущество, что лишала непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и потерь, связанных с  конкуренцией, доводя до них планы  производства, снабжая под эти  планы необходимыми ресурсами, регулируя  посредством нормирования весь процесс  производства, а затем и распределения  произведенной продукции. Но, избавляя предприятия от риска, такая государственная  инфраструктура хозяйственных связен одновременно лишала их и возможности проявить самостоятельность в поиске эффективных экономических решений. Кроме того, многоуровневый вертикальный характер плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления, прежде чем будет принято окончательное решение о том, отвергнуть ее или принять. Это снижало оперативность принятия решений. Замедлялась скорость реакции непосредственного производителя на изменение текущей экономической ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, с другой стороны, — отсутствием гибкости и оперативности управления экономическими процессами.

Эта система, действуя, как известно, довольно долго, сформировала определенный образ экономического мышления и устойчивые стереотипы подходов к управлению общественным производством.

3.3 Совершенствование ценообразования и ценовой политики предприятия

Успешное  функционирование сельскохозяйственных предприятий возможно при условии  тесной взаимосвязи ценовых и  финансово-кредитных механизмов. Но ценовые отношения в современных  рыночных отношениях должны базироваться на следующих принципах:

    • сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием;
    • формирование равновесных цен под воздействием спроса и предложения;
    • использование нормативных методов при расчете цены предложения;
    • обеспечение доходности товаропроизводителей на уровне, достаточном для осуществления расширенного производства;
    • стимулирование научно-технического прогресса в отрасли;
    • повышение эффективности и снижение издержек производства;
    • оптимизация взаимосвязи ценовых и финансово-кредитных отношений;
    • обеспечение эквивалентности цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию для сельского хозяйства.

Сложившаяся ситуация на рынке товаров, в том  числе и сельскохозяйственных, говорит  о необходимости упорядочения ценообразования. Но для этого необходимо предпринять  меры прежде всего экономического характера, которые бы обеспечили серьезный заслон постоянному росту розничных цен.

Целесообразно было бы устанавливать не только предельный размер посреднических и торговых наценок  по видам конечной продукции сельского  хозяйства относительно закупочной цены на них, но и оптовой цены на продукцию перерабатывающих предприятий. Главное в таком подходе –  добиться сокращения посредников.

О значении формулы c+v+m уже говорилось, но есть необходимость еще раз вернуться к ней в том плане, как складывается цена на произведенную продукцию.

Ц = c + v + m,

где  c + v – себестоимость произведенного вида продукции, руб.;

C + v + m – стоимость произведенного вида продукции, руб.;

v распадается на v1 – необходимый продукт и v2 – прибавочный продукт (хотя это плохо заметно);

m – невидимый чистый доход.

В этом случае Ц должна быть выше себестоимости (она от нее набирает свой уровень и не может быть ниже) и немного выше стоимости произведенной продукции, т.е.:

Себестоимость ® Цена (Ц) ® Стоимость.

 

 

 

 

 

 

Завершение

Любой переход  к новым формам хозяйствования в  любом государстве, в условиях любой  общественно-экономической формации сопровождается в первую очередь серьёзными организационными преобразованиями. В условиях перехода к рыночным отношениям возможны два направления: эволюционный и революционный.

Эволюционный  путь. Он предполагает постепенное (медленное) изменение производственно-экономических отношений, используя для этого новую законодательную базу, регулирующую взаимодействие производительных сил и производственных отношений, обращая особое внимание на вопросы подготовки и переподготовки кадров, которые могли бы сполна использовать и применить свои знания в рыночной экономике.

Революционный путь. Это быстрый (ускоренный) переход к рынку, для которого характерна информация об этом направлении и применении целого комплекса мероприятий, так называемой «шоковой терапии». В ее основе действующим и главным началом является отпуск цен. А затем, учитывая уровень развития производительных сил и производственных отношений, формируется законодательная и нормативная база.

Поскольку переход к рыночным отношениям затрагивает  главным образом вопросы преобразования (изменение) форм действующих предприятий  и необходимость их регулирования, то в этом можно убедиться на примере  изменения организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий.

В других странах широкое распространение  в сельском хозяйстве получило фермерство, в котором участниками совместной собственности являются, как правило, члены одной семьи. Практика и  анализ показывают, что степень обобществления средств и предметов труда, а  также степень участия государства  в регулировании процессов в  сельском хозяйстве связана с  природно-климатическими условиями. Так, в США широко развиты фермерские хозяйства.

Здесь степень  обобществления труда минимальная (в основном одна семья). И это  не случайно. Дело в том, что в  Соединенных Штатах Америки, например, имеются благоприятнейшие климатические  условия для произрастания практически  всех сельскохозяйственных культур, и разумеется, для развития животноводства. В этой стране из-за близости к океану, в большинстве штатов выпадает в год осадков свыше 500 мм на 1 м2. В России и Израиле наибольшее распространение получили сельскохозяйственные кооперативы, причем начиная от общин и заканчивая колхозами и кибуцами. И тоже не случайно: Россия и Израиль расположены в зонах рискованного земледелия. Причем, если для России характерным является резкоконтинентальный климат, то для Израиля проблема заключается в ограниченности осадков в течение всего года.

Информация о работе Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве