Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:13, дипломная работа
Целью данной работы является анализ и разработка рекомендаций по улучшению производственно-хозяйственной деятельности организации на основе эмпирического анализа теоретического и практического материала.
Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются:
-изучить теоретические аспекты организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия;
-определить основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
-охарактеризовать деятельность предприятия и исследовать его технико-экономические показатели;
-проанализировать объемы реализации продукции и структуру трудового персонала занятых в производстве;
-разработать рекомендации по улучшению производственно-хозяйственной деятельности организации.
Введение 4
1 Основные теоретические аспекты организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия 6
1.1 Понятие организации производства 7
1.2 Организация и управление производством 12
1.3 Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия 27
2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» 36
2.1. Общая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей производственной деятельности ЗАО «Красный Октябрь» 42
2.3 Анализ реализации продукции предприятия 53
2.4. Анализ трудового персонала занятых в производстве 62
3 Разработка рекомендаций по улучшению производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» 72
Заключение 109
Список использованных источников и литературы 113
Последний лист дипломной работы…………………………………………… 115
Однако, добиваться доверия и признания за рубежом самостоятельно в условиях кризиса для любого предприятия исключительно сложно. Даже действительно качественные товары, пользующиеся спросом и доверием заказчиков и потребителей, идут на продажу по сравнительно низким ценам по сравнению с зарубежными аналогами. Поэтому без сертификатов на продукцию, выданных зарубежными сертификационными организациями, экспорт отечественных товаров в страны с развитым рынком, мало эффективен или совсем невозможен.
Постоянными потребителями продукции завода являются фирмы Японии. Японские стандарты качества зачастую устанавливают к продукции более высокие требования, чем обычные требования международного рынка. Наиболее трудным моментом для иностранного экспортера является сертификация продукции - процедура длительная и требующая существенных затрат.
Но следует иметь в виду, что любой самый авторитетный сертификат, полученный товаропроизводителем - это необязательно пропуск на зарубежный рынок, а скорее, потенциальная его возможность. Чтобы выданный сертификат был признан на мировом рынке, потребителю нужен достаточно длительный период времени для того, чтобы убедиться в качестве российских товаров и надежности их производителей.
Предприятие учитывает интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции.
В хозяйственной деятельности предприятия необходима внешнеэкономическая деятельность. Так как внутренние рынки малоемки.
В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции можно выделить четыре этапа:
- первый базируется на
- второй, выявление резервов
- третий анализ производства и реализации продукции
- четвертый установление причин невыполнения обязательств.
Анализ процесса производства должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, в ходе формирования выполнения производственной программы дается оценка перспектив ее реализации. Во-вторых, в процессе анализа определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово-экономических последствий.
В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа являются не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки риска в равной мере влияют друг на друга.
ЗАО «Красный Октябрь» поставляет на внешний рынок готовую продукцию, а также комплектующие узлы и детали.
Постоянными потребителями продукции завода являются фирмы Японии. Японские стандарты качества зачастую устанавливают к продукции более высокие требования, чем обычные требования международного рынка. Наиболее трудным моментом для иностранного экспортера является сертификация продукции - процедура длительная и требующая существенных затрат.
Преодолеть указанные
трудности удалось через
Далее приведена таблица 4 согласно, которой показана динамика производства и реализации по годам.
Таблица 4 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах 2003 года.
Объем реализации по годам |
Объем производства продукции тыс.р. |
Темпы роста % |
Объем реализации тыс.р. |
Темпы роста % | ||
Базисные |
цепные |
Базисные |
цепные | |||
2003 |
478103,0 |
100 |
100 |
435034,6 |
100 |
100 |
2004 |
1045701,0 |
218,7 |
218,7 |
969139,0 |
222,8 |
222,8 |
2005 |
1305553,3 |
273,1 |
124,8 |
1265071,0 |
290,8 |
130,5 |
Из таблицы видно, что объем производства в 2004 году вырос на 118,7% по сравнению с 2003 годом, а а объем реализации на 122,8%. В 2005 году объем производства вырос на 24,8% по сравнению с 2004 годом, а объем продаж вырос 30,5%. Причины разные изменение спроса, техническое состояние оборудования, его простои и аварии, человеческий фактор.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически на рисунке 12.
Рисунок 12 -Динамика производства и реализации продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
Что касается количественного анализа реализации продукции, то здесь следует отметить, что изменение объема реализации в действующих ценах по годам анализируемого периода с 2003 по 2005 гг. не дает необходимой информации, поэтому в таблице 5 показан пересчет фактических объемов реализации в сопоставимые цены, используя индексы цен за соответствующие годы. Далее рассчитана динамика объема реализации в сопоставимых ценах, таким образом, установлено изменение объемов реализации продукции по годам в натуральном выражении (без влияния изменения цен - инфляции). Кроме того, также рассчитано общее отклонение объемов реализации по годам и в том числе, за счет изменения цен и изменения объемов реализации.
Таблица 5 - Данные о реализации продукции ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь»
Объем реализации по годам |
План тыс.р |
Факт тыс.р |
Отклонение от плана |
Динамика %(в действующих ценах) |
Объем реализации в сопоставимых ценах, тыс.р.(2003) |
Динамика в сопоставимых ценах (2003) % |
Отклонение от прошлого года, тыс.р. | |||
В сумме, тыс.р |
В% |
общие |
В т.ч. за счет | |||||||
Изменения цен |
Изменения объема реализации | |||||||||
2003 |
466300 |
478103 |
11803 |
102,3 |
243,7 |
435034,6 |
230,6 |
281993 |
43068,4 |
238824,6 |
2004 |
973000 |
1045701 |
72701 |
107,5 |
218,7 |
969139 |
222,8 |
567598 |
76562 |
491036 |
2005 |
1437500 |
1305553,3 |
-131946,7 |
90,82 |
124,8 |
1265071 |
130,5 |
259852,3 |
40482,3 |
219370 |
Данные таблицы 5 показывают, что план реализации продукции был выполнен в 2003 году на 102,5 % и в 2004 году на 107,5 % недовыполнен в 2005 году - на 9,18 %.
Например, расшифруем данные таблицы за 2004 год. План реализации продукции перевыполнен на 7,5 % и на 72701 тыс. руб. По сравнению с 2003 годом объем реализации вырос на 118,7 %. Используя индекс цен за 2004 год, рассчитан объем реализации продукции в 2004 году в сопоставимых ценах (к ценам 2003 г.), который равен 969139 руб. Отклонение от 2003 года составило 567598 руб., в том числе за счет изменения цен на продукцию - на 76562 руб. и за счет изменения количества - на 491036 руб. План реализации продукции недовыполнен на -9,18% и на -131946,7 тыс.р. По сравнению с 2004 годом объем реализации вырос на 24,8%. Используя индекс цен за 2005 год, рассчитан объем реализации продукции в 2005 году в сопоставимых ценах который равен 1265071 тыс.р. Отклонение от 2004 года составило 259852,3 тыс.р., в том числе за счет изменения цен на продукцию на 40482,3 тыс.р.
Результаты расчетов говорят о том, что в 2004 году отдел сбыта ЗАО «Красный Октябрь» работал эффективно, так как смог увеличить объем реализации продукции на 7,5 %, что положительно сказалось на финансовых результатах деятельности завода.
В заключение следует отметить, что производственная программа ЗАО «Красный Октябрь» относительно оптимальна, так как дает возможность предприятию непосредственно находиться на рынке, изучать его особенности, специфику запросов покупателя, совершенствовать как саму продукцию, так и формы торговли. Существующая производственная программа завода приносит определенную финансовую экономию, поскольку сокращает издержки, снижает риск и зависимость результатов коммерческой деятельности.
Сильными сторонами предприятия является то, что ЗАО «Красный Октябрь» имеет достаточно крупный внешнеторговый оборот и оборот продукции на внутреннем рынке для того, чтобы покрыть расходы на самостоятельное распределение продукции.
К слабым сторонам предприятия можно отнести то, что продукция, производимая ЗАО «Красный Октябрь» является узкоспециализированной по назначению и часто производится по техническим условиям покупателя. Продукция завода требует высоко специализированного сервиса. Поэтому, также стоит отметить, что система управления качеством продукции в данном случае должна быть подкреплена международным стандартом ИСО 9000.
Соотношение разных категорий работников в их общей численности характеризует структуру персонала предприятия.
Анализ структуры персонала
на предприятии проводиться путем
расчета удельного веса каждой категории
рабочих в общей численности,
затем фактические затраты
Состав и структура кадров ЗАО «Красный Октябрь» постоянно меняется в соответствии с изменением техники, организации производства и управления.
Классификация работников ЗАО «Красный Октябрь» произведена в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, разработанным Институтом труда.
От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Каждая категория персонала состоит из работников разных профессий, в рамках которых они разделяются по специальностям.
Рабочие подразделяются
на основных и вспомогательных. К
основным рабочим относятся работники,
непосредственно создающие
К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования. К этой группе рабочих в ЗАО «Красный Октябрь» можно отнести инженеров, электромехаников, техников.
Руководители – работники,
выполняющие должностные
Специалисты – работники, имеющие высшее или среднеспециальное образование. К ним относятся: бухгалтер, экономист по ценам, бухгалтер-калькулятор, маркетолог.
Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников.
Младший обслуживающий персонал (МОП) – лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями, а также по обслуживанию рабочих. В ЗАО «Красный Октябрь» к ним можно отнести грузчиков, уборщиц.
Классификация работников ЗАО «Красный Октябрь» произведена в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, разработанным Институтом труда.
От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Каждая категория персонала состоит из работников разных профессий, в рамках которых они разделяются по специальностям.
Итак, в носителях человеческого капитала воплощается такая абстрактная категория как человеческий капитал предприятия. Что касается оценки состояния человеческого капитала в ЗАО «Красный Октябрь», то в данном случае будут иметься точки соприкосновения с оценкой состояния носителей человеческого капитала. Следует отметить, что объем человеческого капитала не всегда находится в прямой зависимости от количества носителей человеческого капитала на фирме (чем большее количество людей занято на предприятии, тем больший его объем сосредоточен на нем).
Под объемом человеческого капитала на предприятии подразумевается совокупность фонда здоровья, образования, квалификации, навыков и способностей работников. Поэтому целесообразно сначала представить количественную характеристику персонала.
Количественная характеристика трудового персонала ЗАО «Красный Октябрь» согласно таблице 6.
Таблица 6 - Динамика изменения численности персонала ЗАО «Красный Октябрь» за период с 2003 по 2005 гг. (человек)
Категории работников |
2003 |
2004 |
2005 |
Абсолютное отклонение 2005/2003 |
Абсолютное отклонение 2005/2004 |
Среднесписочная численность |
1820 |
1961 |
2136 |
316 |
175 |
1) непромышленные подразделения |
81 |
137 |
186 |
105 |
49 |
2) промышленно-производственный персонал, в том числе: |
1739 |
1824 |
1950 |
211 |
126 |
Рабочие |
1257 |
1311 |
1352 |
95 |
41 |
Руководители |
177 |
184 |
194 |
17 |
10 |
Специалисты |
288 |
313 |
378 |
90 |
65 |
Служащие |
17 |
16 |
26 |
9 |
10 |