Разработка стратегии на примере мясокомбината

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………6
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ….6
1.1. Понятие и сущность экономической стратегии ……………………………6
1.2. Технология планирования экономической стратегии предприятия …….13
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….29
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» ………………………………….29
3. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………….35
3.1. Задание № 1 ………………………………………………………………….35
3.2. Задание № 2 ………………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. 54

Вложенные файлы: 1 файл

скач курсач.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)


 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  …………………………………………………6

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ….6

1.1. Понятие и сущность  экономической стратегии ……………………………6

1.2. Технология планирования  экономической стратегии предприятия …….13

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….29

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»  ………………………………….29

3. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………….35

3.1. Задание № 1 ………………………………………………………………….35

3.2. Задание № 2 ………………………………………………………………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 52

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. 54

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается  в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Но анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии пока еще являются одной из наиболее важных проблем, осложняющих экономическое положение предприятий. Экономическое реформирование предприятия будет успешным и приведет к улучшению его экономического состояния только в том случае, если на предприятии будет сформирована и осознана комплексная стратегия его развития. Именно продуманная и прошедшая определенные процедуры утверждения стратегия должна стать основой составления системы бизнес-планов предприятия.

Ввиду особой формы обобщения широкого диапазона выводов об экономическом положении предприятия результаты экономического анализа и стратегической оценки позволяют использовать их при рассмотрении концептуальных основ деятельности и формировании оптимальной стратегии хозяйственного развития. Если раньше существенная часть проводимой на предприятии аналитической работы была связана с текущим  оперативным управлением, а стратегический анализ носил эпизодический характер, то теперь в рамках формирования экономической стратегии развития необходимо использовать, прежде всего, методический аппарат стратегического анализа.

Особую актуальность теме настоящего исследования придает необходимость стабилизации экономического положения большинства российских предприятий и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста. Несмотря на то, что каждое предприятие является уникальным и имеет свои специфические особенности, в условиях современной экономики существенно возрастает значение общих методологических принципов и положений планирования и реализации экономической стратегии.

В связи с этим целью курсового проекта является рассмотрение планирования экономической стратегии предприятия.

Для конкретизации цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и сущность экономической стратегии, ее функции и особенности;
  • охарактеризовать основные составляющие экономической стратегии;
  • изучить технологию планирования экономической стратегии;
  • рассмотреть особенности планирования экономической стратегии ОАО «Сызранский мясокомбинат».

Объектом курсового проекта  является ОАО «Сызранский мясокомбинат». Основным видом деятельности которого является переработка мяса и мясопродуктов, производство и реализация колбасных изделий и мясных продуктов.

Предмет исследования: планирование экономической стратегии.

Для написания курсового проекта  были использованы: учебная литература  по стратегическому управлению и менеджменту таких авторов как Л.Г. Зайцев, А.И. Ильин, Т.Н. Бабич, Н.Ю. Лапыгин; периодические издания «Экономические стратегии», «Управление персоналом»; бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Понятие, сущность и составляющие  экономической стратегии

 

Устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение  конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг обеспечивает экономическая стратегия. В литературе приводится достаточно большое количество определений понятия «стратегия». Некоторые из них приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Определения понятия «стратегия»

Понятие

Автор литературного источника

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение целей.

Мескон М.Х.,

Альберт М.,

Хедоури Ф.

Стратегия – набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Ансофф И.

Стратегия – соединение сил и ресурсов предприятия для  достижения выбранных целей.

Grabowski

Стратегия – план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Томпсон А.А.,

Стрикленд А. Дж.

Стратегия определяется как долгосрочная программа действий, предполагающая такое распределение ресурсов, которое обеспечивает позиционирование компании в соответствии с сильными ее сторонами, создание конкурентных преимуществ, организационной стабильности и рентабельности.

Lunch R.P.

Стратегия – программа  действий, базирующаяся на оценке предпринимательской среды и положении предприятия на рынке.

Быстров В.Ф.

Стратегия – это совокупность пяти определений, пяти «П»:

– план, направление развития;

– принцип поведения, следования определенной модели поведения;

– позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках;

  - перспектива, основной  способ действий организации;

– прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов.

Минцберг Г.,

Альстрэнд Б.,

Лэмпел Дж.

Стратегия – конкретные пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу.

Евенко Л.И.


По аналогии с определением военной  стратегии экономическую стратегию  предприятия можно определить как  высшую форму предпринимательского искусства. Экономическая стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки предприятия к ведению бизнеса, исследует закономерности внешней и внутренней среды, разрабатывает способы и формы подготовки и реализации стратегических действий, определяет цели и задачи подразделениям, распределяет ресурсы по стратегически зонам хозяйствования.

Под экономической  стратегией мы будем рассматривать  систему основополагающих направлений, правил, приемов, необходимых для выработки и принятия научно-обоснованных долгосрочных принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке [Царёв В.В. Внутрифирменное планирование. – СПб.: Питер, 2002. – С. 17.].

Целью разработки экономической стратегии предприятия является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Экономическая стратегия предприятия базируется на трех основных посылках:

  • ресурсной концепции предприятия как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, то есть возможностей фирмы определять и достигать долговременных стратегических целей;
  • теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей предприятия и экономически эффективных средств их достижения;
  • теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные стратегические цели.

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:

  • что и в каком количестве производить;
  • как и какими средствами производить;
  • для кого и когда производить.

Для того, чтобы  ответить на эти вопросы, экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать определенные правила и приемы:

  • исследования условий конкурентного преимущества и выявления предпочтительной миссии предприятия;
  • исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии предприятия, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость предприятия, то есть возможность переориентации предприятия в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;
  • формирования товарного ассортимента предприятия, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое получение предприятием экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства;
  • распределения имеющихся в распоряжении предприятия и привлекаемых им дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность (рентабельность) использования этих ресурсов;
  • взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала предприятия на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;
  • формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятия в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;
  • раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри предприятия, и предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия.

Вырабатывая правила и приемы эффективной  реализации этих направлений деятельности, экономическая стратегия предприятия – с момента определения миссии, формирования ее производственного профиля и в течение всего периода функционирования – должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение ее банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.

Экономическая стратегия имеет некоторые особенности, отличающие ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой.

Первая особенность  состоит в том, что процесс  выработки экономической стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действие. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие, - уровня конкурентного преимущества предприятия.

Вторая особенность  состоит в существенном отличии  выбора и реализации оперативных (тактических) трансакций, полнота и надежность информации для которых значительно выше, чем полнота и надежность информации, имеющаяся в распоряжении предприятия при выборе стратегических трансакций. В ходе формирования экономической стратегии нельзя предвидеть все возможность, которые откроются при составлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах, что приводит к росту неопределенности всех типов: «неопределенности природы» (то есть внешней среды предприятия), неопределенности целей, неопределенности действий конкурентов. Экономическая стратегия вырабатывает своеобразную «зону неопределенности» - множество вариантов развития, каждый из которых оптимален при некотором реально возможном сочетании внешних условий.

Третья особенность  выражается в существенном усилении роли обратной связи при выработке  экономической стратегии. Поскольку  в процессе выработки стратегических решений постоянно появляются новые альтернативы, осуществляется целенаправленный поиск наиболее предпочтительных решений, появляется более полная и достоверная информация о тех или иных стратегических трансакциях, первоначально намеченные цели стратегического развития могут быть подвергнуты сомнению или просто отброшены. Вследствие этого разработка экономической стратегии представляет собой циклический процесс с постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации о факторах, определяющих конкурентный статус предприятия в исследуемой перспективе.

Четвертая особенность экономической стратегии заключается в том, что на уровне стратегического планирования, в отличие от планирования на тактическом уровне, весьма трудно определить абсолютные показатели полезности тех или иных стратегических решений. Это приводит к необходимости пользоваться для выбора предпочтительных решений либо порядковыми мерами полезности, либо псевдоабсолютными показателями, основанными на сочетании параметров, поддающихся квантификации (например, затраты в денежном выражении) и порядковых, качественных показателей, таких как «стратегическая полезность», для выражения которых может использоваться балльная система оценок.

Информация о работе Разработка стратегии на примере мясокомбината