Расчеты показателей деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой: изучить теоретически основы планирования производственной деятельности, проанализировать современный уровень деятельности предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия, обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Задачи, которые решены для достижения поставленной цели: изучить литературные источники, выявить основные позиции теоретиков по этой проблеме, высказать собственное мнение на каждый вопрос.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Планирование деятельности предприятия…………………………
5
1.1 Планирование как наука………………………………………………….
6
1.2 Сущность и цели планирования…………………………………………..
8
1.3 Классификация планирования…………………………………………….
10
1.4 Основные принципы планирования………………………………………
12
1.5 Основные этапы процесса планирования в организации……………….
14
1.6 Понятие и виды плана……………………………………………………..
17
1.7 Методы планирования…………………………………………………….
20
Глава 2. Расчеты показателей деятельности предприятия………………….
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
41
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование деятельности предприятия.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

2.По содержанию (видам) планирования:

-стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;

- оперативное  - реализация возможностей и контроль  текущего хода производства;

- текущее - планирование, в котором увязываются все  направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

3.По объектам  функционирования:

    • планирование производства;
    • планирование сбыта;
    • планирование финансов;
    • планирование кадров.

 

4. По периодам (охвату отрезка времени): краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия; среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

5. По возможности  внесения изменений:

  • жесткое - не предполагает внесения изменений;
  • гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно. 
               В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
  • полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех;
  • подразделений предприятий;
  • непрерывность планирования;
  • гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
  • возможность контроля за выполнением плана;
  • экономичность планирования;
  • точность планирования.

  Весь процесс  планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования. 
           Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен. 
          Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. 
          Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. http://businesscom.biz/biblio/ebooks/economics/90.html

1.4 Основные  принципы планирования

Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие: 
*Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади). 
*Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия. 
*Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.

*Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.

*Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.

*Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.

*Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.

http://5ballov.qip.ru/referats/preview/88780/5/?referat-planirovanie-i-prognozirovanie-na-predpriyatiyah-obschestvennogo-pitaniya

 

1.5 Основные этапы процесса планирования в организации

Деятельность, связанную с планированием, можно  разделить на несколько основных этапов.

Процесс составления  планов, или непосредственный процесс  планирования, то есть принятие решений  о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

Деятельность  по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации. 
Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. 
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом:

Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные  компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно  имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы. 
Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Стратегический  анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Производятся  выбор одной из альтернативных стратегий  и ее проработка. 
Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Среднесрочное планирование

Готовятся среднесрочные  планы и программы. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Процесс выполнения плана.

Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к пере формулированию плана) связью.

Миссия организации  является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка  миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

1. Задача предприятия  с точки зрения его основных  услуг или изделий, основных  рынков и основных технологий;

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;

3. Культура организации.

Формулирование  миссии - это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле.

Формирование  целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии.

1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию  фирмы; должны быть разработаны  на длительную перспективу; определять  основные направления программ  развития фирмы; должны быть  четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.

2. Специфические  цели выражаются в количественных  и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

3. Другие специфические  цели (подцели):

    • по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);
    • научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);
    • производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
    • финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

Цели должны быть:

1. конкретными  и измеримыми;

2.ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);

3. достижимыми;

4. совместимыми.

Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой  она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему:

  • Повышение контролируемой доли рынка;
  • Предвидение требований потребителя;
  • Выпуск продукции более высокого качества;
  • Обеспечение согласованных сроков поставок;
  • Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
  • Поддержание репутации фирмы у потребителей.

В заключение следует  отметить, что для достижения компанией  поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=487080 

1.6 Понятие  и виды плана

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

1. Стратегический  план, по-другому называемый генеральным  планом фирмы (часто составляется  на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана.

2. Стратегические  планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.

3. Оперативные  планы организации:

    • общефирменные планы текущей деятельности, так называемые "хозяйственные планы", или "планы прибыли", рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
    • текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Стратегический  план включает в себя видение и  миссию, общие цели, определяющие место  организации в будущем, выбранные  стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. 
Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными  на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

Информация о работе Расчеты показателей деятельности предприятия