Регулирование и развитие предпринимательской деятельности в Псковской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является закрепление знаний о регулировании и развитии предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую предпринимательскую деятельность;
охарактеризовать развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области;
проанализировать областную долгосрочную целевую программу развития предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы;
рассмотреть уровень международной деловой активности в Псковской области.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования и развития предпринимательской деятельности ……………………………………………5
1.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности …..5
1.2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность ……………………………………………………………………14
1.3 Развитие предпринимательства в России ………………………………….16
Глава 2. Регулирование и развитие предпринимательской деятельности в Псковской области ……………………………………………………………...19
2.1 Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области.19
2.2 Областная долгосрочная целевая программа развития предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы …………….24
2.3 Уровень международной деловой активности в Псковской области …...29
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_EK-KA_FIRMY (7).docx

— 152.40 Кб (Скачать файл)

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

  • осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  • повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  • поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  • укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  • пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  • использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы «долгосрочного развития экономики» основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса.

3. Решение макроэкономических проблем:

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

  • характер рыночных отношений;
  • характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
  • общесоциальные факторы;
  • общеэкономические условия;
  • общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

  • предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
  • борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
  • предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
  • контролем за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Основные направления в государственном регулировании рыночных отношений следующие:

1. Установление целей  развития рынка. В государственном  законодательстве указываются только  общие ориентиры развития, а граждане  вольны поступать в соответствии  с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются  на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.

2. Государственное законодательство  закрепляет и гарантирует все  формы собственности и их равенство.

В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.

Принципами государственного управления являются: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть – материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр – регион).

Функции государственного управления:

  • прогнозирование (Федеральный закон "О прогнозировании и социально-экономических программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
  • планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);
  • нормативное регулирование;
  • методическое руководство;
  • подбор и расстановка кадров;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансирование;
  • информационное обеспечение;
  • оперативное управление собственностью;
  • учет и контроль.

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:

  • убеждением;
  • принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное  регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

 

 

Глава 2. Регулирование и развитие предпринимательской деятельности в Псковской области

2.1 Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области

Информация о работе Регулирование и развитие предпринимательской деятельности в Псковской области