Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление знаний о регулировании и развитии предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую предпринимательскую деятельность;
охарактеризовать развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области;
проанализировать областную долгосрочную целевую программу развития предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы;
рассмотреть уровень международной деловой активности в Псковской области.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования и развития предпринимательской деятельности ……………………………………………5
1.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности …..5
1.2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность ……………………………………………………………………14
1.3 Развитие предпринимательства в России ………………………………….16
Глава 2. Регулирование и развитие предпринимательской деятельности в Псковской области ……………………………………………………………...19
2.1 Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области.19
2.2 Областная долгосрочная целевая программа развития предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы …………….24
2.3 Уровень международной деловой активности в Псковской области …...29
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………………………..36
Ежегодно возрастает роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона. В 2011 году (по оценке) вклад малых предприятий в валовой региональный продукт достиг 14,8 % (вклад малых и средних предприятий в 2010 году был в размере 13,1 %). Это стало возможным, в том числе, за счет роста количества малых предприятий.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области и Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области на 1 января 2013 года в области число субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) на 1 тысячу постоянного населения области составляет 38 субъектов малого и среднего предпринимательства. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий области (с учетом индивидуальных предпринимателей) составляет 39,57 % от среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области, и более 23,45 % от экономически активного населения Псковской области. Таким образом, каждый пятый трудоспособный житель Псковской области в настоящее время занят в сфере малого и среднего бизнеса.
Среди предприятий малого и среднего бизнеса преобладают предприятия торговли (35,6 %), предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (17,6 %), предприятия обрабатывающих производств (12,9 %), строительства (11,5 %). Доля оборота предприятий малого и среднего бизнеса на 1 января 2013 года составляет 39,5 % в обороте всех предприятий региона.
Рост значений основных показателей, характеризующих деятельность малого и среднего предпринимательства области, стал возможен, в том числе, благодаря активной государственной политике по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009-2011 годах позволила не в полной мере достичь поставленных целей (увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве, создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства) и решить основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства:
Решение указанных проблем лежит, в основном, в плоскостях финансовой, имущественной, информационной, консультационной, образовательной и других видов поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям, т.е. средствами программно-целевого планирования.
Выбор данного метода для решения вышеуказанных проблем обусловлен значительными финансовыми затратами и невозможностью изменить ситуацию в течение одного финансового года.
Программно-целевой метод решения поставленных задач, основанный на необходимости реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам, позволит за три года (2012-2014 годы) реализовать предлагаемые мероприятия, которые, в свою очередь, будут направлены на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в области и окажут существенное положительное влияние на социальное благополучие населения.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов. Субсидии из областного бюджета предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям и местным бюджетам в порядке, определенном Администрацией области.
Объемы финансирования программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Таблица 7
Объемы финансирования программы (млн. рублей)
Годы |
Областной бюджет |
Федеральный бюджет (прогноз) |
Местные бюджеты (прогноз) |
Всего |
2012 – 2014 |
86,606 |
265,933 |
8,500 |
360,789 |
2012 |
21,500 |
81,803 |
1,000 |
104,303 |
2013 |
35,806 |
88,93 |
4,625 |
129,361 |
2014 |
29,300 |
95,200 |
2,625 |
127,125 |
Привлечение средств федерального бюджета предполагается осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации в текущем году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».
Средства федерального, областного и местных бюджетов планируется направить на развитие механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит привлечь значительное количество кредитных ресурсов в развитие бизнеса; на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области; на развитие бизнеса в приоритетных для области направлениях (экспорт, энергоэффективность, инновации и т.д.).
Реализация программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических показателей, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства:
2.3 Уровень международной деловой активности в Псковской области
На территории Псковской области в 2011 году действовало 203 предприятия с участием иностранного капитала (в соседней Ленинградской области – 348, Новгородской области – 109). По данному показателю Псковская область занимает 4 место по СЗФО. Оборот организаций с участием иностранного капитала в Псковской области в 2011 г. составил 11,2 млрд. руб. При этом средний оборот одной организации составляет 55,2 млн. руб.
Основными странами инвесторами для Псковской области являются Германия, Австрия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Швеция, Эстония. В структуре иностранных инвестиций по странам преобладает Австрия (40,67%) и Латвия (36,2%). За период 2010-2012 года иностранные инвестиции в основной капитал выросли с 42560 тыс. долларов США до 78791 тыс. долларов США.
Внешнеторговый оборот области составил 1437,5 млн. долл. США. Крупнейшими торговыми партнерами являются Китай, Германия, Латвия. В Псковской области наблюдается устойчивая положительная динамика объема грузов, ввезенных через МАПП области. Так, за период 2010 -2011 гг. данный показатель увеличился на 29%. В 2011 году объем грузов, ввезенных через МАПП Псковской области, составил 3102 тыс. тонн.
Структура экспорта за 2012 год представлена на рисунке 3. В структуре экспорта преобладали машины и оборудование (59,8%). Кроме того, значительный объем экспорта Псковской области составляют древесина, бумага (12,5%) и продовольственные товары (9,4%).
Рисунок 3. Структура экспорта Псковской области в 2012 году
Отдельно следует отметить сотрудничество с Эстонской Республикой. Товарооборот Псковской области с Эстонией в I квартале 2013 года составил 7298,82 тыс. долл. При этом лидирующее место в товарообороте занимает рыба и морепродукты – 55% (Рисунок 4).
Рисунок 4. Товарная структура импорта с Эстонской Республикой
На сегодняшний день на территории области функционируют 22 предприятия с участием эстонского капитала, среди них 30% - предприятия сферы торговли, 19% - деревообработки, 14% - грузовые перевозки и 11% - предприятия сферы строительства (Рисунок 5).
Рисунок 5. Предприятия с участием эстонского капитала
Необходимо также отметить Программу приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнёрства 2007-2013 гг.
В 2012 году запущено три российско-эстонских проекта в рамках программы «Эстония – Латвия – Россия»:
Выставочная деятельность Псковского региона представлена такими событиями, как международная выставка «ПСКОВЭКСПО», ежегодная специализированная выставка «Современный Дом» и новогодние выставки в городах Пскове и Великих Луках «Метелица».
Предприятия Псковской области размещают свои стенды на таких выставках, как ярмарка «Агрорусь-2010», Международная туристская выставка (Санкт-Петербург), «Дни малого и среднего бизнеса России», «Путешествия и туризм» и др.
Таким образом, основными характеристиками международной деловой активности в Псковской области являются следующие (Рисунок 6).
Рисунок 6. Сильные и слабые стороны международной деловой
активности Псковской области
Заключение
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
Сегодня необходимо реорганизовывать всю систему регулирования, так как существующие в ней проблемы приводят к избыточной себестоимости, а значит, неэффективности финансовых рынков.
В рамках активной государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в регионе были приняты областные долгосрочные целевые программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2012 годы», «Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы».
В рамках реализации мероприятий программ была создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, созданы условия для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам (предоставление микрозаймов и поручительств); оказано содействие муниципальным образованиям области в реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства; предоставлена возможность получения субъектами малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат по направлениям: экспорт, энергоэффективность, лизинг, инновации, модернизация производства.
Принятые меры способствовали развитию малого и среднего предпринимательства в области: при сравнении показателей на 1 января 2013 г. с данными на 1 января 2009 г. наблюдается увеличение количества субъектов среднего предпринимательства в 1,3 раза; количества субъектов малого предпринимательства в 2,3 раза; оборот предприятий малого и среднего предпринимательства увеличился в 1,35 раза.
Информация о работе Регулирование и развитие предпринимательской деятельности в Псковской области