Рентабельность производства продукции, пути ее роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ЗАО «Звонаревокутское». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское».

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Аналитический обзор литературы
Экономичекая сущность прибыли и рентабельности.............................4
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности............................................................................................9
2. Состояние прибыли и рентабельности в сельском хозяйстве
Эффективность использования сельскохозозяйственных угодий.........................................................................................................15
Динамика уровня дохода, прибыли, материальных затрат, уровня доходности предприятия…………………………………………….….18
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики..........................................................................................22
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское»……………………………………………………............23
Выводы и предложения......................................................................................27
Список использованной литературы.................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Омский Государственный Аграрный Университет

 

Институт экономики и финансов

 

Кафедра экономики и управления сельскохозяйственным производством

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организации (предприятий)»

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ, ПУТИ ЕЕ РОСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 23 группы

Экономического факультета

Храпатая Ю.С.

Проверила: Кондратьева О. В.

 

 

 

 

 

ОМСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................3

1. Аналитический обзор литературы                        

    1. Экономичекая сущность прибыли и рентабельности.............................4                                                                          
    2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности............................................................................................9

2. Состояние прибыли и рентабельности в сельском хозяйстве

    1. Эффективность использования сельскохозозяйственных угодий.........................................................................................................15
    2. Динамика уровня дохода, прибыли, материальных затрат, уровня доходности предприятия…………………………………………….….18

3.   Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии

3.1  Пути улучшения распределения  и использования прибыли в  условиях рыночной экономики..........................................................................................22

3.2  Пути и методы увеличения рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское»……………………………………………………............23                                          

Выводы и предложения......................................................................................27

Список использованной литературы.................................................................29                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

    Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

    Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

    Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 

    Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли.

    Анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

    Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.  Объектом исследования является ЗАО «Звонаревокутское». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
  • определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
  • выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское»;
  • проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское».

    В данной работе использована бухгалтерская отчетность предприятия за девять месяцев 2008 и 2007 годов; постановления и законодательные акты правительства РФ и РМ; работы российских экономистов на данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Сущность прибыли и рентабельности

    Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

    Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

    Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

    Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

    Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

    Рост прибыли определяет рост возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство, внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

    В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов.

    Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом.  Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия.

    Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

    В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия.

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

    Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

У предприятия могут образовываться излишние  материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества.

    Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят  сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

    Необходимость и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:

- во-первых, в связи с тем, что  подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятие получает от  реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей  должно быть уделено главное  внимание;

- во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры  прибыли от реализации имущества и в не реализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения,  никак нельзя.

    Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

    Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия.  По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

    Основные показатели можно объединить в следующие группы:

  • показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
  • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
  • показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

    Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия.

    Данные показатели характеризуют прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж).  Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Информация о работе Рентабельность производства продукции, пути ее роста