Реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:11, дипломная работа

Краткое описание

Рубеж веков оказался чрезвычайно трудным для Беларуси, осуществляющей сложнейший переход от одной общественной формации к другой. Страна, несмотря на огромные человеческие и природные ресурсы, переживает беспрецедентный системный кризис, в том числе в управлении. Предприятие (организация) под воздействием изменения спроса на продукцию / услуги, методы их производства и обслуживания сталкивается с необходимостью радикального изменения своих структуры и функций в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования (этот процесс называют реорганизацией) или, что чаще, – комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы – т. н. реструктуризацией.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 974.16 Кб (Скачать файл)

ТЕМЫ

Реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности (на примере Объединенного цеха почтовой связи г. Могилева Могилевского филиала РУП «Белпочта»

 

Реструктуризации объектов почтовой связи: направления и оценка эффективности (на примере Объединенного цеха почтовой связи г. Могилева Могилевского филиала РУП «Белпочта»)

 

Эффективность реструктуризации предприятия (на примере Объединенного цеха почтовой связи г. Могилева Могилевского филиала РУП «Белпочта»)

 

Реструктуризации объектов почтовой связи как средство повышения экономической эффективности предприятия

 

Реструктуризации предприятия для улучшения его финансового состояния (на примере Объединенного цеха почтовой связи г. Могилева Могилевского филиала РУП «Белпочта»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж веков оказался чрезвычайно трудным для Беларуси, осуществляющей сложнейший переход от одной общественной формации к другой. Страна, несмотря на огромные человеческие и природные ресурсы, переживает беспрецедентный системный кризис, в том числе в управлении.   Предприятие (организация) под воздействием изменения спроса на продукцию / услуги, методы их производства и обслуживания сталкивается с необходимостью радикального изменения своих структуры и функций в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования (этот процесс называют реорганизацией) или, что чаще, – комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы – т. н. реструктуризацией. В качестве оправдавшего себя механизма преобразований проявила себя реструктуризация, осуществляемая силами специально подготовленных команд специалистов предприятий с участием консультантов при активном использовании внутренних возможностей самих компаний. В этих условиях реструктуризация стала высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий (организаций) и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Объектом исследования данной дипломной работы является Объединенный цех почтовой связи Могилевского филиала РУП «Белпочта». Предметом исследования дипломной работы являются процессы реструктуризации Могилевского филиала РУП «Белпочта» в целом и Объединенного цеха почтовой связи в частности, нацеленные на успешную деятельность, а также являющимися одним из методов повышения конкурентоспособности предприятия.        Цель данной работы – отразить сущность реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности в Объединенном цеху почтовой связи Могилевского филиала РУП «Белпочта».      Исходя из этого, дипломная работа направлена на решение следующих задач:            1. Выявить сущность, виды, направление реструктуризации  2. Отразить зарубежный опыт реструктуризации в отрасли почтовой связи             3. Охарактеризовать особенности реструктуризации в Могилевском филиале РУП «Белпочта» на примере Объединенного цеха почтовой связи

4. Провести расчеты затрат, связанных с проведением реструктуризации Объединенном цеху почтовой связи Могилевского филиала РУП «Белпочта»;         5. Оценить эффективность мероприятий, связанных с внедрением проекта реструктуризации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

 

    1. Сущность, виды, формы и направление реструктуризации организации            В современной экономической литературе существует целый ряд трактовок понятия «реструктуризация».        Л. Водачек считает, что реструктуризация – это комплексные и взаимосвязанные изменения структур, обеспечивающих функционирование предприятия в целом [1, С. 22].         По мнению Дж. К. Ван Хорна и Джона М. Ваховича, реструктуризация – это любое изменение структуры капитала, операций или собственности, т. е. изменение деловых операций компаний [2, С. 1232 ].    Концепция реструктуризации как непременного условия приспособления фирм к новым условиям бизнеса в XX в. была выдвинута американскими экономистами М. Хаммером и Дж. Чампи в начале 90-х гг. XX в. [4, С. 136].          Российский экономист М. Голубев говорит о реструктуризации как о процессе без конца, который надо проводить, не отставая от изменений внешней среды, не боясь перемен и боли, и в котором заинтересованы все предприятия – адаптированные к рынку, не успевшие пока приспособиться к нему, а также находящиеся в тяжелом финансовом положении [5, С. 56-58]. В. Г. Крыжановский реструктуризацию предприятия определяет как структурную перестройку в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия – материальных, трудовых, финансовых, технологических. Данный процесс заключается в создании комплекса бизнес - единиц на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций [5, С. 48].            И. И. Мазур и В. Д. Шапиро определяют реструктуризацию как комплексную оптимизацию системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующую принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем и др. [6, С. 588]            Суммируя вышеизложенное, можно привести основные аспекты реструктуризации: совершенствование структуры и функций управления; преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности; совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции, роста производительности труда; снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов. [7, С. 217]           Суть реструктуризации предприятия должна состоять в том, чтобы определить, какая деятельность является для него ключевой и какие компетенции – стратегическими для его развития. Данный подход включает в себя как оптимизацию самой деятельности предприятия, так и процесс управления им, улучшение их качества и приведение их в соответствие с новыми реалиями бизнеса. [7, С. 218]        Цели реструктуризации различны для разных предприятий и зависят, прежде всего, от состояния предприятия. Если для преуспевающего предприятия важно стабилизировать и укрепить экономический рост и конкурентную способность, то для предприятий, находящихся в состоянии банкротства, необходимо восстановить экономический рост и конкурентоспособность. Объектами реструктуризации являются любые действующие предприятия. Их классифицируют по состоянию (кризисные, нормально функционирующие, успешные). Субъектами реструктуризации выступают различные заинтересованные стороны – акционеры, собственники, трудовой коллектив, менеджеры, государство и др. [8, С. 218] В отечественной экономической литературе пока не сложилось единого мнения по поводу сущности термина «реструктуризация». В соответствии с данными свободной энциклопедии Википедия реструктуризация предприятия — это целенаправленное изменение структуры компании и входящих в неё элементов, которые формируют её бизнес, в связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды. В то же время деловой практикой было выработано несколько подходов к пониманию природы этого явления. В зависимости от того, на что направлены реструктуризационные преобразования, можно рассматривать реструктуризацию как изменение организационно-правовой формы ведения бизнеса, реформирование деятельности предприятия или преобразование структуры капитала (рис. 1). Однако все эти точки зрения отражают лишь отдельные грани такого комплексного явления, как реструктуризация, относящиеся к той или иной специфической области деятельности.   

Предмет реструктуризации

Подход к реструктуризации

Трансформация организационной структуры предприятия

Единовременное изменение организационной структуры управления предприятием с целью реализации инвестиционного или инновационного проекта, освоения нового географического сегмента сбыта или нового рынка

Изменение организационно-правовой формы хозяйствования

Реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) по решению собственников или в законодательно установленном порядке

Преобразование структуры капитала 

Комплекс мер по изменению структуры активов и пассивов, соотношения внеоборотных и оборотных активов, собственных и заемных средств с целью краткосрочного достижения тех или иных значений показателей финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности

Финансовое оздоровление в рамках антикризисного управления

Совокупность мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия в состоянии, близком к банкротству, применяемых в антикризисном менеджменте

Фундаментальное реформирование всех сфер деятельности предприятия

Преобразование различных сфер деятельности предприятия (производственной, кадровой, финансовой, сбытовой) для оперативного решения проблем, возникающих в этих сферах

Адаптация экономической системы к условиям внешней среды

Трансформация различных элементов экономической системы (страны, региона, фирмы) с целью ее адаптации к условиям внешней среды


 

Рисунок 1 – Классификация практических подходов к реструктуризации

 

Следует отметить, что чаще всего термин «реструктуризация» ассоциируется с предприятием, находящимся в состоянии банкротства, когда речь идет о его долговых обязательствах. Однако реструктуризация долгов – лишь элемент финансовой реструктуризации, одного из видов оперативной реструктуризации. Не следует путать  реструктуризацию и с изменением организационно-правовой формы хозяйствования, так как для этого в российском гражданском законодательстве существует специальный термин «реорганизация». Таким образом, одностороннее понимание реструктуризации ведет к ограничению возможностей этого инструмента достижения преимуществ в конкурентной борьбе. Ведущие отечественные экономисты, занимающиеся исследованиями в области антикризисного управления, и в частности реструктуризации, отмечают, что она носит более фундаментальный и долговременный характер.    Активная реструктуризация организаций для адаптации их к ускоряющимся изменениям внешней среды, в том числе и в условиях кризиса, обусловила множество форм, среди которых наибольшее распространение получили представленные на рисунке 2. [9, С.34]

 

Рисунок 2 – Основные формы реструктуризации организации

 

В литературе стран Европейского союза нет общего определения понятия “прекращение деятельности и существования предприятия, закрытие предприятия”, так как его толкование зависит от национального законодательства конкретной страны. Например, законодательство Бельгии определяет “закрытие предприятия” как остановку основных мощностей компании (сфер деятельности) либо части из них с последующим снижением числа занятых на предприятии более чем на четверть к среднесписочной численности работников в календарном году предшествующего периода.  В законодательстве Дании понятие “закрытие предприятия” используется в следующей трактовке: продолжительная остановка предприятия или его части либо его временное закрытие по случаю, например, ежегодных праздников [9, С. 35].       В Германии данное понятие определено наиболее строго и означает сокращение штата со стороны нанимателя (Betriebsgemeinschaft) как постоянно, так и на период четко не определенного времени либо зависящего от экономической ситуации на предприятии [9, С. 35].     Во Франции понятие “закрытие предприятия” используется в рамках законодательства как событие, основанием для которого послужило нарушение определенных инструкций (главным образом, определяющих санитарное состояние зданий и помещений) [9, С. 35].     В различных странах отличается мера защищенности работников в случае постоянного либо временного закрытия предприятия.   В странах с сильно регулируемой экономикой, например в Германии, предписана законом защита трудящихся при увольнении. Такие нормы ведут к получению значительной компенсации работниками в случае массовых увольнений вне зависимости от причин, по которым предприятие пошло на сокращение численности персонала.       В Италии правительство выступает посредником между работником и нанимателем путем обеспечения специального Гарантийного фонда (Wages Guarantee Fund, Cassa Integrazione Guadagni), в котором резервируются средства на случай сокращения работников на предприятиях  в количестве, превышающем 15 человек [9, С. 35].         В Великобритании, которая является страной с менее регулируемой экономикой, работники не имеют установленных гарантий и альтернатив при увольнении. Однако тем, кто проработал на предприятии два и более года, гарантируется оплата некоторого периода, необходимого на поиск новой работы [9, С. 35].          Прекращение деятельности и закрытие предприятия, как правило, объясняются экономическими, технологическими, организационными либо производственными причинами.       Наиболее часто встречающиеся причины закрытия производств:   • потеря рынков сбыта;          • экономическая и финансовая конкуренция;      • изменения технологий;         • стоимость рабочей силы.      Децентрализация (управления, производства и т. п.) в общем смысле означает процесс перевода полномочий и ресурсов от центра управления на более низкий уровень управления, например региональный, районный, городской.          Децентрализация не означает односторонний процесс передачи полномочий и власти из центра. Это скорее переориентация центра с целью увеличения эффективности работы путем изменения своей роли. При децентрализации центр отнюдь не утрачивает свои полномочия, он просто становится менее вовлеченным в рутинные административные процедуры и локальные задачи, но более концентрированным на общей политике и целях, проводя мониторинг эффективности использования полномочий и власти, переданных на более низкий уровень. [9, С. 35]      Под слияниями обычно понимают объединение активов двух и более компаний (как правило, ТНК) в одну. Компания, образовавшаяся после слияния, аккумулирует в себе активы и сферы деятельности предшествующих предприятий. [9, С. 36]      Термин “поглощение” означает покупку одной компании другой. Поглощенное предприятие либо перестает существовать как юридическое лицо, либо становится собственностью компании, поглотившей ее.  На практике разница между слияниями и поглощениями не очевидна. Зачастую компания, собирающаяся осуществить захват и поглощение, старается представить это как слияние, чтобы избежать негативного контекста, присущего поглощению. [9, С. 36]       В реальных условиях экономики применение того или иного термина зависит от характера сделки, т. е. при враждебном отношении к слиянию со стороны присоединяемой компании говорят о поглощении, а в случае дружественного отношения употребляют термин “слияние”. Предприятия заинтересованы в слияниях и поглощениях в силу ряда причин:

• укрепление своих рыночных позиций;

• расширение своего бизнеса;

• использование нематериальных активов другого предприятия (технологии, знания, опыт, брэнд);

• вывод бизнеса на международный уровень.

Слияния и поглощения оказывают существенное влияние на деятельность компаний, участвующих в этих процессах:

• приобретаются нематериальные ценности

(менеджерские качества, технологии, методика управления предприятием);

• усиливается власть над рынком и доступ к новым сегментам;

• происходит экономия на масштабах производства, главным образом в отраслях промышленности (снижаются постоянные затраты на единицу продукции при росте объемов производства);

• улучшается репутация на рынке и увеличивается собственная критическая масса на рынке. [9, С. 36]

Аутсоринг - передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия c целью повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции. Синонимом аутсорсинга выступает понятие “выполнение работ подрядным и субподрядным способом”. Аутсорсинг – это акт передачи сторонним организациям внутренних функций компании, а также прав принятия решения в рамках этих функций. Такими функциями могут быть производство товаров или оказание следующих услуг: уборка, общественное питание, материально-техническое обеспечение, обеспечение безопасности

и охрана, дистрибуция (распределение товаров между потребителями через розничные и оптовые торговые точки, торговых посредников и т. п.), логистика, информационное обеспечение и техническая поддержка, реклама, бухгалтерский и управленческий учет, аудит и др. [9, С. 37]

Приватизация (от лат. privatus – частный, в буквальном переводе означает переход государственной собственности в руки частного владельца)

представляет собой процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, преобразования их организационно-правовой формы. Само преобразование собственности зависит от экономической политики государства, поддержки общества и готовности населения включиться в процесс приватизации. Независимо от формы и техники проведения приватизация может преследовать несколько целей:

• привлечение доходов в бюджет и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;

• повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;

Информация о работе Реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности