Реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:11, дипломная работа

Краткое описание

Рубеж веков оказался чрезвычайно трудным для Беларуси, осуществляющей сложнейший переход от одной общественной формации к другой. Страна, несмотря на огромные человеческие и природные ресурсы, переживает беспрецедентный системный кризис, в том числе в управлении. Предприятие (организация) под воздействием изменения спроса на продукцию / услуги, методы их производства и обслуживания сталкивается с необходимостью радикального изменения своих структуры и функций в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования (этот процесс называют реорганизацией) или, что чаще, – комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы – т. н. реструктуризацией.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 974.16 Кб (Скачать файл)

• формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;

• облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;

• обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения уже существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;

• улучшение условий труда, занятости, увеличение заработной платы путем наложения обязательств на новых инвесторов;

• возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам (т. н. реституция), отстранение от собственности бывшей элиты и т. п. [9, С. 38]

Форма реструктуризации «перемещение» отличается от аутсорсинга и офшоринга тем, что перемещаемое предприятие не является частью цепочки

поставок или интегрированной системы другого предприятия. Термин “перемещение” означает перевод деятельности предприятия и производственных мощностей из одной географической точки в другую. Литература по менеджменту описывает перемещение как географическое

перепозиционирование.

Причины перемещения компаний в иные страны:

• рост производительности труда;

• налоговые льготы;

• привлекательный обменный курс;

• экономия на затратах по заработной плате;

• сокращение или закрытие внутренних рынков;

• более либеральное законодательство в области

охраны окружающей среды, труда и заработной платы. [9, С. 38] 

   Вопросам проведения реструктуризации предприятия и определению этапов этого процесса были посвящены труды Р.А. Ахметова, Н.А. Потаповой, Т.Г. Трубченко, Н.С. Рычихиной, В.О. Никонова, А.В. Водопьянова и других.

Р.А. Ахметов выделяет три основных этапа реструктуризации: предварительный этап, аналитический этап, этап разработки плана реструктуризации и его реализация.[10, С. 28]

Н.А. Потапова делит процесс реструктуризации на четыре этапа:

Первый этап включает полную диагностику предприятия, в том числе анализ финансового состояния предприятия, состояния его активов, объемов продаж, загрузки фондов и рентабельности.

Второй этап предполагает анализ и разработку концепции развития предприятия, в том числе: миссии предприятия, его критериев успеха, бизнес- компромиссов, сегментов рынка, потребителей, специализации предпринимательской структуры, конкурентов, стратегии роста и выживания, текущих стратегий.

На третьем этапе формируется программа реструктуризации предприятия, в том числе формируются бизнес-планы, планы действий, описание новых функций, бизнес-процессов, система учета, план персонала, функциональные стратегии, модели.

Четвертый этап предполагает реализацию программы реструктуризации, а именно: детализацию планов, информирование сотрудников, стимулирование участников, контроль сроков, финансовую и производственную реструктуризацию.[11, c. 25]

Рассмотренные подходы к определению этапов реструктуризации Н.А. Потаповой и Р.А. Ахметова в качестве основных достоинств имеют простоту и четкую последовательность этапов.

Вместе с тем, они имеют и существенные недостатки, в том числе:

- отсутствие комплексности процесса реструктуризации;

- нет четкого алгоритма формирования и определения наилучшего варианта реструктуризации предприятия;

- отсутствует контрольный этап и этап корректировки стратегии развития бизнес-структуры.

Рычихиной Н.С. разработан более подробный алгоритм формирования программы реструктуризации. [12, c. 22] В качестве ключевых аспектов данного положения на процесс реструктуризации можно выделить:

- формулирование причин реструктуризации опосредовано расчетом и анализом индикаторов стратегической и финансовой устойчивости;

- особое внимание уделяется вопросу прогнозирования развития ситуации при различных возможных вариантах, ключевым является сценарный подход к анализу состояния бизнес-структуры и планированию ее реструктуризации;

- важным элементом представленного алгоритма является оценка риска проведения реструктуризации, в том числе: анализ финансовых рисков, рисков потери конкурентных позиций;

Основные недостатки алгоритма планирования реструктуризации, разработанного Н.С. Рычихиной, аналогичны рассмотренным вариантам алгоритмов, а именно:

- пробелы в исследованиях, отсутствие полной картины и четкой последовательности этапов;

- не рассматриваются этапы реализации, контроля и корректировки стратегии развития бизнес-структуры.

Таким образом, процесс реструктуризации предприятий имеет четыре основных этапа:

I этап – определение  потребности в реструктуризации  промышленного предприятия;

II этап – разработка  программы реструктуризации промышленного  предприятия;

III этап – реализация  программы реструктуризации промышленного  предприятия;

IV этап – оценка и  корректировка программы реструктуризации  промышленного предприятия (рис. 2)

Рисунок 2 – Особенности реструктуризации предприятия на каждом этапе

      1. Зарубежный опыт

 

Современный этап развития белорусских предприятий характеризуется рядом позитивных изменений, к одному из которых можно отнести стремление улучшить свои экономические показатели за счет реформирования своих производственных и управленческих систем.

Процессы реструктуризации являются неотъемлемой частью современных предприятий как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Рассматривая зарубежный опыт предприятий почтовой связи нельзя не отметить положительный опыт реструктуризации в области почтовой связи Российской Федерации.

Услуги почтовой связи на территории Российской Федерации оказывают организации федеральной почтовой связи, а также 57 лицензированных негосударственных операторов почтовой связи, пришедших на рынок после его открытия для конкуренции в 90-х годах прошлого века. Государство регулирует тарифы на универсальные услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) письменной корреспонденции, оказываемые федеральной почтой России на всей территории страны. Тарифы на все другие услуги почтовой связи устанавливаются на договорной основе. Государство практически не ограничивает сферу деятельности негосударственных операторов почтовой связи, однако их присутствие на рынке лимитировано узким диапазоном региональных и продуктовых сегментов, и на всей территории России универсальные услуги предоставляются только организациями федеральной почтовой связи.

В период с 1990 по 2000 г.г. объемы всех традиционных услуг федеральной почтовой службы, кроме выдачи пенсий, значительно упали. Темпы среднегодового снижения по отдельным видам услуг составили: доставка письменной корреспонденции - 13,3%, денежные переводы - 13,6%, распространение печатной продукции - 21%, доставка посылок - 22,1%. Рост объема услуг по выдаче пенсий составил в среднем около 2,1% в год в течение указанного периода, что было обусловлено в основном ростом количества пенсионеров.

По качеству почтовой связи Россия также сильно отстает от многих стран. Средняя скорость прохождения писем в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых, а также развивающихся стран. Например, между странами Европейского союза более 80% писем доходят до места назначения в среднем за G+3 дня , внутри стран Европейского союза - более 95% за G+1 день. В России по официальной статистике 77,5% письменной корреспонденции доставляется в течение контрольного срока, который может достигать 20 дней, а по Москве, например, 80% писем доставляются в тот же срок, что и между странами Европейского союза.

Низкое качество и ненадежность почтовой связи вызывают всеобщее недоверие к почте. Многие граждане не только не посылают по почте важные документы и предметы, но и перестали проверять содержимое своих почтовых ящиков. Крупные компании используют более дорогие, альтернативные каналы связи (например, курьерская доставка в крупных городах, пересылочные адреса за рубежом), а иногда даже создают собственную корпоративную почту.

Отделения вынуждены компенсировать падение доходов от предоставления почтовых услуг развитием непрофильных видов деятельности (торгуют продуктами питания, товарами народного потребления и занимаются другой предпринимательской деятельностью), что приводит к утрате их специализации и ухудшению качества услуг почтовой связи.

Низкое качество почтовых услуг в России в значительной степени обусловлено существующей организационно-правовой структурой организаций федеральной почтовой связи.

Сегодня сеть федеральной почтовой связи организована по географическому принципу и включает в себя 83 управления федеральной почтовой связи. Каждое управление является юридическим лицом с правом ведения хозяйственной деятельности и предоставления услуг почтовой связи только на территории определенного субъекта Российской Федерации. Кроме этого, в настоящее время существуют 4 специализированные организации почтовой связи основной деятельности и 5 специализированных организаций почтовой связи неосновной деятельности.

Управление деятельностью в области почтовой связи и общее регулирование деятельности организаций федеральной почтовой осуществляет Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Однако совмещение им функций оператора и регулятора ограничивает возможности эффективного управления федеральной почтой России.

Основными недостатками существующей организации федеральной почтовой связи является раздробленность почтовой сети на большое количество юридических лиц, отсутствие централизованной функции координации и централизованного контроля за качеством работы. Указанные факторы приводят к тому, что хозяйственные и финансовые интересы отдельных территориальных организаций превалируют над общесистемным интересом, в результате эффективное функционирование единой почтовой службы становится невозможным. Руководители организаций федеральной почтовой связи ориентированы на деятельность внутри своих регионов, так как несут ответственность за предоставление почтовых услуг только на данных территориях, и практически никто не отвечает за предоставление сетевых услуг в целом.

Отсутствие сильного централизованного управления в рамках службы в целом не позволяет установить и контролировать единые параметры качества сетевых услуг. В сложившейся системе каждая организация федеральной почтовой связи по существу предлагает клиентам свой собственный набор услуг, что значительно затрудняет стандартизацию портфеля сетевых услуг на всей территории страны. Из-за региональной раздробленности практически невозможно проведение масштабных программ модернизации инфраструктуры и улучшения операционной деятельности.

Проблемы федеральной почты России, предопределенные неоптимальностью ее функциональной и организационно-правовой структуры, усугубляются низким уровнем технологического развития почтовой службы. Темпы обновления и совершенствования почтовой инфраструктуры и оборудования не соответствуют мировым отраслевым стандартам, при перевозке почты недостаточно используется высокоскоростной транспорт. Согласно экспертным оценкам, для доведения федеральной почты России до отраслевых стандартов технической оснащенности необходимо инвестировать более 1 миллиарда долларов США в течение ближайших 3-5 лет. Однако инвестиционные возможности федеральной почты России на сегодняшний день крайне ограничены. Например, в 2000 году организации федеральной почтовой связи осуществили капиталовложения в размере всего 10 миллионов долларов США, в то время как почтовая служба Германии ежегодно инвестирует в среднем 1 миллиард долларов США. Такой низкий уровень инвестиций в обновление материально-технической базы является жестким ограничивающим фактором развития почтовой связи в России.

Недостаточный уровень автоматизации и механизации российской почты не может быть компенсирован ручным трудом. Заработная плата почтовых работников составляет 61% от среднемесячной заработной платы по стране, причем этот разрыв растет. В результате работа в почтовом секторе не считается престижной и мотивация сотрудников находится на низком уровне. Качество работы персонала, а вместе с ним и качество предоставляемых услуг почтовой связи падает, в результате конкурентоспособность организаций федеральной почтовой связи и их доходы снижаются. Сокращение доходов приводит к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности почтовых работников, возникает замкнутый круг: снижение мотивации сотрудников - снижение мотивации труда, уход лучших кадров - снижение качества работы и производительности труда - снижение качества услуг - падение доходов и рентабельности - снижение мотивации сотрудников.

Низкая конкурентоспособность федеральной почты ведет к тому, что организации федеральной почтовой связи теряют долю прежде всего на наиболее привлекательных сегментах рынка услуг почтовой связи. Например, в распространении периодических печатных изданий организации федеральной почтовой связи за 5 лет потеряли 35% рынка. Также постоянно уменьшается доля государственной почты в доставке пенсий из-за потери этой части рынка в наиболее благополучных регионах, что приводит к снижению рентабельности данной услуги в целом по России. Рынок международной экспресс-почты, оцениваемый в 100 миллионов долларов США, почти полностью контролируется частными компаниями (DHL, TNT, UPS и FedEx). Корпоративная корреспонденция внутри крупных городов находится в руках частных курьерских компаний.

Информация о работе Реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности