Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:08, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Введение ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Система налогообложения организаций ……..…. 4
1.1. Общая характеристика системы налогообложения………………….……… 4
1.2. Характеристика, классификация и роль налогов в экономической системе. ……………… 9
1.3. Условия установления налогов и сборов. Элементы налогообложения……………………….11
Глава 2. Анализ влияния налогообложения на конечный результат деятельности организации (на примере музея).......………….... 29
Глава 3. Решение задач…………………………………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….. 35
Список использованной литературы ………………………………………. 37
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Система налогообложения организаций ……..…. 4
1.1. Общая характеристика системы налогообложения………………….……… 4
1.2. Характеристика, классификация и роль налогов в экономической системе. ……………… 9
1.3. Условия установления налогов и сборов. Элементы налогообложения……………………….11
Глава 2. Анализ влияния налогообложения на конечный результат деятельности организации (на примере музея).......………….... 29
Глава 3. Решение задач…………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………….. 35
Список использованной литературы ………………………………………. 37
Введение
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых. Объективным основанием для этого служит то, что тенденции и закономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирования всей экономики; активного предпринимательства, ориентированного на возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения организации на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на организациях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации.
Тема налогообложения предприятий является особенно актуальной в современной экономической ситуации, т.к. именно налоговой системе отводится одна из ведущих ролей в стабилизации экономического положения России.
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.
Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
Налоговая система базируется на соответствующих
законодательных актах
* объект налога — это имущество
или доход, подлежащие
* субъект налога — это
* источник налога, то есть доход,
из которого выплачивается
* ставка налога — величина
налоговых отчислений с
* налоговая льгота — полное
или частичное освобождение
* срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
* правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.
Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.
1.1. Общая характеристика системы налогообложения.
Налогообложение
хозяйствующих субъектов
Теоретические исследования и практика деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей убедительно свидетельствуют, что совокупное налоговое бремя на них непосредственно влияет на эффективность их деятельности и размер поступлений налоговых средств в бюджеты всех уровней. Исследования американского экономиста А. Лаффера показали, что после установления определенного размера ставок налогов уменьшаются поступления средств в бюджет, а после достижения определенного уровня ставки сокращается деловая активность хозяйствующих субъектов, они уклоняются от уплаты налогов.
Однако без взимания налогов ни одно государство не может существовать, ибо они в бюджете занимают более 80% всех поступлений. Поэтому важно, чтобы соблюдался конституционный принцип: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Конституцией РФ установлено, что вводимые налоги не должны ухудшать положение налогоплательщиков.
Многие ученые-экономисты занимались и занимаются исследованиями о роли налогов, методологии их взимания. Так, основоположник классической политической экономии А. Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и принципах богатства народов» (1776) изложил четыре важнейших принципа организации налогообложения, которые не потеряли значения и в настоящее время. Он предложил следующие принципы налогообложения: справедливость, всеобщность налогообложения, равномерность распределения налогов между налогоплательщиками, дешевизна взимания налогов. Интерес представляет следующее высказывание А. Смита: «...для тех, кто их (налоги) выплачивает, это не признак рабства, а свободы».
Позднее швейцарский экономист Ж.С. Де Сисмонди (1773— 1842) писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его граждан». Российский ученый Н.И. Тургенев (1789—1871) в работе «Опыт теории налогов» писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства, каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.
Практический интерес для совершенствования системы налогообложения представляют разработанные немецким экономистом А. Вагнером (1835—1917) правила и принципы налогообложения: достаточность налогообложения; эластичность (подвижность) налогообложения; надлежащий выбор источников налогообложения; правильная комбинация различных налогов; всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения; определенность налогообложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение издержек взимания налогов.
Налоги в системе экономических и социальных отношений проявляют себя посредством пяти функций: фискальной (которая в настоящее время играет ведущую роль), распределительной, регулирующей, контролирующей и стимулирующей (роль этой функции в последнее время резко уменьшилась). Научно обоснованное сочетание вышеназванных функций позволяет, с одной стороны, обеспечить поступление необходимых средств в бюджеты всех уровней и, с другой — обеспечить заинтересованность налогоплательщиков развивать хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, без чего немыслимо поступательное развитие экономики и улучшение материального положения населения.
Под налогообложением организаций и индивидуальных предпринимателей (далее налогоплательщиков) следует понимать сложившиеся на основе установленных законов организационно-правовые отношения по перераспределению преимущественно в денежной форме доходов (прибыли), полученных налогоплательщиками в результате их финансово-хозяйственной деятельности, в пользование государства, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Перераспределение доходов (прибыли) налогоплательщиков в пользу государства есть объективный и закономерный процесс, связанный с выполнением государством установленных Основным законом страны функций, следовательно, налогообложение налогоплательщиков есть объективный и закономерный процесс перераспределения прибыли (доходов), механизм которого устанавливается законодательными актами, в частности НК РФ, и федеральными законами о порядке установления и взимания отдельных видов налогов и сборов.
Система налогообложения влияет на формирование финансов государства, его доходов и, следовательно, на исполнение им своих функций. В то же время система налогообложения оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности налогоплательщиков и на социальное положение граждан. Влияние на конечные результаты деятельности налогоплательщиков система налогообложения оказывает посредством количества действующих налогов, механизма их установления и взимания.
Итак, под системой налогообложения (налоговой системой) следует понимать действующую в. данный период совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории страны в соответствии с налоговым и таможенным законодательством, а также совокупность правовых норм и правил, устанавливающих права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых и таможенных органов за правильное исполнение законодательства по исчислению и уплате налогов, сборов и пошлин.
1.2. Характеристика, классификация и роль налогов в экономической системе.
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на территории России могут устанавливаться, вводиться и взиматься:
Федеральные налоги и сборы характеризуются следующими отличительными особенностями:
а) устанавливаются исключительно НК РФ;
б)
обязательны к уплате на всей
территории Российской Федераци