Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО "ВТБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
Определить основные операции с пластиковыми картами;
Осветить российские и зарубежные платежные системы;
Проанализировать операции с банковскими картами ОАО Банк ВТБ;
Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых карт;
Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;
Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
Российские и зарубежные платежные системы
Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 42
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО.docx

— 209.91 Кб (Скачать файл)

Совершенствование расчетных  банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО "ВТБ"

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Заочное экономическое отделение

Кафедра «Банковское дело»

 

Допущена к защите

Зав. кафедрой

к.э. н., профессор _______ Е.И.Дашина

подпись

«__»________________20___г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

На тему: «Совершенствование расчетных банковских операций с  пластиковыми карточками (на примере  ОАО ВТБ)»

 

Работу выполнил

Студентка гр. ЗЭ-62Б __________________ Гарифуллина А.М.

подпись

Научный руководитель

К.э. н., профессор __________________ Дашина Е.И.

подпись

Консультант звание, степень __________________

подпись

 

Казань, 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы  организации операций банка с  пластиковыми картами

Понятие, виды пластиковых  карт и их особенности

Организация работы коммерческого  банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами

Российские и зарубежные платежные системы

Нормативное регулирование  операций с пластиковыми картами

2. Анализ операций с  банковскими картами ОАО «ВТБ»

2.1 Краткая экономико-организационная  характеристика ОАО «ВТБ»

2.2 Особенности операций  с пластиковыми картами в ОАО  «ВТБ» 42

3. Перспективы развития  рынка пластиковых карт и рекомендации  по повышению эффективности работы  с пластиковыми картами в ОАО  «ВТБ»

3.1 Зарубежный опыт использования  пластиковых карт

3.2 Проблемы и перспективы  развития и совершенствования  рынка пластиковых карт. Рекомендации  по повышению эффективности работы  с пластиковыми картами в ОАО  «ВТБ»

3.3 Пластиковые карты в  условиях экономической нестабильности

Заключение

Список литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях развития мировых  хозяйственных связей заметен процесс  интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в  частности, в направлении формирования безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое  применение в современных условиях. Одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых странах пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт демонстрирует степень интеграции банковской системы и общества. Довольно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в индустриально развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Актуальность выбранной  темы исследования заключается в  перспективах развития и дальнейшего  роста доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские пластиковые карты позволят сократить объем налично-денежного  обращения, снизить расходы, связанные  с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно  ускорить безналичные расчеты.

Пластиковая карта используется для разнообразных операций. В  зависимости от оказываемых услуг  она может выступать в роли пропуска, водительского удостоверения, проездного документа и просто средством  платежа. Впервые идея использования  кредитной карточки была выдвинута  в прошлом веке Эдуардом Белами (1887г). На практике первые картонные кредитные  карточки стали использоваться в  США на торговых предприятиях в 20-е  годы прошлого столетия. На протяжении длительного времени не могли  найти подходящий материал, который  бы отвечал функциональным требованиям  кредитных карт. Только в начале 60-х годов в США появились  пластиковые карты с магнитной  полосой. Впоследствии многие государства  в банках ввели систему карточных  расчетов, и она приобрела международный  характер.

Деятельность российских банков с пластиковыми картами началась в марте 1988г., когда в Лондоне  между бюро путешествий ВАО «Интурист» и международной организацией VISA International было подписано соглашение, в результате которого «Интурист» стал членом этой международной организации, обладающим эмиссионными правами. С конца 60-х гг. и до 1989 кредитными карточками в РФ пользовались только иностранные туристы, однако вскоре была разработана система расчётов за товары и услуги пластиковыми картами, и в настоящее время все крупнейшие банки РФ предоставляют населению и организациям услуги по выпуску и обслуживанию пластиковых карт.

На сегодняшний день остается стабильно высоким спрос населения  на карточные услуги: наблюдается  постоянный и устойчивый прирост  различных категорий новых клиентов – владельцев пластиковых карт, причем не только с высоким уровнем  дохода. Их число пополняют менеджеры  среднего звена, госслужащие и студенты, для которых пластиковые карты  становятся повседневным платежным  средством.

Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который  значительно упрощает доступ к кредитным  ресурсам для физических лиц. Для  доступа к кредитной линии, предоставляемой  банком, заемщику достаточно пройти однократную  процедуру оформления договора, после  чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой  картой, возможно увеличение кредитного лимита.

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию  работы коммерческого банка с  пластиковыми картами и совершенствование  операций с пластиковыми картами  в ВТБ.

В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие, виды пластиковых  карт и их особенности;

Определить основные операции с пластиковыми картами;

Осветить российские и  зарубежные платежные системы;

Проанализировать операции с банковскими картами ОАО  Банк ВТБ;

Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых  карт;

Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;

Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО  Банк ВТБ.

Объектом исследования является ОАО Банк ВТБ.

Предметом исследования является основные операции с пластиковыми картами.

Теоретическим вопросам посвящена  первая глава выпускной квалифицированной  работы. Она отражает понятие, виды пластиковых карт и их особенности, основные операции с пластиковыми картами. В этой же главе рассмотрены зарубежные и российские платежные системы  и нормативное регулирование  операций с пластиковыми картами.

Краткая экономико-организационная  характеристика ОАО Банк ВТБ осуществлена во второй главе. В ней же проведен и анализ эффективности операций с пластиковыми картами в ОАО  Банк ВТБ.

Третья глава работы посвящена  перспективе развития рынка пластиковых  карт и рекомендации по повышению  эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ. В заключении подведены основные итоги исследования, а также сделаны выводы и представлены рекомендации. В процессе работы были использованы эмпирико-теоретические (описание, сравнение) и аналитико-синтетические  методы (анализ, синтез). Информационной базой исследования являются официальные  данные Госкомстата России, официальные  статистические данные по Республики Татарстан, результаты научных исследований, аналитическая информация российской и зарубежной деловой прессы, годовые  отчеты ОАО Банк ВТБ, а также нормативные  и правовые акты РФ, органов исполнительной и законодательной власти регионального  уровня.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ БАНКА С  ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

 

1.1 Понятие, виды пластиковых  карт и их особенности

 

Пластиковая карточка – персонифицированный  платежный инструмент, предоставляющий  пользующемуся карточкой лицу возможность  безналичной оплаты товаров и/или  услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Предприятия, принимающие карточку торговли/сервиса и отделения  банков, образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).

Первую универсальную  пластиковую карту представила  в США 28 февраля 1950 года система Diners Club. Ее основатели Блумингдейл, Макнамара и Снайдер разработали план внедрения нового типа карт на рынок (ранее существовали карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века). Предполагалось, что новая карта позволит делать покупки ее владельцу по всей стране. Diners Club должна была стать посредником между покупателем и продавцом, обеспечивая им кредит, а своим эмитентам – доходы. Прибыль планировалось получать с фирмы-продавца, которая должна была давать 7% скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы. По сути первая карта была кредитной, так как она предназначалась для двух сотен клерков Манхэттена, которые по таким карточкам могли питаться в кредит в 14 ресторанах Нью-Йорка. Уже в 1958 году к выпуску универсальных пластиковых карт приступили крупнейшая американская компания дорожных чеков American Express и компания Carte Blanche, а первый и второй по величине банки США – Bank of America и Chase Manhattan Bank – приступили к проведению операций с кредитными картами. В 1966 году Bank of America начал продавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard.

Второй национальной системой карт в США стала Interbank Cards Association. Эти системы совершили прорыв в распространении кредитных карт, проведя совместную рассылку карт по почте, увеличив при этом число владельцев карт на миллионы. В конце 1960-х годов прошлого столетия несколько крупных банков – конкурентов Bank of America создали свою межбанковскую карточную ассоциацию – Interbank Card Association. В 1969 году эта ассоциация купила права на карты Master Charge, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов; большинство банков – членов ассоциации перешли на выпуск этой карты. В свою очередь банки, выпускавшие BankAmericard, настояли на том, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года была создана National BankAmericard Incorporated.

Параллельно с развитием  американского рынка шла и  интернационализация карточных  операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Eurocard International со штаб-квартирой в Швеции. Сотрудничество MasterCard и Eurocard началось в 1974 году. Расширяя свое сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой EuroCheck. Новая организация стала называться Europay international.

В России началом становления  рынка пластиковых карт принято  считать 1989 год, когда Сбербанк и  Кредобанк сумели стать членами Visa.

Особенностью продаж и  выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками  «в долг» – товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а  средства в их возмещение поступают  на счета обслуживающих предприятий  чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший  их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых  классом карточки.

При выдаче карточки клиенту  осуществляется ее персонализация –  на нее заносятся данные, позволяющие  идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи  или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка  обслуживания делает запрос платежной  системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации  зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно  авторизация проводится «вручную», когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая  авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS – Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию.

При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом  лимитов. Характер лимитов и условия  их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.

Держателю дебетовой карточки необходимо заранее внести на свой счет в банке-эмитенте определенную сумму. Ее размер и определяет лимит  доступных средств. При осуществлении  расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при  проведении авторизации, которая при  использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для  возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь  пополнить средства на своем счете.

Информация о работе Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО "ВТБ"