Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:28, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
Определить основные операции с пластиковыми картами;
Осветить российские и зарубежные платежные системы;
Проанализировать операции с банковскими картами ОАО Банк ВТБ;
Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых карт;
Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;
Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.
Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
Российские и зарубежные платежные системы
Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 42
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения
Рынок расширяется. Нормативные акты совершенствуются.
Новое Положение № 266-П от 24 декабря 2004 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным за разработку данного документа, как и № 23-П, был Департамент платежных систем и расчетов. Демократичность нового документа заключается в том, что в оценке его основных положений принимали участие многие кредитные организации, члены Ассоциации российских банков. Активная дискуссия по этому поводу велась в Интернете. Следует также отметить сохранение в новом документе одного из основных принципов Положения № 23-П: расчеты с использованием банковских карт не являются новой формой договорных отношений между банком и клиентом, а само регулирование должно осуществляться в зависимости от характера договора, что предусмотрено действующим гражданским законодательством. Прежде всего, договором банковского счета и кредитным договором.
К другим важным принципам, на которых основано Положение, относятся следующие:
эмиссия и эквайринг платежных карт на территории России могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;
допустимо распространение банковских карт других банков-эмитентов и платежных карт небанковских эмитентов-нерезидентов (например, American Express);
кредитная организация может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт.
В целях практической поддержки
развития новых инструментов включены
нормы, регулирующие расчеты по операциям
с использованием предоплаченных карт.
Предусмотрена возможность
Разработано единое требование к документальному оформлению операций, унифицирован список обязательных документов. Речь идет о единых требованиях к вопросам классификации. Стандартизация необходима. И практика покажет, в каком направлении нам работать дальше.
В связи с изменением валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных карт. По последнему вопросу вышло Указание Банка России № 1571-У от 11 апреля 2005 г. Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.
Ряд нормативных препятствий по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили за банками функции эмиссии, эквайринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет. В то же время еще не удалось дать понятийный аппарат и представить полную картину в контексте платежных систем, т.е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизация, процессинг) и т.д.
2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-
История банка ВТБ –
это история становления одного
из лидеров отечественной
Банк внешней торговли
(Внешторгбанк) был создан в октябре
1990 года. Государство приняло участие
в его создании в целях содействия
развитию внешнеэкономических операций
отечественных предприятий. ВТБ
успешно развивался как крупный
специализированный банк, ориентированный
на работу с корпоративными клиентами,
преимущественно российскими
Во время финансового
кризиса 1998 года ВТБ смог сохранить
полную платежеспособность, что способствовало
дальнейшему укреплению его рыночных
позиций. ВТБ смог избежать участи многих
обанкротившихся крупных
С приходом в ВТБ в 2002 году новой команды топ-менеджеров во главе с действующим президентом – председателем правления А.Л. Костиным начался один из наиболее ярких этапов в истории Банка.
Новое руководство ВТБ поставило стратегическую задачу – превратить Банк в универсальный кредитный институт европейского уровня, работающий во всех ключевых сегментах банковского рынка России, включая розничный бизнес и инвестиционно-банковские услуги.
Менее чем за пять лет из
узкоспециализированного банка
с небольшой филиальной сетью
ВТБ превратился в один из крупнейших
системообразующих кредитных
Наряду с быстрым увеличением
объемов банковских операций в России
ВТБ взял курс на создание первой в
истории страны международной банковской
группы, способной на равных конкурировать
с первоклассными западными кредитно-
В 2002 году главным акционером
ВТБ стало Правительство РФ, выкупившее
у Центрального банка РФ долю его
участия в уставном капитале Банка.
В Банк пришла новая команда менеджеров
во главе с действующим
За короткое время ВТБ удалось не только существенно увеличить объемы инвестиционного кредитования экономики, но и выйти на второе место в России по объему привлечения средств населения. Банк запустил две крупномасштабные целевые программы по финансированию малого бизнеса и развитию ипотечного жилищного кредитования. Это позволил заложить долговременную основу лидерства ВТБ на российском рынке розничных банковских услуг. Банк вошел в число ведущих организаторов и андеррайтеров выпусков корпоративных облигаций в России.
В 2004 году ВТБ приобрел Гута-банк. В 2005 году банк ВТБ запустил на его основе самый успешный в России проект специализированного розничного банка ВТБ24. Покупка Промышленно-строительного банка (Санкт-Петербург) позволила ВТБ укрепить свои позиции в Северо-Западном регионе и упрочить лидерство (закрепить лидерские позиции) на российском рынке банковских услуг. ВТБ превратился в один из наиболее динамично развивающихся кредитных институтов России, по темпам роста бизнеса все сильнее опережавший среднерыночные показатели.
Одновременно ВТБ приступил к созданию мощной международной банковской группы, способной на равных конкурировать с ведущими западными банками. Приоритетами деятельности ВТБ за рубежом стали:
формирование сети дочерних банковских учреждений в странах СНГ;
расширение деятельности в Западной Европе;
выход на рынки стран Азиатско-
Банк ВТБ вышел на второе место в России по объему привлечения средств населения. Последовательно реализуя стратегические планы расширения присутствия на внешних рынках, ВТБ:
создал дочерние банки в Украине, Армении и Грузии;
выкупил у Банка России доли в росзагранбанках в Западной Европе;
открыл совместный банк во Вьетнаме, дочерний банк в Анголе, а также финансовую компанию в Намибии.
В 2002 году ВТБ получил за
рубежом самый крупный в
Авторитетные западные издания EuroWeek и International Financial Review признали итоги этого размещения лучшей сделкой 2006 года
в Восточной Европе. В этом же году ВТБ осуществил секьюритизацию портфеля ипотечных кредитов на сумму 88 млн долларов, ставшую первым в России выпуском ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами.
ВТБ признан JP Morgan Chase Bank и Bank of New York лучшим клиринговым банком в России. Банк стал первым и единственным российским депозитарием, которому был присвоен международный депозитарный рейтинг компании Thomas Murray (Великобритания). Банк предоставляет депозитарные услуги на международном уровне российским и иностранным инвесторам. Наряду с Unicredit, Deutsche Bank, Citigroup и ING ВТБ вошел в пятерку лучших глобальных кастодианов в категории «Cross Border» (оказание услуг международным инвесторам) в рейтинге профессионального периодического издания Global Custodian (Великобритания).
В 2006 году Банк осуществил масштабный ребрендинг, благодаря которому его дочерние структуры в России и за рубежом стали работать под единым брендом ВТБ:
Промышленно-строительный банк был переименован в ВТБ Северо-Запад;
Московский народный банк в Лондоне – в ВТБ Банк Европа Плс.;
Евробанк в Париже – в ВТБ Банк (Франция);
украинский банк «Мрия» – в ВТБ Банк (Украина).
Наблюдательным советом ВТБ одобрена стратегия развития Банка и его дочерних организаций на 2007-2010 годы, призванная еще больше упрочить позиции ВТБ на российском и международном рынках банковских услуг.
Банк также получил новый юридический адрес в северной столице России – городе Санкт-Петербурге.
В 2007 году среди российских банков ВТБ первым провел первичное публичное размещение своих акций. Это стало крупнейшим на тот момент международным банковским IPO. Объем привлеченных средств в капитал Банка составил 8 млрд долларов. На Лондонской фондовой бирже спрос на GDR Банка превысил предложение в 9 раз. К ним проявили повышенный интерес практически все ведущие инвестиционные фонды США и Европы. В России акционерами Банка стало свыше 120 тыс. граждан страны.
В составе акционеров Банка
впервые за всю историю его
существования появились
С превращением в публичную компанию существенно повысился уровень открытости ВТБ. К управлению Банком были привлечены независимые директора. При Наблюдательном совете ВТБ был образован комитет по аудиту, а внутри Банка было создано Управление по работе с инвесторами. В 2007 году международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s признало ВТБ одним из наиболее информационно прозрачных российских банков.
Реализуя стратегию развития инвестиционного бизнеса, Банк приступил:
к созданию инвестиционного подразделения в рамках группы ВТБ;
к формированию в России фондов прямых и венчурных инвестиций.
Банк ВТБ вошел в число 100 крупнейших банков мира по размеру капитала. В частности, совместно с Российской венчурной компанией и ЕБРР банк ВТБ стал соучредителем первого в стране венчурного фонда, финансирующего российские инновационные компании.
ВТБ последовательно расширяет свое присутствие на рынках стран СНГ:
приобрел контрольный пакет акций белорусского Славнефтебанка;
докапитализировал дочерние банки в Армении и Украине;
открыл представительства в Казахстане и Киргизии.
Одновременно ВТБ продолжил консолидировать бизнес дочерних банков в Западной Европе.
ВТБ стал первым российским
банком, получившим лицензию на осуществление
банковской деятельности в Китае
и Индии и открывшим в этих
странах свои филиалы. Кроме того,
активно участвуя в развитии российско-китайских
торгово-экономических
В октябре 2007 года, несмотря на глобальный кризис ликвидности, ВТБ успешно разместил рекордный для российских банков еврооблигационный займ на общую сумму 2 млрд. долларов.
Таблица 2.1.1.
Финансовые показатели деятельности ВТБ
ВТБ Банк – в цифрах и фактах | ||||||
Финансовые показатели* (млрд. |
9M2009 |
2008** |
2007** |
2006** |
2005** |
2004** |
Доходы от основной деятельности1,6 |
122,1 |
129,9 |
79,6 |
56,1 |
30,5 |
19,8 |
Чистая прибыль2 |
(45,5) |
4,6 |
38,7 |
32,1 |
14,5 |
5,9 |
Активы |
3 583,8 |
3 697,4 |
2 273,2 |
1 379,8 |
1 057,0 |
494,2 |
Кредиты и авансы клиентам |
2 728,8 |
2 650,3 |
1 473,3 |
791.1 |
591.0 |
297.5 |
- физические лица |
420,8 |
387,1 |
188,6 |
66,7 |
24,5 |
3,6 |
- юридические лица |
2 308,0 |
2 263,2 |
1 284,7 |
729,4 |
566,5 |
293,9 |
Средства клиентов |
1 518,4 |
1 101,9 |
910,6 |
526,3 |
367.5 |
167.2 |
- физические лица |
430,2 |
354,1 |
262,2 |
192,9 |
149,1 |
58,6 |
- юридические лица (вкл. гос. органы) |
1 088,2 |
747,8 |
648,4 |
333,4 |
218,4 |
108,6 |
Ключевые коэфициенты |
9M2009 |
2008** |
2007** |
2006** |
2005** |
2004** |
Чистая процентная маржа3 |
4,3% |
4,8% |
4,4% |
4.5% |
4.7% |
4.7% |
Рентабельность активов4 |
-1,6% |
0,2% |
2,2% |
2.6% |
2.4% |
1.5% |
Рентабельность капитала4 |
-14,6% |
1,3% |
12,3% |
19.7% |
17.7% |
8.2% |
Отношение расходов к доходам5 |
nm |
nm |
53,6% |
50.8% |
54.0% |
65.2% |
Отношение расходов к доходам от основной деятельности6 |
43,0% |
51,9% |
63,7% |
66.3% |
68.6% |
74.6% |
Размер выплаченных дивидендов, % от чистой прибыли |
- |
50.12 |
20.0 |
13,2 |
17,9 |
17,9 |
*Финансовые показатели, представленные в рублях, являются непроаудированными | ||||||
**Показатели рассчитаны на основе аудированной отчетности Группы ВТБ, составленной в долларах США, поэтому могут стать предметом дальнейшего пересмотра. | ||||||
1 Включая чистый процентный доход и чистый комиссионный доход. Включая долю меньшинства. 3 Отношение чистого
процентного дохода к средним
активам, приносящим Показатели рассчитаны как отношение чистой прибыли к средним активам/собственному капиталу (включая долю меньшинства). Включая расходы на создание резерва под обесценение кредитного портфеля, за вычетом доходов от небанковской деятельности. Исключая расходы на оплату депозитарных услуг в размере 57 млн. долларов США во 2 квартале 2007 г. |