Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО "ВТБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
Определить основные операции с пластиковыми картами;
Осветить российские и зарубежные платежные системы;
Проанализировать операции с банковскими картами ОАО Банк ВТБ;
Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых карт;
Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;
Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
Российские и зарубежные платежные системы
Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 42
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО.docx

— 209.91 Кб (Скачать файл)

Рынок расширяется. Нормативные  акты совершенствуются.

Новое Положение № 266-П от 24 декабря 2004 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным за разработку данного документа, как и № 23-П, был Департамент платежных систем и расчетов. Демократичность нового документа заключается в том, что в оценке его основных положений принимали участие многие кредитные организации, члены Ассоциации российских банков. Активная дискуссия по этому поводу велась в Интернете. Следует также отметить сохранение в новом документе одного из основных принципов Положения № 23-П: расчеты с использованием банковских карт не являются новой формой договорных отношений между банком и клиентом, а само регулирование должно осуществляться в зависимости от характера договора, что предусмотрено действующим гражданским законодательством. Прежде всего, договором банковского счета и кредитным договором.

К другим важным принципам, на которых основано Положение, относятся  следующие:

эмиссия и эквайринг платежных карт на территории России могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;

допустимо распространение  банковских карт других банков-эмитентов  и платежных карт небанковских эмитентов-нерезидентов (например, American Express);

кредитная организация может  быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт.

В целях практической поддержки  развития новых инструментов включены нормы, регулирующие расчеты по операциям  с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска  к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким счетам, в частности, которые ведутся  в разных валютах, одной карты.

Разработано единое требование к документальному оформлению операций, унифицирован список обязательных документов. Речь идет о единых требованиях к  вопросам классификации. Стандартизация необходима. И практика покажет, в  каком направлении нам работать дальше.

В связи с изменением валютного  законодательства расширен перечень операций для физических и юридических  лиц как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных карт. По последнему вопросу вышло Указание Банка России № 1571-У от 11 апреля 2005 г. Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.

Ряд нормативных препятствий  по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили  за банками функции эмиссии, эквайринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет. В то же время еще не удалось дать понятийный аппарат и представить полную картину в контексте платежных систем, т.е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизация, процессинг) и т.д.

 

2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ С  БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ОАО «ВТБ»

 

2.1 Краткая экономико-организационная  характеристика ОАО «ВТБ»

 

История банка ВТБ –  это история становления одного из лидеров отечественной банковской индустрии. Сегодня нам принадлежит  ключевая роль в инвестиционном кредитовании экономики и развитии розничного рынка банковских услуг в России.

Банк внешней торговли (Внешторгбанк) был создан в октябре 1990 года. Государство приняло участие  в его создании в целях содействия развитию внешнеэкономических операций отечественных предприятий. ВТБ  успешно развивался как крупный  специализированный банк, ориентированный  на работу с корпоративными клиентами, преимущественно российскими предприятиями-экспортерами.

Во время финансового  кризиса 1998 года ВТБ смог сохранить  полную платежеспособность, что способствовало дальнейшему укреплению его рыночных позиций. ВТБ смог избежать участи многих обанкротившихся крупных кредитных  организаций.

С приходом в ВТБ в 2002 году новой команды топ-менеджеров во главе с действующим президентом – председателем правления А.Л. Костиным начался один из наиболее ярких этапов в истории Банка.

Новое руководство ВТБ  поставило стратегическую задачу –  превратить Банк в универсальный  кредитный институт европейского уровня, работающий во всех ключевых сегментах  банковского рынка России, включая  розничный бизнес и инвестиционно-банковские услуги.

Менее чем за пять лет из узкоспециализированного банка  с небольшой филиальной сетью  ВТБ превратился в один из крупнейших системообразующих кредитных институтов страны общефедерального значения (по темпам роста бизнеса, существенно  опережавшим другие крупные российские банки). Сегодня ВТБ прочно занимает в России второе место по размеру  активов, капитала, ресурсной базы, объемам кредитования предприятий  и населения, величине чистой прибыли.

Наряду с быстрым увеличением  объемов банковских операций в России ВТБ взял курс на создание первой в  истории страны международной банковской группы, способной на равных конкурировать  с первоклассными западными кредитно-финансовыми  институтами и предоставлять  высококачественные банковские услуги по всему миру.

В 2002 году главным акционером ВТБ стало Правительство РФ, выкупившее у Центрального банка РФ долю его  участия в уставном капитале Банка. В Банк пришла новая команда менеджеров во главе с действующим президентом  – председателем правления А.Л. Костиным. Они поставили перед  собой стратегическую задачу – превратить ВТБ в ведущий банковский институт страны. Их цель – работа Банка во всех ключевых сегментах банковского  рынка, включая розничный бизнес и инвестиционно-банковские услуги.

За короткое время ВТБ  удалось не только существенно увеличить  объемы инвестиционного кредитования экономики, но и выйти на второе место  в России по объему привлечения средств населения. Банк запустил две крупномасштабные целевые программы по финансированию малого бизнеса и развитию ипотечного жилищного кредитования. Это позволил заложить долговременную основу лидерства ВТБ на российском рынке розничных банковских услуг. Банк вошел в число ведущих организаторов и андеррайтеров выпусков корпоративных облигаций в России.

В 2004 году ВТБ приобрел Гута-банк. В 2005 году банк ВТБ запустил на его основе самый успешный в России проект специализированного розничного банка ВТБ24. Покупка Промышленно-строительного банка (Санкт-Петербург) позволила ВТБ укрепить свои позиции в Северо-Западном регионе и упрочить лидерство (закрепить лидерские позиции) на российском рынке банковских услуг. ВТБ превратился в один из наиболее динамично развивающихся кредитных институтов России, по темпам роста бизнеса все сильнее опережавший среднерыночные показатели.

Одновременно ВТБ приступил  к созданию мощной международной  банковской группы, способной на равных конкурировать с ведущими западными  банками. Приоритетами деятельности ВТБ  за рубежом стали:

формирование сети дочерних банковских учреждений в странах  СНГ;

расширение деятельности в Западной Европе;

выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Банк ВТБ вышел на второе место в России по объему привлечения  средств населения. Последовательно  реализуя стратегические планы расширения присутствия на внешних рынках, ВТБ:

создал дочерние банки  в Украине, Армении и Грузии;

выкупил у Банка России доли в росзагранбанках в Западной Европе;

открыл совместный банк во Вьетнаме, дочерний банк в Анголе, а  также финансовую компанию в Намибии.

В 2002 году ВТБ получил за рубежом самый крупный в истории  российской банковской системы синдицированный  необеспеченный кредит. Через три  года Банк первым в России привлек  крупнейший субординированный кредит, который журнал International Financial Review объявил лучшей сделкой 2005 года в Восточной Европе. В следующем году ВТБ осуществил первый в истории международного финансового рынка публичный выпуск необеспеченных еврооблигаций, деноминированных в российских рублях.

Авторитетные западные издания  EuroWeek и International Financial Review признали итоги этого размещения лучшей сделкой 2006 года

в Восточной Европе. В этом же году ВТБ осуществил секьюритизацию портфеля ипотечных кредитов на сумму 88 млн долларов, ставшую первым в России выпуском ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами.

ВТБ признан JP Morgan Chase Bank и Bank of New York лучшим клиринговым банком в России. Банк стал первым и единственным российским депозитарием, которому был присвоен международный депозитарный рейтинг компании Thomas Murray (Великобритания). Банк предоставляет депозитарные услуги на международном уровне российским и иностранным инвесторам. Наряду с Unicredit, Deutsche Bank, Citigroup и ING ВТБ вошел в пятерку лучших глобальных кастодианов в категории «Cross Border» (оказание услуг международным инвесторам) в рейтинге профессионального периодического издания Global Custodian (Великобритания).

В 2006 году Банк осуществил масштабный ребрендинг, благодаря которому его дочерние структуры в России и за рубежом стали работать под единым брендом ВТБ:

Промышленно-строительный банк был переименован в ВТБ Северо-Запад;

Московский народный банк в Лондоне – в ВТБ Банк Европа Плс.;

Евробанк в Париже – в ВТБ Банк (Франция);

украинский банк «Мрия» – в ВТБ Банк (Украина).

Наблюдательным советом  ВТБ одобрена стратегия развития Банка и его дочерних организаций  на 2007-2010 годы, призванная еще больше упрочить позиции ВТБ на российском и международном рынках банковских услуг.

Банк также получил  новый юридический адрес в  северной столице России – городе Санкт-Петербурге.

В 2007 году среди российских банков ВТБ первым провел первичное  публичное размещение своих акций. Это стало крупнейшим на тот момент международным банковским IPO. Объем  привлеченных средств в капитал  Банка составил 8 млрд долларов. На Лондонской фондовой бирже спрос на GDR Банка превысил предложение в 9 раз. К ним проявили повышенный интерес практически все ведущие инвестиционные фонды США и Европы. В России акционерами Банка стало свыше 120 тыс. граждан страны.

В составе акционеров Банка  впервые за всю историю его  существования появились многочисленные институциональные и миноритарные инвесторы. Средства, полученные в ходе IPO, позволили ВТБ войти в число 100 крупнейших банков мира по размеру  собственного капитала. Это заложило прочный фундамент для дальнейшего  ускоренного роста бизнеса ВТБ  и упрочения лидерских позиций  на российском и международном рынке  банковских услуг.

С превращением в публичную  компанию существенно повысился  уровень открытости ВТБ. К управлению Банком были привлечены независимые  директора. При Наблюдательном совете ВТБ был образован комитет  по аудиту, а внутри Банка было создано  Управление по работе с инвесторами. В 2007 году международное рейтинговое  агентство Standard & Poor’s признало ВТБ одним из наиболее информационно прозрачных российских банков.

Реализуя стратегию развития инвестиционного бизнеса, Банк приступил:

к созданию инвестиционного  подразделения в рамках группы ВТБ;

к формированию в России фондов прямых и венчурных инвестиций.

Банк ВТБ вошел в  число 100 крупнейших банков мира по размеру  капитала. В частности, совместно  с Российской венчурной компанией  и ЕБРР банк ВТБ стал соучредителем  первого в стране венчурного фонда, финансирующего российские инновационные  компании.

ВТБ последовательно расширяет  свое присутствие на рынках стран  СНГ:

приобрел контрольный  пакет акций белорусского Славнефтебанка;

докапитализировал дочерние банки в Армении и Украине;

открыл представительства  в Казахстане и Киргизии.

Одновременно ВТБ продолжил  консолидировать бизнес дочерних банков в Западной Европе.

ВТБ стал первым российским банком, получившим лицензию на осуществление  банковской деятельности в Китае  и Индии и открывшим в этих странах свои филиалы. Кроме того, активно участвуя в развитии российско-китайских  торгово-экономических отношений, Банк приступил к обслуживанию банковских карт общенациональной китайской процессинговой компании UnionPay.

В октябре 2007 года, несмотря на глобальный кризис ликвидности, ВТБ  успешно разместил рекордный  для российских банков еврооблигационный займ на общую сумму 2 млрд. долларов.

 

Таблица 2.1.1.

Финансовые показатели деятельности ВТБ

ВТБ Банк – в цифрах и фактах

Финансовые показатели* (млрд.рублей)

9M2009

2008**

2007**

2006**

2005**

2004**

Доходы от основной деятельности1,6

122,1

129,9

79,6

56,1

30,5

19,8

Чистая прибыль2

(45,5)

4,6

38,7

32,1

14,5

5,9

Активы

3 583,8

3 697,4

2 273,2

1 379,8

1 057,0

494,2

Кредиты и авансы клиентам

2 728,8

2 650,3

1 473,3

791.1

591.0

297.5

- физические лица

420,8

387,1

188,6

66,7

24,5

3,6

- юридические лица

2 308,0

2 263,2

1 284,7

729,4

566,5

293,9

Средства клиентов

1 518,4

1 101,9

910,6

526,3

367.5

167.2

- физические лица

430,2

354,1

262,2

192,9

149,1

58,6

- юридические лица (вкл. гос. органы)

1 088,2

747,8

648,4

333,4

218,4

108,6

Ключевые коэфициенты

9M2009

2008**

2007**

2006**

2005**

2004**

Чистая процентная маржа3

4,3%

4,8%

4,4%

4.5%

4.7%

4.7%

Рентабельность  активов4

-1,6%

0,2%

2,2%

2.6%

2.4%

1.5%

Рентабельность  капитала4

-14,6%

1,3%

12,3%

19.7%

17.7%

8.2%

Отношение расходов к доходам5

nm

nm

53,6%

50.8%

54.0%

65.2%

Отношение расходов к доходам от основной деятельности6

43,0%

51,9%

63,7%

66.3%

68.6%

74.6%

Размер выплаченных  дивидендов, % от чистой прибыли

-

50.12

20.0

13,2

17,9

17,9

*Финансовые показатели, представленные в рублях, являются  непроаудированными

**Показатели рассчитаны  на основе аудированной отчетности Группы ВТБ, составленной в долларах США, поэтому могут стать предметом дальнейшего пересмотра.

1 Включая чистый процентный доход и чистый комиссионный доход.

Включая долю меньшинства.

3 Отношение чистого  процентного дохода к средним  активам, приносящим процентный  доход.

Показатели рассчитаны как отношение чистой прибыли  к средним активам/собственному капиталу (включая долю меньшинства).

Включая расходы  на создание резерва под обесценение  кредитного портфеля, за вычетом доходов  от небанковской деятельности.

Исключая расходы  на оплату депозитарных услуг в размере 57 млн. долларов США во 2 квартале 2007 г.

Информация о работе Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками на примере ОАО "ВТБ"