Совершенствования системы финансового планирования на примере организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность, цели и задачи финансового планирования;
• проанализировать виды и принципы финансового планирования;
• выявить недостатки финансового планирования на предприятии и предложить пути его совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

    • систематизация статистических материалов и составление правок по статистической отчетности.

    4. В области методологической  работы

    4.1. Методическое руководство, разработка  форм и документации, порядка и сроков проведения работ по следующим направлениям:

    • технико-экономическому планированию;

    • оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);

    • хозяйственному внутризаводскому расчету (совместно с главной бухгалтерией);

    • учету и анализу результатов  производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);

    • расчетам экономической эффективности;

    • статистической отчетности.

    4.2. Изучение и распределение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.

 
2.2 Совершенствование системы планирования

    Процесс планирования представляет собой сложный  комплекс научной  
и практической деятельности экономистов-менеджеров. Уровень его организации на отечественных предприятиях значительно влияет как на ход разработки плановых показателей, так и на конечные результаты производства и продажи товаров и услуг. Поэтому на всех этапах внутрифирменного планирования необходимо применять наиболее совершенные методы, технологию и средства научного обоснования планов предприятия. Всякий совершенный процесс планирования представляет собой, по существу, метод оптимизации предстоящей производственной деятельности персонала, а также текущей плановой работы руководителей и экономистов.

    Совершенствование работы по организации внутрифирменного планирования на каждом предприятии осуществляется высшим руководством и специалистами планово-экономических служб. На малых предприятиях обычно не существует строгого разделения управленческих функций, и руководители сами участвуют в процессе планирования или организуют его. На крупных предприятиях работа по составлению текущих и долгосрочных планов проводится, как правило, децентрализованно. На уровне подразделений выдвигаются бизнес-предложения, которые в дальнейшем могут составить основу будущего плана компании.

    В мировой практике, в зависимости  от действующих форм разделения плановых функций, известны две основные схемы  организации внутрифирменного планирования, называемые «сверху вниз» или «снизу вверх». По первой схеме, руководство фирмы определяет основные цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли, которые затем включаются в планы подразделений. По второй схеме, поступают наоборот: расчет плановых показателей продажи продукции начинается с подразделений, а затем составляется единый план фирмы. Существует и третья схема, которая предусматривает творческое взаимодействие «верхов» и «низов» в процессе составления общего внутрифирменного плана. Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование «снизу» и составление бюджета «сверху» представляют собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация планов различных уровней управления предприятием.

    Таким образом, правильный выбор схемы разработки внутрихозяйственных планов является одним из первых направлений совершенствования системы планирования на каждом предприятии. В условиях рынка фирма должна выбрать такую схему планирования, которая позволяет наилучшим образом осуществлять качественную разработку и оперативный контроль планов производства и продажи продукции и, в первую очередь, плана прибыли.

    К важнейшим направлениям повышения  качества планирования в современных условиях необходимо отнести такие, как совершенствование методологии, развитие нормативной базы, рост профессионализма персонала, применение компьютерной техники, стимулирование разработчиков и исполнителей планов и др. Многие из перечисленных направлений были достаточно подробно раскрыты с новых рыночных позиций. Здесь кратко коснемся лишь некоторых из них. Начнем с методологии планирования.

    Внутрифирменное планирование в рыночных условиях хозяйствования является свободной научной и практической деятельностью большой группы менеджеров различных уровней управления. Производители получили значительную свободу как в плановой, так и в хозяйственной деятельности. В этих условиях главная задача всех экономистов-плановиков заключается в выборе оптимальных плановых показателей предстоящей производственно-финансовой деятельности при существующих ограничениях имеющихся ресурсов. Отсюда вытекает и основное направление совершенствования методологии планирования, заключающееся в повышении точности соизмерения затрат и результатов предстоящей производственной деятельности при наиболее полном учете взаимодействия системы рыночных факторов. Для качественного планирования нужны такие измерители, которые помогают определять не только высокие конечные результаты, но и те предельные нижние и верхние показатели, которые в действующих условиях не следует переступать. В качестве таких измерителей, способствующих максимизации прибыли на отечественных предприятиях, могут быть взяты используемые в зарубежной экономической теории показатели предельного дохода, валовой выручки и др., в том числе  
и широкое применение прогрессивных нормативов расходования экономических ресурсов на производство продукции, товаров и услуг.

      Именно из-за отсутствия надлежащей  нормативной базы, как подтверждает практика, не работают у нас и основные законы рыночной экономики, не удается свободное регулирование производства и потребления, многие вопросы рынка решаются с помощью затянувшегося экономического эксперимента или, проще говоря, путем очередных проб и ошибок.

    В этих условиях выдвигается на первый план необходимость совершенствования всей нормативной базы и создания целостной системы экономических нормативов или индикаторов, способных стать той «невидимой рукой», которая на зарубежном рынке достаточно успешно регулирует производство и справедливо распределяет доходы. Такую регулирующую роль на мировом рынке осуществляют равновесные, или сбалансированные, цены на ресурсы, товары и услуги. Подобные рыночные цены должны действовать и в российской экономике. Это касается, прежде всего, цены рабочей силы, которая у нас в несколько раз ниже, чем во многих рыночных странах.

    Совершенствование методологии и нормативной базы внутрифирменного планирования предусматривает  повышение профессионального уровня экономистов-менеджеров. Специалисты должны владеть теорией внутрифирменного рыночного планирования и обладать необходимыми практическими навыками, что может стать в дальнейшем своего рода научной и методической основой формирования у каждого работника устойчивых профессиональных умений и творческих способностей к выполнению плановой деятельности. Это также должно предусматривать улучшение не только теоретической, но и практической подготовки молодых экономистов-менеджеров. Поэтому в условиях рынка в подготовке высококвалифицированных специалистов должны быть заинтересованы все взаимосвязанные участники: нынешний студент и его преподаватели, а также будущий специалист и его руководители. Однако до настоящего времени пока нет заинтересованных взаимоотношений в подготовке экономистов между высшей школой и производственными фирмами. Нет также еще и общего интереса у сегодняшнего студента и завтрашнего специалиста к самостоятельному добыванию глубоких теоретических знаний и овладению прочными профессиональными умениями, поскольку у многих работодателей, как известно, отсутствует пока спрос на специалистов высокой квалификации.

    Совершенствование внутрифирменного планирования в современных  условиях основывается на тесном взаимодействии научных, методических, производственных и человеческих факторов. Этот процесс совершенствования планов и роста результатов должен быть не только непрерывным, но и бесконечным для всех его участников. Он вызван появлением и действием новых рыночных требований к специалистам во всех сферах человеческой деятельности. Новые потребности рынка служат основным регулятором совершенствования трудовой деятельности всех категорий персонала, включая и сферу внутрифирменного планирования. Поэтому совершенствование планирования должно стать на всех предприятиях основой повышения эффективности производства и уровня доходов персонала и служить важным средством достижения главных экономических и социальных целей развития каждого человека и всех, больших и малых, корпораций и фирм.

    Одним из основных направлений совершенствования планирования на предприятии является разработка и внедрение интегрированных автоматизированных систем планирования и управления производством в диалоговом режиме, а также совершенствование теоретической и методологической базы планирования.

 

      3 Исследование эффективности внутрифирменного планирования ООО «Урал-транзит сервис» за 2006-2007 гг. 

     3.1 Оценка внутрифирменного  планирования ООО «Урал-транзит сервис»

     В условиях рынка система внутрифирменного планирования и прогнозирования  ООО «Урал-транзит сервис» призвана обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, т.е. призвана обеспечить гибкое развитие предприятия.

     В этих условиях планирование позволяет обеспечить высокую степень и высокую вероятность достижения целей на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности шахты.

     Рассмотрим  модель внутрифирменного планирования на примере ООО «Урал-транзит сервис».

     Основными этапами процесса внутрифирменного финансового планирования на исследуемом  предприятии являются:

     1. Анализ финансовых результатов  за предыдущий период и ожидаемого  выполнения финансового плана текущего периода. Для этого на финансовые менеджеры ООО «Урал-транзит сервис» используют основные документы финансовой отчетности предприятия.

     2. Рассмотрение и изучение производственных, маркетинговых показателей, на  основе которых будут рассчитываться  плановые финансовые показатели.

     3. Разработка основных прогнозных  документов, таких как прогноз  бухгалтерского баланса, бюджет  движения денежных средств, которые  относятся к перспективным финансовым  планам.

     4. Уточнение и конкретизация показателей  прогнозных документов посредством составления текущих финансовых планов (бюджетов) и осуществление текущего планирования.

     Завершается процесс финансового планирования на ООО «Урал-транзит сервис» практическим внедрением планов и контролем за их исполнением.

     Вся система внутрифирменных финансовых планов ООО «Урал-транзит сервис» разрабатывается на основе программы развития фирмы с детализацией по показателям, составляемой плановым отделом предприятия. В этом документе приведены основные фактические и планируемые технико-экономические показатели.

     С развитием рыночных отношений планирование стало невозможным без формирования бюджета как основного инструмента  гибкого управления предприятием; и  ООО «Урал-транзит сервис» в 2002 году внедрило и успешно развивает систему внутрифирменных финансовых бюджетов.

     Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют  в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств  на их реализацию, а также источники  поступления этих средств (собственные, заемные).

     Функции бюджета изменяются в зависимости  от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем  периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

     Финансовые  службы обособленного подразделения  составляют бюджет движения денежных средств, бюджет по балансовому листу.

     Бюджет  движения денежных средств на исследуемом  предприятии составляется с целью  планирования его денежных потоков. Необходимость составления данного  бюджета на обособленном подразделении  вызвана тем обстоятельством, что  реальные притоки и оттоки денежных средств на предприятии не совпадают с суммами объемов продаж или с суммами плановых затрат. Это вызвано следующими причинами:

    • момент отгрузки продукции не совпадает с моментом оплаты;
    • момент поступления на предприятие приобретенных товаров, работ, услуг не совпадает с моментом их оплаты;
    • затраты труда «вливаются» в стоимость продукции непрерывно, а фактическая их оплата осуществляется 2 раза в месяц, аналогично ситуация обстоит и с налоговыми платежами.

     В результате в одни моменты времени  предприятие испытывает дефицит денежных средств, в другие имеет временно свободные денежные средства. Бюджет движения денежных средств позволяет спланировать сроки и размер временного недостатка денежных средств, а также эффективно распорядиться временно свободными денежными средствами.

Информация о работе Совершенствования системы финансового планирования на примере организации