Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа
Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
Введение
Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления.
Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление.
Введение
Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления.
Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
В экономической
науке есть немало
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен , который относительно легко определить , но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация , которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
Глава 1.
Определение теневой экономики и формы ее проявления.
оплаты В России для обозначения рассматриваемого феномена также используются разные термины: "нелегальная", "внелегальная", "подпольная", "криминальная", "неформальная", "теневая" и т.п. Причем "теневая" и "неформальная" экономика трактуются то как тождественные, то как различающиеся понятия. Во втором случае под "теневой" понимается экономика сугубо криминальная. "Теневая" - значит разрешенная законом деятельность, которая официально "не показывается"'или приуменьшается осуществляющими ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Проблема определения параметров "скрытого" хозяйствования близка к традиционной для статистики проблеме - обеспечить полный охват отчетностью экономических единиц.
В 90-е годы прошлого века гипертрофированных масштабов достигла теневая экономика. По разным оценкам она охватывала 25-50 процентов ВВП и 8,2-30 миллионов человек. Сложилась высокая зависимость частного бизнеса от властных и криминальных структур.В новых условиях, когда предпринимательская деятельность стала легитимной, отпала необходимость в том, чтобы бывшие «цеховики», «шабашники» действовали в рамках теневой экономики. Многие теневики, которые в свое время были осуждены за то, что раньше называлось экономическими преступлениями, были реабилитированы.
Специфика теневой экономики, в первую очередь, обусловлена социально экономической структурой того или иного региона. Теневая деятельность в основном связана с очагами экономической активности региона. В Москве и Санкт-Петербурге - это кредитно-финансовая сфера, операции с недвижимостью, в других регионах - экспорто-ориентированное сырьевое производство: Тюменская область (нефть), Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и др. Незаконный рыбный промысел, контрабанда, махинации с имуществом судоходных компаний процветают в портовых и приграничных городах (Владивосток, Находка, Хабаровск, Новороссийск, Мурманск, Калининград). В крупных городах вокруг промышленных гигантов сформировалась разветвленная сеть посреднических организаций, теневую деятельность которых трудно контролировать. Вынужденная внелегальная экономика разрослась в стажирующих регионах (Северный Кавказ, Центр России, Чукотка и др.).
Самые масштабные теневые операции
так ли иначе связаны с действиями
представителей региональной власти.
В большинстве регионов сформировались
свои олигархические группировки как
слияние бизнеса и власти. Согласно
региональному
юридическую и организационную возможность слияния власти и капитала. В результате законодательные органы многих регионов находятся под влиянием заинтересованных кругов, что обеспечивает значительные выгоды отдельным компаниям и отрицательно сказывается на деятельности предприятий, не имеющих такого влияния.
Контролируя финансовые и материальные ресурсы, представители региональной власти могут организовывать различные каналы самообогащения. Известно, что абсолютное большинство российских регионов дотационные, то есть существуют за счет трансфертов из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов. Система трансфертов открывает большие перспективы для теневых операций. Хорошо известны случаи разворовывания государственных средств, выделенных на восстановление Чечни. Подобные махинации характерны и для средств, направленных для восстановления жилья и инфраструктуры в регионах, пострадавших от стихийных бедствий (Приморский край, Краснодарский край, Якутия и др.) Практически во всех российских регионах зафиксированы грубые нарушения порядка использования выделенных средств. Ряд губернаторов и вице-губернаторов предстали перед судом за злоупотребление властью.
Один из главных каналов самообогащения
представителей региональной власти -
выборы исполнителей подрядных работ
по проектам, предусмотренным местным
бюджетом. Имеются отработанные схемы,
с помощью которых через
Зафиксированы случаи формирования в регионах откровенно мафиозных структур. Они основаны на прямой и непосредственной связи представителей власти с криминалитетом и получении ими личной прибыли от незаконной деятельности (игорный бизнес, сутенерство, торговля оружием, наркотиками и т.п.). В некоторых регионах в 90-х годах прошлого века ситуация начинала выходить из-под контроля. Так, в Екатеринбурге в 1999 году в преддверии (местных, губернаторских, парламентских) выборов был зарегистрирован общественно-политический союз «Уралмаш», созданный при непосредственном участии «уралмашевской» преступной группировки. В региональных законодательных собраниях есть депутаты не только с сомнительным, но и уголовным прошлым.
Глава 2.
Механизм функционирования теневой экономики.
Механизм функционирования теневой экономики можно разделить на два больших класса. Это основной и вспомогательный механизмы.Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации” , при этом в роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие.
О структуре "теневой" экономической деятельности
Нет абсолютного разделения: "теневая" экономика - по одну сторону, легальная -по другую. Есть один хозяйственный процесс с "теневой" составляющей. При этом важно учесть следующие обстоятельства и ответить на соответствующие вопросы. В настоящее время в разряд тсневиков переходят не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры. Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?
Отвечая на поставленный вопрос, следует различать по характеру связи с производством ту часть теневиков, которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.
Существенно различны субъекты "теневой" экономики, их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм "теневой" деятельности, образуют своего рода пирамиду.
На ее вершине - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и прочие носители пороков современного общества; сюда можно отнести и "классически" коррумпированных представителей органов власти и управления (берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами). Эти элементы формируют своеобразную надстройку "теневой" экономики, составляющую, по различным экспертным оценкам, от 5% до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.
Среднюю часть пирамиды образуют "теневики"-хозяйственники. К ним следует причислить предпринимателей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов (в том числе "челноков"). Эти люди в перспективе способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Именно рассматриваемая средняя группа формирует ту движущую социальную силу, которая выступает и против возврата назад, и против продолжения радикально-либерального реформа-ционного курса. Это и есть "третья" сила, призванная стать одной из опор "иного" пути.
Подножие "пирамиды" представлено наемными работниками, причем и физического, и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность -вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона "в тень". Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках теневиков второй группы ("третьей" силы).
Конечно, деление субъектов "теневой" экономики на три группы условно и небесспорно (эти группы в той или иной степени пересекаются), но провести его необходимо, ибо речь идет приблизительно о 30 млн человек экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.
Общая структура любой финансово-
- предприятия, осуществляющие
- банк;
- “службу безопасности”;
- связи.
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.
За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.
Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.
Это образование в экономической
сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных
структур, имеющих “крышу” в
виде того или иного государственного
властного органа, распоряжающихся
крупными суммами накопленного разными
путями капитала и ведущих широкомасштабную
коммерческую деятельность. Однако из
следствий возникновения
Другое печальное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы - обнищание огромной части населения.
Третье следствие - деградация бюджетной
системы (на которой эти структуры
паразитируют, используя такой главный
источник сверхдоходов, как операции
с бюджетными ресурсами и государственной
собственностью), рост государственного
долга как вынужденное в
Информация о работе Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики