Спрос и предложение на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой. Через эту модель быть описаны все экономические процессы. В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.45 Кб (Скачать файл)

Введение

Рыночная экономика – это  бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой  модели такого взаимодействия составила  эпоху в истории экономической  науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее  начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой. Через эту модель быть описаны все экономические процессы. В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.

В ходе экономических преобразований в нашей стране сложилась рыночная экономика, следовательно, появилась  необходимость изучения факторов, формирующих  спрос  и предложения на современном рынке.

Целью моей работы является выявление и анализ факторов, влияющих на спрос потребителей, иными словами хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе то или иного товара.

 В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть основные факторы спроса и предложения, степень их слияния, а также проблему из измерения.

Я полагаю, что данная тема актуальна  в наши дни потому, что спрос  и предложение являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от их взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать. При таком подходе производитель, до того как он начнет проектно-конструкторские работы, выбор технологий, организацию производства и сбыт продукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы.

Рынок – это инструмент, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Механизм рынка позволяет  удовлетворить лишь те потребности  человека и общества, которые выражены через спрос. Спрос и предложения являются неотъемлимой частью любой рыночной структуры, будь то монополия,или олигополия, либо монополистическая конкуренция, либо совершенная конкренция.  Не будет одного из этих элементов- не будет и структуры.

В данной работе я попытаюсь  объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также их эластичность, к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Спрос.

           1.1.Понятие и виды спроса.

Спрос играет большую роль на микроуровне. На его базе принимаются  основные решения на предприятии. От спроса на продукцию зависит оперативное  и стратегическое планирование. Он непосредственно влияет на движение денежных потоков, товарно-материальных запасов и в целом на получение  прибыли. Что такое спрос? Можно дать множество определений, например:

  1. Спрос – это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
  2. Спрос – это конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Виды  спроса:

  1. Потенциальный спрос – это максимально возможный размер спроса, который могут предъявить потенциальные потребители той или иной продукции.
  2. Снижающийся спрос – это спрос, который усиливает конкуренцию, а это приводит к необходимости снижать цены. В результате у владельцев слабых брендов нет денег на развитие и поддержку марки, и они уходят с рынка.
  3. Колеблющийся спрос – это спрос, в котором могут быть сезонные, ежедневные и даже часовые колебания спроса на отдельные товары или услуги. Для колеблющегося спроса используется синхромаркетинг, задача которого заключается в нахождении новых подходящих и удобных для производства товаров, спрос на которые не совпадает по времени со спросом на основную продукцию.
  4. Отрицательный спрос – это спрос, при котором рынок отвергает предлагаемый товар или услугу.
  5. Полный спрос – это спрос, в котором используется поддерживающий маркетинг - поддержание спроса независимо от изменений во внешней среде с помощью правильной ценовой, рекламной и сбытовой политики.
  6. Чрезмерный спрос – это, при котором уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворения.
  7. Иррациональный спрос – это спрос, при котором удовлетворение потребностей одних групп потребителей вызывает серьезное противодействие со стороны других граждан, общественных организаций и правительственных учреждений. Классические примеры таких товаров и услуг — алкогольные напитки, табачные изделия и т.д.

 

1.2. Кривая  спроса и закон спроса.

Впервые графическую зависимость QD товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в  1892 г. При этом А. Маршалл пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило его считать функцией цену товара P, а аргументом – величину спроса QD. Поэтому он отложил значение P по вертикальной оси (как это делается в графическом анализе для функций), а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное А. Маршаллом правило построения кривых спроса (и предложения).

Кривая  спроса – это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством его потребителей, желающих его купить по данной цене (см. приложение, рисунок 1). Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии.

Количество вещей, которое  покупается людьми, всегда зависит  от цен на товары. С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина - эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

Кривая спроса (см. приложение, рисунок 2,а) показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения товара с высокой ценой, если ему будут предложены альтернативные товары по более низкой цене. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о сбыте престижных товаров (см. приложение, рисунок 2,б).

 

1.3. Факторы,  влияющие на спрос.

Спрос зависит от множества факторов, которые имеют  большое влияние  на него. С каждым годом их становится все больше и больше. Существует два вида факторов: ценовые и неценовые. В свою очередь они подразделяются на  подгруппы:

1. Одним из наиболее главных факторов влияющих на спрос является характер кредитно-денежной политики монетарных властей. Центральный банк регулирует предложение денег в соответствии с приоритетами денежной массы. Спрос на бумаги растет, а ставки падают. Когда Банк России осуществляет денежную рестрикцию, он продает имеющиеся у него государственные облигации, и их ставки двигаются в обратном направлении. Изменения денежной массы воздействуют на конъюнктуру рынка достаточно быстро, поскольку проводником кредитно-денежной политики Центрального банка является банковская система, а банки - основные действующие лица на рассматриваемом сегменте.

2. Основные составляющие, на которые ориентируются потребители, делая покупки на рынках и в магазинах:

  • Цена товара. Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене – покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. В случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена.
  • Качество товара. Потребители обычно интересуются качеством товара, особенно по сравнению с качествами конкурирующих моделей или товаров-заменителей. Ключевыми характеристиками товара являются его качество, технические характеристики, гарантия, условия приобретения в кредит, удобство, стиль и дизайн, послепродажное обслуживание и общая полезность. Вообще говоря, спрос на товар выше, если товар обладает теми качествами, которые ищет потребитель. Нельзя сказать, что качество товаров одной отрасли, производимых разными фирмами, практически одинаково. Спрос на одну модель или марку в значительной степени зависит от того, как потребитель оценивает её качества по сравнению с качествами конкурирующих моделей и марок. Конкуренты, как обычно бывает, рекламируют качества своих товаров под предлогом информирования потребителей, на деле стремясь убедить потребителей в том, что качество их товаров выше.
  • Вкусы и предпочтения потребителей. Связь вкусов потребителей со спросом очевидна. Если уменьшается желание потребителей приобретать товар или услугу, то уменьшается и спрос. Усиление же желания потребителей увеличивает их готовность платить за товар более высокую цену или приобретать его в больших количествах. Появление новых и лучших товаров, изменение стиля жизни и жизненных ценностей, новая информация о влиянии товаров на здоровье и безопасность – все это определяет, выйдет ли товар из моды или нет. Изменение уровня рекламы товаров, изменение в ту или другую сторону рекламы конкурирующих моделей и родственных товаров, количество и удобство размещения магазинов – вот лишь немногие из факторов, которые могут привести к усилению или ослаблению спроса на товар.
  • Доход потребителей. Ясно, что доход потребителей влияет на рыночный спрос. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Чем выше доход потребителя и больше покупательная способность, тем выше будет спрос на товары вообще и некоторые товары в частности. Только в случае низших товаров, увеличение дохода будет сопровождаться снижением спроса.
  • Цены на родственные товары. Так как между товарами существует взаимозависимость, цены на родственные товары являются важными переменными спроса. В случае товаров-заменителей, сравнение цены одного товара с ценой конкурирующего товара может оказать сильное влияние на потребительский выбор. В случае же товаров-дополнителей, которые приобретаются совместно, ясно, что роль играет цена каждого товара.
  • Ожидания потребителей. На объем покупок оказывают влияние ожидания потребителей относительно будущих цен, величины своих доходов и доступности товаров. Если покупатели считают, что цена на желаемый товар в скором времени увеличится, то, чтобы избежать лишних расходов в будущем, они могут пожелать приобрести этот товар сегодня.
  • Количество потребителей и частота покупок. Поскольку рыночный спрос на товар формируется как сумма индивидуальных спросов потребителей, понятно, что на него будет влиять количество потенциальных покупателей, а также частота, с которой они покупают данный товар.
  • Торговая марка. В теории полезности потребителей всегда рассматривается ситуация, в которой предпосылкой является тот аргумент, что потребительское поведение состоит из устойчивого потока рациональных вычислений, посредством которых потребители рассматривают все возможные комбинации покупок, оценивают полезность и выбирают вариант с наивысшей полезностью. Из рассмотрения практически выпадают такие атрибуты потребительского поведения, как привычка, каприз, импульс, инерция и сопротивление переменам. Хотя чаще всего покупки совершаются именно по этим последним причинам, я имею в виду товары, которые покупаются довольно часто и не занимают значительного места в бюджете покупателей, например сигареты или предметы гигиены. Здесь большую роль играет торговая марка товара и реклама.
  • Реклама. Реклама и стимулирование сбыта могут повлиять на потребительский выбор, предоставляя потребителям истинную или вводящую в заблуждение информацию, воздействующую на их предпочтения. Важность рекламы для изучения потребительского поведения состоит в том, что она демонстрирует способ, которым продавцы стараются изменить потребительские вкусы и предпочтения в свою пользу.

Спрос на отдельные товары может  также зависеть и от неэкономических факторов. Например, спрос на сапоги зависит от погоды.

Ещё одним важным фактором в определении  спроса является размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей, от количества детей в семье, количества заключаемых браков и разводов. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

  • Возрастная структура населения. Рыночный спрос зависит от всех факторов индивидуального спроса. Более того, население и его возрастная структура также являются важнейшими факторами, влияющими на рыночный спрос. Желание и возможность потребителей покупать отдельные товары тоже зависит от того, как распределяется доход среди демографических групп населения.

Все вышеперечисленные факторы считаются «основными» детерминантами, которые формируют конечный рыночный спрос. Но также существуют и другие переменные, которые дополняют сложившуюся ситуацию. Например, есть разница в восприятии потребителем товара как предмета «роскоши» или «первой необходимости». Хотя представление о товаре, как о предмете роскоши либо первой необходимости зависит от индивидуального стиля жизни и шкалы ценностей, спрос на эти товары отличается в зависимости от изменения цен, степени спада в экономике, процентных ставок и доступности кредита, частоты покупок. Аспект роскоши – необходимости покупок подвержен влиянию факторов культуры и стиля жизни (кто и что покупает и с какой степенью безотлагательности),  большую роль играет положение покупки в бюджете покупателя. Он также ставит на повестку дня соображения о способности потребителей отложить свои покупки из-за изменившихся экономических условий.

Ключевым фактором, определяющим объем, и потенциал сбыта, особенно для  товаров длительного пользования, является фактор насыщения рынка данным товаром. Например, спрос на холодильники значительно ограничен, потому что сегодня они имеются более чем в 95% домашних хозяйств, то же самое касается таких бытовых приборов, как газовые плиты и стиральные машины.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что:

    1. Изменение величины спроса» - речь идет о передвижении от одной точки к другой на кривую спроса.
    2. «Изменение спроса» - речь идет  о смещении кривой, т.е. об изменении объема спроса в одну или другую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предложение.

    1. Понятие и сущность предложения.

Покупатели – лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение. Существует также несколько определений понятия предложения:

1.  Предложение – это совокупность товаров и услуг, предоставленных на рынке для реализации по определенным ценам. В состав предложения входят инвестиционные и потребительские товары, природные ресурсы, наемная сила, капитал, услуги.

2. Предложение – это понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

        3. Предложение – это определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.

Объем предложения (объем выпуска) – это количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения – это количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Производитель решает задачу: сколько  товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.

2.2. Кривая предложения.

Кривая предложения – это линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево (см. приложение, рисунок 3).

Основными компонентами, лежащими в  основе кривой предложения, являются:

  1. Издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом.
  2. Технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции.
  3. Цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ.
  4. Цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго.
  5. Количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага.
  6. Количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага.
  7. Налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства.
  8. Государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения.
  9. Особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.

Информация о работе Спрос и предложение на рынке