Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой. Через эту модель быть описаны все экономические процессы. В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.
Введение
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой. Через эту модель быть описаны все экономические процессы. В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.
В ходе экономических преобразований в нашей стране сложилась рыночная экономика, следовательно, появилась необходимость изучения факторов, формирующих спрос и предложения на современном рынке.
Целью моей работы является выявление и анализ факторов, влияющих на спрос потребителей, иными словами хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе то или иного товара.
В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть основные факторы спроса и предложения, степень их слияния, а также проблему из измерения.
Я полагаю, что данная тема актуальна в наши дни потому, что спрос и предложение являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от их взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать. При таком подходе производитель, до того как он начнет проектно-конструкторские работы, выбор технологий, организацию производства и сбыт продукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы.
Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Спрос и предложения являются неотъемлимой частью любой рыночной структуры, будь то монополия,или олигополия, либо монополистическая конкуренция, либо совершенная конкренция. Не будет одного из этих элементов- не будет и структуры.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также их эластичность, к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.
Глава 1. Спрос.
1.1.Понятие и виды спроса.
Спрос играет большую роль на микроуровне. На его базе принимаются основные решения на предприятии. От спроса на продукцию зависит оперативное и стратегическое планирование. Он непосредственно влияет на движение денежных потоков, товарно-материальных запасов и в целом на получение прибыли. Что такое спрос? Можно дать множество определений, например:
Виды спроса:
1.2. Кривая спроса и закон спроса.
Впервые графическую зависимость QD товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в 1892 г. При этом А. Маршалл пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило его считать функцией цену товара P, а аргументом – величину спроса QD. Поэтому он отложил значение P по вертикальной оси (как это делается в графическом анализе для функций), а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное А. Маршаллом правило построения кривых спроса (и предложения).
Кривая спроса – это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством его потребителей, желающих его купить по данной цене (см. приложение, рисунок 1). Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии.
Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина - эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.
Кривая спроса (см. приложение, рисунок 2,а) показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения товара с высокой ценой, если ему будут предложены альтернативные товары по более низкой цене. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о сбыте престижных товаров (см. приложение, рисунок 2,б).
1.3. Факторы, влияющие на спрос.
Спрос зависит от множества факторов, которые имеют большое влияние на него. С каждым годом их становится все больше и больше. Существует два вида факторов: ценовые и неценовые. В свою очередь они подразделяются на подгруппы:
1. Одним из наиболее главных факторов влияющих на спрос является характер кредитно-денежной политики монетарных властей. Центральный банк регулирует предложение денег в соответствии с приоритетами денежной массы. Спрос на бумаги растет, а ставки падают. Когда Банк России осуществляет денежную рестрикцию, он продает имеющиеся у него государственные облигации, и их ставки двигаются в обратном направлении. Изменения денежной массы воздействуют на конъюнктуру рынка достаточно быстро, поскольку проводником кредитно-денежной политики Центрального банка является банковская система, а банки - основные действующие лица на рассматриваемом сегменте.
2. Основные составляющие, на которые ориентируются потребители, делая покупки на рынках и в магазинах:
Спрос на отдельные товары может также зависеть и от неэкономических факторов. Например, спрос на сапоги зависит от погоды.
Ещё одним важным фактором в определении спроса является размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей, от количества детей в семье, количества заключаемых браков и разводов. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
Все вышеперечисленные факторы считаются «основными» детерминантами, которые формируют конечный рыночный спрос. Но также существуют и другие переменные, которые дополняют сложившуюся ситуацию. Например, есть разница в восприятии потребителем товара как предмета «роскоши» или «первой необходимости». Хотя представление о товаре, как о предмете роскоши либо первой необходимости зависит от индивидуального стиля жизни и шкалы ценностей, спрос на эти товары отличается в зависимости от изменения цен, степени спада в экономике, процентных ставок и доступности кредита, частоты покупок. Аспект роскоши – необходимости покупок подвержен влиянию факторов культуры и стиля жизни (кто и что покупает и с какой степенью безотлагательности), большую роль играет положение покупки в бюджете покупателя. Он также ставит на повестку дня соображения о способности потребителей отложить свои покупки из-за изменившихся экономических условий.
Ключевым фактором, определяющим объем,
и потенциал сбыта, особенно для
товаров длительного
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
Глава 2. Предложение.
Покупатели – лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение. Существует также несколько определений понятия предложения:
1. Предложение – это совокупность товаров и услуг, предоставленных на рынке для реализации по определенным ценам. В состав предложения входят инвестиционные и потребительские товары, природные ресурсы, наемная сила, капитал, услуги.
2. Предложение – это понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.
3. Предложение – это определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.
Объем предложения (объем выпуска) – это количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения – это количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.
Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.
2.2. Кривая предложения.
Кривая предложения – это линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево (см. приложение, рисунок 3).
Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются: