Стратегическое планирование развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:59, реферат

Краткое описание

Невозможно спорить с тем, что планирование развития предприятия играет ведущую роль в жизненном цикле организации. Ведь то, что хорошо спланировано – уже наполовину сделано, как гласит народная мудрость.
Процесс планирования, безусловно, требует огромного количества затрат, умственных и материальных, - как на обработку уже имеющегося материала для адекватного представления о возможностях фирмы, так и на построение прогноза, который будет соотноситься с реальными показателями продуктивности.
И, конечно, стоит учитывать, что существуют различные виды планирования (стратегическое и тактическое), каждый из которых необходим и полезен в собственной сфере компетенции. Рассмотрим основные различия между ними, чтобы иметь представление о предмете вопроса.

Содержание

Введение

Сущность и функции стратегического планирования

Методика составления, структура и содержание стратегического плана

Этапы составления стратегического плана
Формирование миссии компании
Оценка и анализ внешней среды
Оценка и анализ внутренней среды
Изучение стратегических альтернатив

Решение о выборе стратегии, его реализация и оценка результатов

Роль и значение стратегического планирования

Вложенные файлы: 1 файл

стратегическое планирование развития предприятия.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Направление ¾ 080100.62 Экономика

Дисциплина ¾ Общая теория систем

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

 

ТЕМА:

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы № 1072  ______________    Е. И. Ширяева

                                                                                 (подпись)                                        (И. О. Фамилия)

 

 

 

 

Преподаватель   ______________    Б. А. Варламов

                                                                                (подпись)                                           (И. О. Фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

 

Содержание

 

    1. Введение

 

    1. Сущность и функции стратегического планирования

 

    1. Методика составления, структура и содержание стратегического плана

 

    1. Этапы составления стратегического плана
    • Формирование миссии компании
    • Оценка и анализ внешней среды
    • Оценка и анализ внутренней среды
    • Изучение стратегических альтернатив

 

    1. Решение о выборе стратегии, его реализация и оценка результатов

 

    1. Роль и значение стратегического планирования

 

 

Введение

 

Невозможно спорить с тем, что планирование развития предприятия играет ведущую роль в жизненном цикле организации. Ведь то, что хорошо спланировано – уже наполовину сделано, как гласит народная мудрость.

Процесс планирования, безусловно, требует огромного количества затрат, умственных и материальных,   - как на обработку уже имеющегося материала для адекватного представления о возможностях фирмы, так  и на построение прогноза, который будет соотноситься с реальными показателями продуктивности.

И, конечно, стоит учитывать, что существуют различные виды планирования (стратегическое и тактическое), каждый из которых необходим и полезен в собственной сфере компетенции.  Рассмотрим основные различия между ними, чтобы иметь представление о предмете вопроса.

Итак, в чём же разница между стратегическим и тактическим планированием?

Во-первых, стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых будут напоминать о себе в течение длительного периода, а тактические планы лишь конкретизируют и дополняют стратегические. Во-вторых, стратегическое планирование оказывает  более глубокое влияние на деятельность предприятия, чем тактическое, имеющее  узкую направленность. В-третьих, если стратегические планы очерчивают миссию деятельности предприятия и общие средства выполнения этой миссии, то тактические четко определяют всю совокупность практических средств, необходимых для осуществления намеченных целей.

Также от стратегического и тактического планирования следует отличать оперативное планирование, являющееся завершающим звеном в системе планирования деятельности предприятия и отвечающим за  детальную разработку планов предприятия и его подразделений на короткие промежутки времени.

Теперь, имея общее представление о предмете исследования, постараемся расширить свои знания о нём.

 

Сущность и функции стратегического планирования

 

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Существует четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции.

Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством.

Подробнее структуру и методику создания стратегического плана рассмотрим в следующей главе.

 

Методика составления, структура и содержание стратегического плана

 

Так или иначе, в конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Процесс планирования может быть разделён на два больших этапа:  процесс стратегического планирования (выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами) и процесс стратегического управления  (реализация определённой стратегии во времени, согласования её с реальностью).

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

Прежде чем приступить к изучению различных элементов процесса стратегического планирования, полезно рассмотреть модель этого процесса. Неудивительно, что динамичная природа организаций затрудняет введение одной специфической модели процесса планирования. Однако на рис. 1 приведены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действие.

 


 

Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:

    • Цели и задачи предприятия
    • Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
    • Стратегия предприятия
    • Функциональные стратегии
    • Наиболее значимые проекты
    • Описание внешних операций
    • Капиталовложения и ресурсное распределение
    • Планирование неожиданностей

 

Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество, и содержание этапов составления стратегического плана, сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются форма собственности предприятия, тип предприятия (специализированное или диверсифицированное), его отраслевая принадлежность и размер (большое, среднее или малое).

Однако рассмотрим поближе принципиальную схему структуры стратегического плана. 
Формирование миссии компании

 

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что, однако, привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя выяснение типа  предпринимательской деятельности, определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды и  выявление культуры фирмы.

В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя определённую внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений (табл. 1).

 

Категория ценностей

Типы целевых предпочтений

Теоретические

Истина, знание, рациональное мышление

Долгосрочные исследования и разработки

Экономические

Практичность, полезность

Рост, прибыльность, результаты, накопление богатств

Политические

Власть, признание

Общий объём капитала, продаж, количество работников

Социальные

Хорошие человеческие отношения, отсутствие конфликтов

Социальная ответственность, косвенная конкуренция

Эстетические

Художественная гармония, форма, состав и симметрия

Дизайн изделия, качество, привлекательность

Религиозные

Согласие со вселенной

Этика, моральные проблемы


 


 

Филипп Котлер считает, что при определении миссии организации следует учитывать пять факторов:

    • Историю организации, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке
    • Стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала
    • Состояние внешней среды
    • Ресурсы, которые организация может использовать для достижения своих целей
    • Отличительные особенности, которыми обладает организация.

 

Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

 

Оценка и анализ внешней среды

 

Определившись с миссией компании, стоит перейти к оценке внешних факторов, влияющих на фирму.

Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия