Тарифы, сервисное обслужинание на траспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:50, реферат

Краткое описание

Изучение законодательства при составлении тарифов на железнодорожном транспорте.
Изучение методологии тарифообразования на железнодорожном транспорте.
Ознакомление с концепцией построения тарифов на железнодорожном транспорте.

Вложенные файлы: 1 файл

otchyot.docx

— 93.81 Кб (Скачать файл)

Общие тарифы устанавливаются на более высоком уровне, чем зонные, и применяются на участках с относительно низкими уровнями пассажиропотоков, не позволяющими эффективно использовать мотор-вагонные секции, и дизельные поезда.

 

 

1.3. Ознакомление  с концепцией построения тарифов  на железнодорожном  транспорте

 

Учитывая потребность в адаптации тарифной системы в области пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте к требованиям рыночной экономики, в соответствии с решением комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (Протокол № 14 от 6.12.2002 г.) был разработан проект нового «Прейскуранта № 10-02-16»: «Тарифы на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении железнодорожным транспортом общего пользования».  
Формирование нового «Прейскуранта № 10-02-16» направлено на

 

достижение следующих основных целей:

  • обеспечение единого пространства перевозок пассажиров в Российской Федерации;
  • адаптирование тарифной политики в области пассажирских перевозок к условиям рыночной экономики и учет платежеспособного спроса населения;
  • создание условий для развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок и функционирования всех пассажирских компаний-перевозчиков;
  • поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых перевозок.
  •  
    Основные принципы формирования проекта нового «Прейскуранта № 10-02-16» определены «Программой структурной реформы и основами ценообразования на железнодорожном транспорте», определенными Правительством РФ. Проектирование нового «Прейскуранта» основывается на решении следующих основных задач:
  • тарифы на перевозку пассажиров не должны служить препятствием для свободного перемещения пассажиров в Российской Федерации;
  • тарифы на перевозку пассажиров должны соответствовать платежеспособному спросу населения;
  • уровень тарифов должен быть достаточен для возмещения экономически обоснованных издержек железнодорожного транспорта и обеспечения его расширенного воспроизводства;
  • тарифы должны стимулировать внедрение новых прогрессивных технологий перевозки пассажиров, а также улучшение качества предоставления услуг пассажирам и снижение непроизводительных издержек железнодорожного транспорта.

 
На начало 2005 г. определены концепции построения тарифов по трем разделам «Прейскуранта»:

    • перевозка пассажиров в дальнем следовании;
    • перевозка пассажиров в пригородном сообщении;
    • перевозка багажа и грузобагажа.

 
В проекте нового «Прейскуранта № 10-02-16» обозначены семь основных особенностей новой системы тарифообразования в области пассажирских перевозок дальнего следования.

  1. «Прейскурант» является единым для всех владельцев инфраструктуры общего пользования - независимо от их организационно-правовой формы, а принципы его формирования - для всех перевозчиков.
  2. В проекте использован принцип формирования тарифных ставок на основе среднесетевой себестоимости и плановой рентабельности для естественных монополий. Разработанная методика определения издержек учитывает изменения в классификации и распределении затрат по статьям, элементам расходов и видам деятельности, определенные номенклатурой данных затрат.
  3. При определении себестоимости перевозок пассажиров для тарифных целей используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начально-конечные и движенческие операции.
  4. В доходной структуре тарифа предусматривается выделение следующих составляющих:
  • инфраструктурной;
  • локомотивной;
  • вагонной;
  • вокзальной.

 
Уровень вагонной части является ориентиром экономической целесообразности использования собственного вагона. Он определяется исходя из расходов по экипировке, техническому обслуживанию, ремонту, амортизации пассажирских вагонов и обслуживанию пассажиров в пути следования.  
Тариф за использование инфраструктуры и локомотивной тяги для перевозчиков будет единым в расчете на один вагон для всех классов обслуживания пассажиров и отличаться лишь по категориям поездов в зависимости от скорости их движения. При этом удельная величина инфраструктурной и локомотивной составляющих в расчете на одного пассажира будет дифференцирована по вагонам с различными классами обслуживания пассажиров. 

Величина локомотивной составляющей будет ориентиром экономической целесообразности использования собственных локомотивов. Проект «Прейскуранта» содержит отдельную тарифную схему, предусматривающую тарификацию перевозки при использовании частной тяги.  
Вокзальная составляющая будет учитывать расходы, связанные с содержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и отчетности, АСУ «Экспресс» и др.

  1. В целях учета платежеспособного спроса на качество перевозочных услуг тарифы дифференцируются по следующим позициям: тип места;

скорость движения поездов; класс обслуживания.

 
В проекте «Прейскуранта» предусмотрены отдельные схемы расчета тарифов: для скоростных, скорых и пассажирских поездов; мест спальных и для сидения; расценки разных классов обслуживания пассажиров («люкс», «бизнес», «эконом», второй и третий). Классы будут определяться типом вагона, его внутренним сервисным оборудованием в салоне, качеством постельных принадлежностей и съемного инвентаря, организацией питания и других услуг в пути следования, формой продажи билетов и так далее. Предполагается также, что после завершения внедрения АСУ «Экспресс-3» перевозчики смогут дифференцировать тарифы в части ва- тонной составляющей путем установления скидок на проезд пассажиров на верхних и боковых полках, а также местах, расположенных у выходов из салона вагона.

  1. В основу построения тарифов закладывается необходимость обеспечения госзаказа на перевозку отдельных категорий граждан. Новые тарифы позволят отказаться от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
  2. Регулирование тарифов за перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
При проезде по территории России в пассажирских поездах формирования железнодорожных администраций других государств действуют следующие тарифы:

  • для стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная части) - ставки «Прейскуранта № 10-02-16»;
  • для стоимости плацкарты (вагонная часть) - ставки тарифов, установленные международными соглашениями. 
    Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сообщении предполагает, что в целом тарифная политика должна быть гибкой и совершенствоваться по мере развития рынка. При этом базовые тарифные ставки будут утверждаться на перспективу не менее одного года, в течение которого надлежит применять их гибкое регулирование и устанавливать исключительные тарифы по периодам и направлениям перевозок, по конкретным поездам и классам обслуживания в порядке, определяемом Правительством РФ.  
    Учитывая положительный опыт реализации ОАО «РЖД» права самостоятельно регулировать тарифы на проезд в вагонах СВ,
  • купейных и в скоростных поездах конкурентного сектора транспортного рынка, - целесообразно сохранить за перевозчиками право установления тарифов на проезд в вагонах с местами для лежания («люкс», «бизнес», «эконом» и второго классов); в вагонах для сидения («бизнес» и «эконом»-класса), а кроме того - во всех скоростных поездах.  
    В случае отсутствия альтернативного предложения мест для лежания в вагонах третьего класса, установление тарифов в аналогичных вагонах второго класса подлежит государственному регулированию. Сегмент с дерегулируемыми тарифами должен составить первоначально порядка 30 % всего рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании, а по мере развития необходимых условий будет поэтапно расширяться.  
    В целом предполагается, что принятие нового «Прейскуранта» позволит:
  • обеспечить достижение целей реформы;
  • улучшит качество транспортных услуг;
  • расширит конкуренцию;
  • привлечет инвестиции в сферу пассажирских перевозок;
  • будет оперативно реагировать на изменения спроса;
  • увеличит доходную базу железнодорожного транспорта.
  •  
    Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении предусматривает следующие основные положения.  
    Среди целей и задач формирования новой системы построения тарифов обозначены:
  • обеспечение потребностей населения в перемещении при высоком качестве оказываемых услуг;
  • адаптирование тарифной политики к условиям рыночной экономики;
  • создание условий для развития конкуренции в сфере пригородных перевозок;
  • поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пригородных перевозок за счет грузовых.

 
Провозглашаются следующие основные принципы построения проекта новой методики определения пригородных тарифов:

  • соответствие стоимости услуг платежеспособному спросу населения;
  • стимулирование внедрения нового подвижного состава и прогрессивных технологий;
  • возмещение экономически целесообразных затрат уровнем тарифов с

            учетом бюджетных компенсаций.

 
Проект новой методики построения пригородных тарифов основывается на следующих основных положениях,

  1. Методика и принципы ее формирования должны быть едиными для всех перевозчиков и владельцев инфраструктуры как общего, так и необщего пользования.
  2. Тариф должен быть рентабельным с учетом устанавливаемого для естественных монополий уровня. Расчет себестоимости перевозки будет осуществляться на основе ныне рекомендованной «Методики распределения расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских перевозок по субъектам РФ».
  3. При определении себестоимости перевозок используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начальноконечные и движенческие операции по наиболее значимым калькуляционным измерителям в границах субъектов РФ.
  4. В структуре тарифа выделяются следующие составляющие:
  • при использовании моторвагонной тяги - инфраструктурная, моторвагонная и вокзальная;
  • при локомотивной тяге - инфраструктурная, локомотивная, вагонная и вокзальная.
  1. Для обеспечения конкуренции в сфере пригородных перевозок необходимо урегулировать механизмы предоставления бюджетных субсидий перевозчикам и определения тарифов в зависимости от сроков их предоставления; а также перечень категорий лиц, получающих средства государственной поддержки. При этом планируется предусмотреть отдельную схему расчета тарифов в зависимости от размера субсидий.
  1. Необходимо учесть, что сдерживающим фактором влияния на уровень тарифов является платежеспособность населения. Значительное увеличение цены билетов может привести к существенному сокращению количества перевозимых пассажиров, к росту безбилетного проезда и неспособности конкурировать с другими видами транспорта.
  2. Следует переходить от расчета тарифов по «зонному» принципу к фиксированию фактического расстояния перевозки между станциями отправления и назначения, а также постанционному учету поездок пассажиров.

 

Указанный метод построения тарифов направлен на снижение издержек пригородных железнодорожных компаний и повышение качества предоставляемых ими услуг. Кроме того, планируется, что после внедрения новой методики расчета пассажирских тарифов на пригородные перевозки работа по совершенствованию тарифной политики в данной области будет продолжена. При этом, в первую очередь, будут учитываться такие факторы,:

  • как изменения в экономической ситуации;
  • колебания потребительских настроений;
  • динамика платежеспособного спроса населения и т. д.

 
Также будут совершенствоваться условия для создания частных пассажирских пригородных компаний (или фирм со смешанным капиталом с участием ОАО «РЖД» и муниципальных образований).  
Раздел по пригородным перевозкам «Прейскуранта № 10-02-16» в части инфраструктурной составляющей должен содержать таблицы ее стоимости по каждому субъекту Федерации. Расчет размера ставок других составляющих тарифа будет производиться на основании разделов методики в соответствии с действующим законодательством.  
При введении пригородных тарифов нового «Прейскуранта» предусматривается этапность перехода от убыточных тарифов к рентабельным. Первый этап предусматривает включение в состав тарифа экономически обоснованных затрат, исключая инфраструктурную составляющую; второй - все расходы; третий - достижение рентабельности. Возможность перехода от одной ступени к другой будет определяться в зависимости от конкретных условий работы.  
Основные задачи, которые ставятся при формировании новой системы тарифов на перевозку багажа и грузобагажа, похожи на прописанные в двух предыдущих разделах «Прейскуранта № 10-02-16»:

  • развитие конкуренции;
  • привлечение внешних инвестиций в подвижной состав;
  • адекватное отражение экономически обоснованных затрат;
  • расширение зоны эффективного использования собственных багажных вагонов;
  • сокращение перекрестного субсидирования перевозок багажа за счет грузов и грузобагажа.

 
Концепция определяет следующие основные принципы формирования системы тарифов на багажные перевозки:

  • тарифы должны обеспечивать единое экономическое пространство перевозок на территории РФ;
  • соответствовать платежеспособному спросу пользователей транспортных услуг;
  • способствовать повышению качества перевозок и предоставляемых услуг.

Информация о работе Тарифы, сервисное обслужинание на траспорте