Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Факторинговые операции являются одним из методов финансового обеспечения и регулирования денежного оборота коммерческих организаций. История становления факторинга в Европе относится к 50-60гг. ХХ века. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В США большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века. В 60-х годах на мировом рынке появился переизбыток товаров, что породило на свет фразу "Покупатель всегда прав", т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций
1.1 История и предпосылки возникновения факторинговых операций
1.2 Классификация факторинговых операций
1.3 Технология оказания факторинговых услуг
1.4 Оценка и анализ рынка факторинговых услуг в РФ
Глава 2. Осуществление факторинговых операций на примере Банк НФК (ООО)
2.1 Общая характеристика организации
2.1.1 Описание Банк НФК (ООО)
2.1.2 Организационная структура предприятия
2.2 Организация факторинговой деятельности Банк НФК (ООО)
Глава 3.Развитие и совершенствование факторинговой деятельности
3.1 Пути совершенствования факторинговой деятельности в Банке НФК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

121738.doc

— 819.50 Кб (Скачать файл)

Однако не всегда возможно определить средний срок оплаты дебиторских задолженностей, например, в тех отраслях, деятельность которых носит сезонный характер или, если Поставщик продает товар Покупателям на различных платежных условиях. В таких случаях Фактор может предложить сделку на условиях "pay-as-paid", при которой он платит Поставщику по мере того, как получает платежи от Покупателей. Смысл досрочного платежа при таких сделках теряется для тех Поставщиков, которые испытывают недостаток оборотных средств и заинтересованы в первую очередь в финансировании как элементе факторинга.

С точки зрения Фактора, управление всем оборотом Поставщика позволяет избегать ситуации, когда  Поставщик выбирает для факторингового обслуживания только рискованные долги, другими словами избежать так называемой селекции долгов. Для Поставщика факторинг с полным сервисом имеет преимущество в том, что отпадает необходимость вести отдельный учет продаж и управлять дебиторскими задолженностями по тем поставкам, которые не были переданы на обслуживание Фактору. Согласно Генеральному договору об общих условиях факторингового обслуживания поставок внутри России, предлагаемому Банком НФК Клиентам Поставщик обязуется «уступить Фактору денежные требования, вытекающие из предоставления Продавцом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьим лицам (т.е. дебиторам)».

Факторинг выполняет  достаточно много важных функций, таких  как:

  • авансирование Поставщика за поставленный товар;
  • анализ платежеспособности Покупателя;
  • гарантии Поставщику оплаты товаров;
  • принятие кредитных рисков;
  • управление дебиторской задолженностью;
  • инкассирование платежей дебиторов;
  • ведение статистической отчетности [24].

 

1.3 Технология оказания факторинговых услуг

 

Одномоментный переход  к традиционным формам расчетов за поставленный товар к товарному кредиту с оплатой по открытому счету потребовал от продавцов на порядок больших сумм оборотного капитала, чем те, которые находились в их распоряжении. Попытка обратиться за содействием в получении дополнительного оборотного капитала к традиционным финансовым посредникам - банкам - провалилась, и товарное кредитование с оплатой по открытому счету не могло развиваться до появления в 60-70 годах двадцатого века специальных финансовых посредников - факторинговых компаний или факторов. Отсутствие действительных или виртуальных факторинговых компаний в России является одной из причин, почему обслуживание товарного кредита в нашей стране не получило должного распространения. Для того, чтобы понять, почему банки не способны справиться с задачей обслуживания товарного кредита, необходимо обратиться к теории делегированного мониторинга [22].

Теория делегированного  мониторинга была впервые разработана в1984 году, и, вкратце, состоит в следующем.

Перед любым сберегателем стоит вопрос: каким образом выбрать  между непрямой финансовой сделкой (например, банковским депозитом) и прямой финансовой сделкой (например, вложением в обращающиеся на рынке ценные бумаги или в акционерный капитал)? Используя непрямое финансирование, сберегатель-депозитор не может отслеживать финансовое состояние и эффективность функционирования заемщика; эта задача делегируется посреднику (банку). Для большинства сберегателей такой выбор рационален, потому что, будучи аутсайдерами (непосвященными, не имеющими доступа к информации), они не располагают временем, деньгами или квалификацией для того, чтобы оценить характер действий инсайдеров. Соответственно, они перекладывают проблемы и издержки на посредника, который действует как их агент. Основная идея заключается в том, что аутсайдеры улучшают свое положение (в плане экономии издержек), делегируя задачу контроля и слежения за инсайдерами тем, кто имеет капитал в виде квалифицированных людей и репутации банка, инвестированный в процессы контроля (т.е. финансовым посредникам такого рода, как банки и финансовые компании).

Поскольку банки исполняют  функции агентов для депозиторов  с помощью мониторинга заимствующих фирм, эти фирмы могут извлекать  пользу на рынке, имея некоторую задолженность  в своих балансах, которая одобрена наблюдающими игроками (мониторами) в финансовой системе.

Для товарного кредитования ситуация выглядит диаметрально обратной. Поскольку на каждом товарном рынке  именно поставщики товаров являются инсайдерами, а финансовые посредники - аутсайдерами, то функцию делегированного  мониторинга (равно как функцию выбора сумм, сроков и контрагентов для инвестирования) для таких посредников исполняют именно поставщики товаров. В свою очередь для финансовых посредников нового типа (факторов) ложиться совсем иная функция, не присущая банкам - управление ликвидностью своего клиента.

В России, в условиях, когда законодательство допускает  выполнение функций факторов только при наличии банковской лицензии, единственный путь для разрешения этого  парадокса - создание виртуальных факторинговых компаний (банков) в составе банковских групп [3].

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Типы предприятий, использующих факторинг можно определить так:

  • Оптовые и оптово-розничные торговые предприятия:
    • Биржевые товары;
    • Стандартизованная продукция (commodities);
  • Промышленные предприятия, имеющие сбытовые/закупочные структуры;
  • Дилерско-дистрибьюторские сети;
  • Многофилиальные, территориально-распределенные компании;
  • Отраслевые электронные торговые системы, включая интернет-биржи.

Клиенты, обращаются в  факторинговую компанию зачастую по следующему ряду причин:

  • Потребность в реорганизации сбытовой или закупочной сети;
  • Потребность в реорганизации управления филиалами и «дочками»;
  • Заинтересованы в оптимизации управления финансовыми потоками;
  • Необходимость развития бизнес-модели предприятия;
  • Проблемы с управлением товарными потоками.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к  категории малого или среднего, может  воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому обслуживанию традиционно  не подлежат:

  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции. Ведь в этом случае фактору сложно, не обладая специальными знаниями, определить насколько товар, поставляемый его клиентом, соответствует необходимым требованиям. Хоть по закону он и имеет право регресса к поставщику в случае отказа дебиторов платить, связанного с поставкой товара плохого качества, но на практике это право может оказаться тяжело реализовать;
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, т. к. в таком случае отношения клиента фактора и его дебиторов по данной сделке не прекращаются после оплаты ими продукции. Причем отследить когда, например, появится необходимость в устранении какой-либо поломки невозможно;
  • практикующие компенсационные (бартерные) сделки, т. к. в данном случае вообще нет денежных средств в обороте;
  • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). При авансовых платежах факторинг в принципе не нужен самому поставщику. Долг<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Ch

Информация о работе Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций