Теоретические основы формирования и эффективного использования капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория.
Учет капитала является важным участком в системе бухгалтерского учета. Здесь формируются основные характеристики собственных и заёмных источников финансирования деятельности предприятия.
Предприятию необходимо осуществлять анализ капитала, так как это помогает выявить его основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 130.08 Кб (Скачать файл)
        Можно  выделить следующие основные  направления использования финансовых  ресурсов коммерческой организации:
Капитальные вложения.
Расширение оборотных фондов.
Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Уплата налогов.
Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.
Распределение прибыли между собственниками организации.
Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.
Благотворительные цели.

        Таким  образом можно сделать вывод, что собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства. Необходимость в нем обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, поэтому необходимо так же привлечение денежных средств из внешних источников. Однако необходимо контролировать данный процесс, так как высокий размер кредиторской и дебиторской задолженности может негативно повлиять на платежеспособность предприятия.

 

ГЛАВА 2. Анализ формирования и эффективного использования капитала предприятия.

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия. Стратегия развития.

 

Я проходила преддипломную практику в организации ООО «Набис» в г. Гомеле которое было зарегистрировано 09.08.1994г. и прошло перерегистрацию 25.02.2004г. под регистрационным №123.
Основным видом деятельности предприятия является оптовая и розничная торговля товарами производственно-технического назначения (автомобильные запчасти к грузовому транспорту).
Данная организация также активно занимается экспортом и импортом в Российскую Федерацию.
Имеет в своем распоряжении склады, офис и грузовые автомобили, а так же филиалы в некоторых городах Республики Беларусь: Мозырь. Бобруйск и Жлобин. Имеет лицензию на грузоперевозки.
Главная стратегия предприятия, которая прописана в его уставе это - извлечение прибыли и её распределение, между владельцами, а так же работниками данной организации.

Стратегия использования трудовых ресурсов в ООО «Набис» предусматривает обеспечение следующих основных направлений в работе с персоналом: совершенствование системы комплектование кадрами и прогнозирование потребности в них, развитие системы переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, руководителей всех

уровней управления, укрепление дисциплины труда и стабилизации трудовых коллективов, совершенствование механизма закрепления молодых специалистов на производстве, формирование резерва руководящих кадров.

   Рис 2. Организационная  структура финансово-экономической  службы предприятия

 

Высший управленческий уровень — генеральный директор. Второй уровень — заместитель генерального директора При этом главный бухгалтер и его отдел согласно схемам организационной структуры подчиняются непосредственно директору. Основная деятельность заместителя директора связана с перспективным планированием, работой с заказчиками и обоснованием цен на продукцию. Именно в его подчинении находятся отдел внешнеэкономических связей, работа которого в первую очередь направлена на обеспечение производства заказами. Подчиненность главного бухгалтера и его отдела непосредственно генеральному директору объясняется соответствием организационной структуры сущности плановой экономики, а также правом главного бухгалтера распоряжаться денежными средствами на расчетном счете исходя из требования второй подписи на платежных документах. Сохраняется и персональная ответственность главного бухгалтера за использование денежных средств. На сегодняшний день подчинение главного бухгалтера непосредственно генеральному директору закреплено в уставных и должностных документах предприятия.

Один из элементов организационной структуры заслуживает особого внимания — подчинение юридического отдела заместителю директора по экономике. Работа этой службы во многом связана с подготовкой договоров с внешними организациями, с оценкой правоправности решений, принятых экономическими службами, с выполнением обязательств предприятия перед государством и контрагентами.  Поэтому такое положение юридической службы в организационной структуре, закономерно. Основная деятельность ОВЭС направлена на обеспечение производства заказами, что тесно связано с экономическим анализом потенциального заказа. Иметь группу экономистов и в плановом отделе, и в ОВЭС нецелесообразно и дорого. Объединение этих служб под руководством заместителя директора вполне оправданно. В настоящее время организационная структура выглядит более законченной: как экономисты, так и специалисты по маркетингу объединены под единым руководством  .Особенность структуры экономической службы — выделение в ее составе самостоятельного финансового отдела. Его положение и подчинение непосредственно заместителю директора по экономике и финансам отвечает современным требованиям. В настоящее время необходимы финансовые отделы, в обязанность которых вменяются задачи формирования рациональной структуры капитала, оценки обеспеченности предприятия оборотными средствами, управления денежными потоками, проведения финансового анализа, поиска источников финансирования, бюджетирования и др В связи с этим к основным функциональным обязанностям бухгалтерии относятся: управление финансами, учет материалов и прочего имущества, начисление амортизационных отчислений, финансовая отчетность и налоги. При этом в составе бухгалтерии нет аналитической службы, которая проводила бы оценку текущего финансово-экономического состояния предприятия, источников финансирования, инвестиционных потоков. Такая служба отсутствует и в структуре планово-экономического отдела. Расчет стоимости новых заказов, сравнение плановых и фактических показателей проводятся экономической службой, финансовая деятельность контролируется бухгалтерией, которая констатирует ход движения финансовых ресурсов, управляет ими и подводит итог. Таким образом, прогнозирование финансово-экономического состояния предприятия, операционный анализ его производственной деятельности отсутствуют. Оценка экономического состояния проводится по фактическим данным, когда повлиять на них уже нельзя. Для улучшения организации работы и координации деятельности финансово-экономической службы  предприятие должно оптимизировать организационную структуру этой службы. На сегодняшний день важно,  предусмотреть в составе финансово-экономической службы должности специалистов по финансовому планированию, проведению текущего операционного анализа, оценке привлекательности инвестиционных проектов, составлению бюджета предприятия, оценке различных источников финансирования, т.е. должности финансистов или финансовых менеджеров.

Из анализа организационной структуры финансово-экономических служб, выявленных закономерностей их изменения и требований к ним можно сделать выводы о том, каким условиям должна отвечать схема управления финансами: руководство финансово-экономической службой предприятия должен возглавлять заместитель генерального директора по экономике и финансам — лицо, несущее полную ответственность за управление денежными потоками предприятия; выделение из структуры бухгалтерской службы в самостоятельное подразделение финансового отдела, функциями которого являются: управление денежными потоками; проведение анализа и оценки состояния предприятия; финансовое планирование и прогнозирование; оценка инвестиционных проектов; организация в рамках финансового или планово-экономического отделов аналитической службы для проведения периодического сопоставимого анализа финансово-экономического состояния предприятия, сопоставления запланированных показателей с фактическими; включение в состав экономической службы ОВЭС, поскольку планирование перспективной деятельности и обеспечение производства заказами требуют экономического обоснования.

Поскольку деятельность экономической службы предприятия призвана как отвечать внутренним потребностям производства, так и обеспечивать весьма широкий круг внешних связей, вполне оправдано включение в эту структуру юридической службы.

Основная роль в процессе управления финансами предприятия отводится заместителю директора по экономике и финансам (иначе: директору по экономике, вице-президенту компании по финансам), который непосредственно подчиняется генеральному директору. Это ключевая фигура, отвечающая за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием. К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам относится решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия. Назовем некоторые из них: выбор схем управления службой, путей и способов их совершенствования, организация эффективной работы экономической службы, подбор и расстановка кадров, управление структурными подразделениями службы, предоставление заинтересованным лицам финансово-экономических показателей деятельности предприятия, работа с банковской системой и партнерами по бизнесу, формирование и развитие отношений с собственниками.

Следующий уровень управления финансово-экономической службой — главные специалисты и начальники отделов, возглавляющие функциональные службы, находящиеся под непосредственным руководством заместителя директора по экономике и финансам. Это бухгалтерия во главе с главным бухгалтером; финансовый отдел во главе  с начальником отдела; планово-экономический отдел, отдел труда и зарплаты и бюро цен под единым руководством главного экономиста.

Бухгалтерия отвечает главным образом за выбор учетной политики и организацию учетной деятельности. Она также ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. Кроме традиционных функциональных подразделений в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета. Налоговая служба входит в состав бухгалтерии по следующим причинам: во-первых, из за того что все формы финансовой отчетности — баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. — формируются в бухгалтерии. Во-вторых, по характеру своей деятельности налоговая служба — учетное подразделение. В-третьих, необходимы рациональные ограничения количества отдельных подразделений в составе экономической службы. Бухгалтерией собираются также сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные — переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности». Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаще относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты — объем — прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому в представленной организационной структуре учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы

Безусловно, экономическая служба не в состоянии обособленно проводить планирование производства или готовить отчетность. В этой работе важна связь с производственными отделами, маркетинговой и технической службами предприятия. В процессе подготовки отчетности и проведения анализа экономистам необходимо взаимодействие с бухгалтерией и финансовым отделом, отделом сбыта.

 

2.2 Анализ основных  показателей финансового состояния  предприятия.

 

       Для анализа нам необходимо рассмотреть основные результаты в работе организации за три предшествующих года характеризуются следующим выполнением основных целевых показателей социально-экономического развития (таблица 2.1).
 
Таблица 2.1 - Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Набис» за 2009 - 2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, % или Отклонение (+/-)

2011

2012

2013

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.

23043

-

-

-

-

2. Налоги и сборы, включаемые  в выручку от реализации, млн. руб.

3043

-

-

-

-

3. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом  налогов и сборов), млн. руб.

20000

32426

38994

1,62

1,2

4. Себестоимость реализованной  продукции, млн. руб.

13376

24161

29793

1,81

1,23

5. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.

3559

3123

3545

0,87

1,14

6. Прибыль от операционных доходов  и расходов, млн. руб.

-6

-

-

-

-

7. Прибыль от внереализационных  доходов и расходов, млн. руб.

-1016

-

-

-

-

8. Прибыль отчетного периода, млн. руб.

2537

3064

2697

1,21

-0,88

9. Чистая прибыль, млн. руб.

1873

2503

2197

1,34

-0,88

10. Среднесписочная численность  работников, чел.

38

40

37

1,05

0,93

11. Фонд заработной платы, млн. руб.

1470

2333

3305

1,59

1,42

12. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

3202,2

3245,0

7292,6

1,01

2,25

13. Среднегодовая стоимость основных  средств, млн. руб.

936,5

1594,5

2157,5

1,7

1,35

14 Производительность труда ,тыс. руб.

526,3

810,65

1053,9

1,54

1,3

14. Фондоотдача, р.

21,36

20,3

18,1

0,9

0,9

15. Фондоемкость, руб.

0,05

0,05

0,06

1

1,2

16. Фондорентабельность, %

200,00

156,9

101,8

0,78

0,65

17. Среднегодовая стоимость оборотных  средств, млн. руб.

4502,5

8179

11208

1,81

1,37

18. Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств

4,44

3,96

3,48

-0,89

-0,88

19. Период оборачиваемости оборотных  средств, дней

81,1

90,9

103,4

1,12

1,14

Информация о работе Теоретические основы формирования и эффективного использования капитала предприятия