Технико-экономическое обоснование реконструкции очистных сооружений ОАО «Можгасыр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является расчет эффективности проекта реконструкции очистных сооружений для удаления и обеззараживания сточных вод предприятия пищевой промышленности.
Объектом исследования является один из крупнейших сыродельных заводов не только в Удмуртии, но и в России – ОАО «Можгасыр».
Предмет – реконструкция очистных сооружений данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Реконструкция.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Важный экономический  показатель, характеризующий использование очистных сооружений - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ.

Общая масса загрязняющих веществ (т/год), принятых к расчету  платы за сверхлимитный сброс, сброшенных со сточными водами в 2009 году приведена в таблице 7:

Таблица 7

Перечень загрязняющих веществ сточных вод

Наименование

Фактический анализ   (г/м3)

Всего (т/год)

1. Взвешенные в-ва

95

10,07

2. Хлориды

25

2,7

3. Железо

0,6

0,06

4. Сухой остаток

960

102

5. Нефтепродукты

0,4

0,04

6. Фосфаты

19

2,02

7. Сульфаты

38

4,03




 

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется по формулам (1) и (2) путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

                       n

      Псл вод =   5 ∑ Слi вод (Mi вод - Млi вод)                                               (1)

                        i=1

      при  Mi вод > Млi вод, где:

i    - вид загрязняющего  вещества (i = 1, 2 ....n);  

Псл вод   - плата  за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.);

Слi вод   - ставка платы  за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Mi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняющего                   вещества (т);

Mлi вод - масса сброса i-го загрязняющего вещества в  пределах                   установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi вод* Кэ вод                                                                     (2) где: Нблi вод  - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го                   загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической                   значимости поверхностного водного объекта.

В таблице 8 представлен расчет платы за сверхлимитный сброс вредных веществ в сточных водах.

По данным таблицы  видно, что предприятие уплатило 305,4 тыс.  руб. за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ только за 2009 год. Это значительная сумма даже для крупного предприятия.

Предприятию необходима разработка наиболее эффективных, рентабельных и простых в эксплуатации очистных сооружений, внедрение ресурсосберегающих технологий, все это позволит оптимизировать плату за превышение ПДК, улучшить защиту окружающей среды.

 

 

Таблица 8

Расчет суммы платы  за сверхлимитный сброс сточных  вод

п/п

Наименование загрязняющего  вещества

Фактический сброс (т/год)

Норматив платы

(ВСС)

Коэф. к нормативу платы  в пределах уст. лимита

Коэф. экол.

значимости

Коэф.

учит.

инфляции

Сумма платы

за сверхлимитный

сброс (руб.)

1

Взвешенные вещества

10,07

1830

5

1,1

1,62

164194

2

Железо

0,06

13775

5

1,1

1,32

6000

3

Нефтепродукты

0,04

27550

5

1,1

1,62

9818

4

Сульфаты

4,03

14

5

1,1

1,32

409

5

Фосфаты

2,02

6890

5

1,1

1,62

124007

6

Хлориды

2,7

4,5

5

1,1

1,62

108

7

Сухой остаток

102

1

5

1,1

1,62

908

 

Итого

120,92

       

305 444




 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.1. Нормативно-правовая база водопользования  и водоотведения в РФ

 

Все предприятия, использующие в своей хозяйственной  деятельности водные ресурсы, действуют  в рамках законодательства о водопользовании  и водоотведении, защите окружающей среды.

К формам и способам государственного регулирования и  контроля в этой сфере можно отнести  следующие:

1) государственное регулирование и контроль, предусмотренные для субъектов естественной локальной монополии, включая государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию предприятий водоснабжения и водоотведения;

2) государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление на территории РФ единых правил доступа к системам водно-канализационного хозяйства и услугам по подаче централизованной воды и приему стоков;

3) управление государственной собственностью в сфере водоснабжения и водоотведения;

4) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

5) техническое регулирование в ВКХ;

6) налоговое регулирование в сфере водопользования;

7) государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности в сфере ВКХ требований законов и иных нормативных правовых актов.

Государственное воздействие на рыночную экономику связано, прежде всего, с использованием экономических средств. Регулирование тарифов на услуги субъектов предприятий ВКХ один из наиболее мощных и действенных рычагов регулирования естественных монополий в арсенале государства.

Решение проблем регулирования тарифов на услуги предприятий ВКХ должно развивать по двум направлениям. Первое - это принципы установления тарифов, а второе - процедура их утверждения.

В подавляющем большинстве  случаев водоканалы являются естественными  монополистами; соответственно тарифы на их услуги не регулируются рынком на основе конкуренции, и поэтому подлежат государственному регулированию.

Однако, ни на федеральном, ни местном уровнях процедуры  тарифного регулирования не являются понятными и четко регламентированными для всех участников процесса. Отсутствует также необходимая база для нормирования затрат на услуги.

На федеральном уровне разрабатываются и утверждаются  национальные стандарты качества услуг водоснабжения и водоотведения;  Методика расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, а также принципы нормирования затрат, включаемых в тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения; критерии, которые должны удовлетворять независимые экспертные организации, которые претендуют на проведение независимой экспертизы тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения;  требования к процедурам и результатам проведения независимой экспертизы тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения; судебные и внесудебные процедуры оспаривания решения органов по тарифному регулированию.

На региональном уровне разрабатываются и утверждаются  нормативы затрат на оказание услуг, соответствующие установленным  стандартам качества услуг в регионе  и порядок их применения;  процедуры  подготовки, согласования и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

На муниципальном уровне разрабатываются и утверждаются  перспективный План инвестиций в развитие систем водоснабжения и водоотведения; разработать и порядок проведения экспертизы тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Деятельность  по использованию водных объектов в  предпринимательских целях подлежит государственному  регулированию, которое  направлено на сохранение и защиту водных ресурсов Российской Федерации, недопущение загрязнения и истощения водных источников.

Пользование водными объектами для сброса промышленных коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод может производиться только с разрешения органов по регулированию использования и охране вод после согласования с органами государственного санитарного надзора, охраны рыбных запасов и др.

Использование водных ресурсов завершается сбросом  всех видов сточных вод непосредственно в водоемы, подземные горизонты, бессточные впадины (в том числе поля фильтрации, с которых очищенные сточные воды в водные источники не отводятся) или передачей сточных вод другим предприятиям (организациям). Сточные воды подразделяются на:

1) нормативно-чистые сточные воды - стоки, отведение которых без очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм и качества вод в контролируемом створе или пункте водопользования;

  1. нормативно-очищенные сточные воды - стоки, которые прошли очистку на соответствующих сооружениях, и отведение которых после очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования, т.е. содержание загрязняющих веществ в этих сточных водах должно соответствовать утвержденному предельно допустимому сбросу;
  2. загрязненные сточные воды - производственные и бытовые (коммунальные) стоки, сброшенные в поверхностные водные объекты без очистки (или после недостаточной очистки) и содержащие загрязняющие вещества в количествах, превышающих утвержденный предельно допустимый сброс; в них не включают коллекторно-дренажные воды, отводимые с орошаемых земель после полива.

Сброс сточных  вод допускается только, если он не приведёт к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм, и при условии очистки водопользователем сточных вод до установленных специальными органами пределов.

Если указанные  требования нарушаются, сброс сточных  вод должен быть ограничен, приостановлен  или запрещен — вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, организаций, учреждений.

В случаях, угрожающих здоровью населения, органы государственного санитарного надзора вправе приостанавливать сброс сточных вод вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов с уведомлением об этом органов по регулированию использования и охране вод.

Сброс в водные объекты производственных, бытовых и других отходов и отбросов запрещается.

Важным экономическим  рычагом государственно регулирования  деятельности предприятий ВКХ является налоговое регулирование. Речь идет не обо всех налогах, а о специальном  налоге, представляющем собой плату за пользование природным ресурсом - водой.

Целью платы  должно быть не пополнение бюджета, а  восстановление окружающей среды от последствий хозяйственной деятельности. Для этого следует предусмотреть, что все 100 % платы, за негативное воздействие на окружающую среду направляются на осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности. Иными словами, следует предусмотреть целевое использование собранной платы за воду.

Необходимо также  обеспечить прозрачность правового  регулирования. Это означает, что  любое лицо, ознакомившись с нормативными актами по плате, сможет самостоятельно рассчитать плату за негативное воздействие  на окружающую среду. Следует упростить процедуру согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, система согласования расчетов платы настолько сложна, что сами согласующие организации не успевают в реальные сроки осуществить проверку и согласование требуемой документации.

В начале развития советского государства централизация  управления водохозяйственными организациями  произошла не сразу. В большинстве  городов вопросы водоснабжения, в том числе и правовые, остались на усмотрение местных органов власти. Дореволюционные правила городских водопроводов сменились правилами пользования водопроводом и канализацией абонентами, которые принимались трестами водоканализации. На республиканском уровне регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению было закреплено ведомственными нормативными актами.

На федеральном  уровне правила пользования системами  коммунального водоснабжения и  канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства  РФ № 167 только 12 февраля 1999 года. Они, регулируют договорные отношения организаций водопроводно-канализационого хозяйства с абонентами, использующими воду для производственных и иных не бытовых целей.

Информация о работе Технико-экономическое обоснование реконструкции очистных сооружений ОАО «Можгасыр