Типология фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется множеством хозяйственных субъектов - предприятиями, организациями, фирмами, домохозяйствами. В условиях усложнения экономических отношений, процессов организации и управления производством именно фирмы становятся главными участниками предпринимательской деятельности, выступают особыми институтами распределения ресурсов и производства основной массы товаров и услуг. В российской экономике фирма как особый институт и явление рыночной экономики находится на стадии своего формирования и развития. В современных условиях изучение воздействия институциональных факторов на поведение фирмы приобретает актуальность в связи с институциональными изменениями.

Содержание

Введение 4
1. Фирма как институциональное соглашение 5
1.1 Понятие и причины возникновения фирм 5
1.2 Цели и сфера деятельности фирм 7
2. Структура фирмы 10
2.1 Проблема взаимоотношений принципала и агента 10
2.2 Контрактная природа фирмы 12
3. Классификация фирм по типам 15
3.1 Критерии и структура типологии фирм 15
3.2 Основные организационно-правовые формы фирм 18
3.3 Перспективы развития института фирмы в экономике России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Зубова Типология фирм исправленная.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

- «транснационализация» - реализация экономических интересов фирмы в масштабах мировой экономики;

- «сетизация» - установление между фирмами долговременных кооперационных и информационных связей;

- интеграция - объединение фирм;

- диверсификация - освоение фирмой новых рынков, продуктов и видов деятельности;

- дифференциация - реализация и распространение фирмой разнообразных товаров (в рамках одной товарной группы).

Положительной тенденцией является появление новых фирм разнообразных форм собственности и видов хозяйственной деятельности в российской экономике.

В литературе отмечены три направления совершенствования институциональной среды фирмы в российской экономике [5,с. 83]: правовое (мониторинг нормативных актов, принятие новых правовых документов, установление четких, не противоречащих правил и обеспечение защиты прав собственности), организационное (обеспечение действенного контроля деятельности фирм), экономическое (создание стимулов к осуществлению хозяйственной деятельности).

Институциональный анализ позволяет выделить:

а) общие меры, которые позволят усовершенствовать условия деятельности для всех фирм (повышение роли норм рыночной экономики в деятельности фирм, усиление значимости контрактов в межфирменных отношениях, укрепление института имущественной ответственности, института доверия и др.);

б) особенные - для усиления определенных тенденций в развитии фирм в российской экономике (интеграции, глобализации и др.);

в) специфические, оказывающие влияние на отдельные фирмы (например, корпорации).

К числу особенных мер, позволяющих усилить тенденции к интеграции фирм в российской экономике необходимо отнести упрощение системы рассмотрения заявок на осуществление слияний и поглощений в российской экономике, введение новых правил их проведения [5, с. 90].

Систематизация специфических мер по созданию благоприятной институциональной среды для корпораций, позволяет выделить важную роль повышения уровня корпоративного управления и этических норм в их развитии. В качестве специфической меры содействия становлению институциональной среды объединений фирм в российской экономике в холдинги, является проект закона «О холдингах», принятие которого позволит усилить данную тенденцию.

В условиях, когда отечественные политическая элита и политически активные группы населения на деле являются основными получателями сверхдоходов, и потому не заинтересованы в изменении сложившейся криминализированной квазирыночной системы, государство обязано играть более активную роль в экономике и определять стратегические направления развития всех институтов рыночной экономики, в том числе и института фирмы.

Государственным законотворческим органам по поводу создания и функционирования важнейших экономических институтов необходимо провести коренную переработку и сведение в единую систему законов об акционерных обществах, законов о малых и средних предприятиях, законов о контрактах и сделках, корпоративного и трудового права, фондового рынка, валютного регулирования и т.п.

Важнейшими направлениями структурных реформ являются: реформы государственной власти; судебной системы и органов надзора и правопорядка; корпоративного управления; реформирования системы управления государственными предприятиями. Кроме того, в России необходимо создание корпоративной среды государственными и общественными органами, самими корпорациями, средствами массовой информации. От таких общественных организаций зависит судьба уже находящегося в разработке кодекса корпоративной культуры, общественная оценка удачных проектов организации производства, смена моральных ориентиров большинства трудящихся.

Основой для будущего построения института фирмы должно стать развитие малых фирм, поскольку именно на эволюции малых форм предпринимательства развивался институциональный образ современного института фирмы рыночной экономики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тенденции в развитии российских фирм определяются состоянием институциональной среды.

 

Заключение

 

В новой институциональной экономической теории фирма рассматривается не как внутри себя неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но, вместе с тем, имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение. Фирму можно определить как сеть долгосрочных двухсторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, и в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, ввиду обеспечения координации посредством команд.

Проблема принципала-агента заключается в угрозе  манипулирования  агентом   принципала  при   выполнении   поручении и предписаний последнего. Ключевой вопрос решения этой проблемы касается системы стимулов, способствующих или препятствующих распространению агентом достоверной информации. Существуют три базовые структуры управления корпорацией: У-структура, Х-структура и М-структура.

В современной России существуют различные типы экономических организаций: частнопредпринимательские фирмы, партнерства, производственные кооперативы, некоммерческие организации, государственные фирмы, открытые корпорации. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, организационно-правовую форму, которая влияет на структуру и величину издержек внутрифирменных трансакций и систему стимулов членов фирмы.

Тенденции в развитии российских фирм определяются состоянием институциональной среды.  Для России, переживающей переходный период в экономике, очень важно правильно сформировать нужные институты, которые способствовали бы эффективному функционированию рыночной экономики.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ. Официальный текст. – СПб.: Издательский дом А.Громова, 2004.

2. Гражданский Кодекс РФ. Части  первая, вторая и третья. – М.: ТК Велби, 2004.

3. Трудовой Кодекс РФ. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.

4. Аузен, А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / А.А. Аузен. – М.: Инфра, 2010. – 415 с.

5. Даниленко, Т.А  Фирма как институт в российской  экономике: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : Воронеж, 2004. –  160 c.

6. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пинскера. – М.: Дело ЛТД, 2003. – 192 с.

7. Коуз, Р. Природа фирмы / Р. Коуз // Вехи экономической мысли. Т.2.: Теория фирмы / ред. В.М. Гальперин. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

8. Олейник, А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие / А.Н. Олейник. – М.: Инфра-М, 2012. – 416 с.

9. Томпсон, А.,  Формби, Д. Экономика фирмы / Пер. с англ. – М.: Бином, 2008. – 544с.: ил.

10. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма / О. Уильямсон. – Спб.: Лениздат, 1996. Гл. 9-11.

11. Чурикова, Т.А. Роль институциональной среды в развитии фирмы / Т.А. Чурикова // Актуальные проблемы роста и развития российской экономики : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Воронеж, 2004. -С. 117-121.

12. Шаститко, А.Е. Новая теория фирмы / О.Е.Шаститко. – М.: ТВИС-экономический  факультет МГУ им. Ломоносова, 1996.

 


 



Информация о работе Типология фирм