Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ организации управления ценовой политикой в ООО «Олимп» и разработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты управления ценовой политикой;
проанализировать организацию управления ценовой политикой в ООО «Олимп»;
Недостатки метода: метод не дает надежной основы для оценки работы подразделений, так как включает постоянные расходы, непосредственно не зависящие от работы подразделения, что «затушевывает» получение прибыли и ведет к принятию неэффективных решений; при расширении объема производства данный метод является плохим ориентиром для принятия эффективных решений, так как в цену включаются постоянные издержки, которые почти не изменяются с изменением объема выпуска продукции; цена будет побуждать руководителя «получающего» центра ответственности ограничивать выпуск продукции ниже оптимального объема для предприятия в целом; «передающий» центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как уверен, что цена не только их покроет, но и превысит на сумму заложенного норматива рентабельности.
Недостаток этого метода – нормирование издержек производства приемлемо не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции нормирование издержек вообще оказывается бессмысленным [8, c. 22]. Нецелесообразно заниматься нормированием и в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.
3. Метод внутрифирменного ценообразования, ориентированный на договорные цены. Внутрифирменная цена, рассматриваемая как договорная, устанавливается в результате соглашения продающего (поставляющего) и покупающего (принимающего) подразделения одной компании.
Договорные внутрифирменные цены фиксируются в договоре-контракте на основе соглашения, переговоров: соглашения о количестве производства продукта; соглашения о более выгодных ценах или об улучшении условий сделки. Обязательным условием системы внутрифирменных цен является бизнес-планирование деятельности структурных подразделений. Внутрифирменная цена рассчитывается исходя из плановой (годовой или квартальной) себестоимости без учета себестоимости внутрифирменных услуг других цехов.
Внутрифирменная цена включает в себя: расходы на сырье и основные материалы; расходы по переделу; коммерческие расходы, возникающие в подразделении.
В внутрифирменную цену не включаются: коммерческие расходы, возникшие вне подразделения; амортизационные отчисления при расчете цены для определения валового дохода структурного подразделения; общехозяйственные расходы.
Внутрифирменные цены рассчитываются и утверждаются ежегодно. Они действуют в течение календарного года и их корректируют при изменении условий внешней внутренней среды (например, при изменении цен на ресурсы и норм их расхода). Себестоимость, включаемая в внутрифирменную цену, определяется по технологическим нормативам.
При определении внутрифирменной цены на основе рыночных цен необходимы маркетинговые исследования. Чем шире круг исследуемых организаций, тем более достоверными окажутся полученные результаты [20, c. 66].
Использование рыночных цен предпочтительно при наличии развитого рынка данной проекции (услуг). Рынок минерализованной воды достаточно развит, и в принципе филиалы могли бы закупать воду, разлитую в бутылки определенного стандарта (для совместимости их с оборудованием для розлива), на стороне. Однако они видят выгоду в том, чтобы приобретать воду у головного предприятия, так как уверены в ее качестве. Но при приобретении воды у головного предприятия по рыночной цене прибыль филиала, как свидетельствуют расчеты, минимальна [9, c. 63]. Естественно, неизбежны конфликты между сторонами по поводу цены, используемой для внутренних расчетов.
4. Смешанные методы внутрифирменного ценообразования используются исходя из попыток учета преимуществ каждого из рассмотренных выше методов с одновременной компенсацией или ослаблением присущих им недостатков.
Во всех существующих системах внутрифирменного ценообразования нижним (внутренним) пределом внутрифирменной цены являются затраты отделения поставщика, а верхним – рыночная цена.
Система внутрифирменного управления и экономический механизм этой системы используют механизм внутрифирменного ценообразования и конкретной политики установления внутрифирменных цен с целью формирования расчетной прибыли отделений, являющейся активным показателем эффективности внутрифирменных отношений в процессе управления, а также эффективности работы отделений и предприятия в целом.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что механизм управления ценовой политикой оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.
Общество с ограниченной ответственностью «Олимп» изначально было основано как Частное Унитарное Предприятие в 1998 году.
Просуществовав 11 лет на мебельном рынке Республики Беларусь, в 2009 году фирма реорганизовалась в общество с ограниченной ответственностью.
Основными направлениями деятельности фирмы является производство и реализация корпусной мебели по индивидуальным заказам. Основная продукция фирмы это: кухни, гостиные, шкафы-купе, детская мебель, мебель для спальни, мебель для ванной, прихожие, офисная мебель, горки, секции, мебельные стенки.
На сегодняшний день численность сотрудников на фирме составляет 20 человек, это: директор, начальник планово-экономического отдела и экономист, главный бухгалтер и ведущий бухгалтер, начальник производства, столяра и подсобные рабочие (приложение А).
Что касается показателей финансово-экономической деятельности предприятия, то следует подчеркнуть, что, несмотря на неблагоприятные условия финансового рынка ООО «Олимп» продолжает удерживать высокие показатели по объемам производства. Для анализа показателей финансово-экономической деятельности используются бухгалтерские баланс ООО «Олимп» за 2013 год (приложение Б), а также Отчет o прибылях и убытках за 2013 год (приложение В). Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Показатели результатов хозяйственной деятельности ООО «Олимп» 2011-2013 гг., млн. руб.
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Темп роста | |
2012 г. к 2011 г., % |
2013 г. к 2012 г., % | ||||
Выручка от реализации |
5266 |
11074 |
16463 |
210,29 |
148,66 |
Себестоимость продукции |
3520 |
6473 |
9709 |
183,89 |
149,99 |
Валовая прибыль |
868 |
2755 |
6754 |
317,40 |
245,15 |
Прибыль от реализации |
207 |
322 |
89 |
155,56 |
27,64 |
Чистая прибыль |
134 |
228 |
29 |
170,15 |
12,72 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации
ООО «Олимп» завершило 2013 год со следующими производственно-экономическими показателями. Выручка от продажи ООО «Олимп» по сравнению 2012 года с 2011 выросла на 110,29 процентных пункта, а 2013 года с 2012 годом возросла на 48,66 процентных пункта.
Себестоимость продукции ООО «Олимп» за рассматриваемый период увеличивается: по сравнению 2012 года с 2011 годом она возросла на 83,89 процентных пункта, а 2013 года с 2012 годом – на 49,99 процентных пункта.
Валовая прибыль ООО «Олимп» по сравнению 2012 года с 2011 выросла на 217,40 процентных пункта, а 2013 года с 2012 годом возросла на 145,15 процентных пункта.
А прибыль от реализации ООО «Олимп» по сравнению 2012 года с 2011 выросла на 55,56 процентных пункта, а 2013 года с 2012 снизилась до 27,64 процентных пункта (рис. 2.1). Рисунок 2.1 – Динамика показателей прибыли ООО «Олимп»
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации
Чистая прибыль ООО «Олимп» в сравнении 2012 года с 2011 выросла на 70,15 процентных пункта, а 2013 года и 2012 года снизилась до 12,72 процентных пункта.
Основными факторами, определившими указанные результаты хозяйственной деятельности ООО «Олимп», являются рост выручки от реализации наряду с ростом себестоимости продукции предприятия.
При этом следует отметить, что темп роста себестоимости превысил темп роста выручки от реализации, что может свидетельствовать о необходимости повышения цен на продукцию либо о наращивании объемов продаж.
Динамику изменений показателей рентабельности ООО «Олимп» за 2011-2013 годы представим на рисунке 2.2.
Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что ООО «Олимп» является в настоящее время конкурентоспособным и эффективно функционирующим предприятием Республики Беларусь.
Рисунок 2.2 – Динамика показателей рентабельности продукции, производства и продаж ООО «Олимп»
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации
Прослеживается устойчивая активность предприятия. При продолжении такой деятельности ООО «Олимп» будет и в дальнейшем продолжать повышать показатели своей финансово-экономической деятельности, и, следовательно, уверенно идти к достижению поставленных целей и задач.
В целом, финансовое состояние ООО «Олимп» удовлетворительное, o чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Показатели финансового состояния ООО «Олимп» в 2012-2013 гг.
Показатель |
2012 год |
2013 год |
Нормативное значение коэффициента |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,75 |
1,48 |
К1 >= 1 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,43 |
0,32 |
К2 >= 0,1 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,50 |
0,52 |
К3 <= 0,85 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации
Организация является платежеспособной, а ее финансовое состояние – устойчивым, когда хотя бы два из трех коэффициентов больше установленных нормативов. Следовательно, ООО «Олимп» является устойчиво платежеспособной организацией.
В целом, финансовое состояние ООО «Олимп» удовлетворительное. Для сохранения устойчивости, увеличения доходов следует больше использовать маркетинговый анализ по изучения спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.
В будущем основной упор можно делать также не только на рекламную, а еще и на стимулирующую сбыт деятельность, так как это позволяет получить не только долговременный экономический, но и психологический эффект, хотя последняя также необходима.
Так как немногие потребители знают о существовании ООО «Олимп», то необходимы сообщения, информирующие о новых товарах, услугах, изменении цен, акциях по стимулированию сбыта. Эти меры по продвижению продукции позволят увеличить число покупателей и, в конечном счете, приведут к росту прибыли.
Прочную основу для деятельности ООО «Олимп» создают поставщики материалов, с которыми имеются долгосрочные соглашения на основе лицензий и договоров поставок.
Необходимо проанализировать также состав клиентов, на которых направлена деятельность рассматриваемой фирмы. Состав потребителей ООО «Олимп» разнообразен.
Основными потребителями товара рассматриваемой фирмы являются организации, котрые могут приобретать мебель, как для офиса, так и для последующей перепродажи. Также производимую ОО «Олимп» мебель покупают и физические лица, особым спросом пользуется курпусная мебель для спальных и детских комнат.
Состав потребителей ООО «Олимп» представлен в таблице 2.3, где указаны также виды деятельности организации, их размеры и доля в объеме продаж ООО «Олимп».
Данные таблицы показывает, что рынок, где действует ООО «Олимп» оправданно разделен на два сегмента: 1) организации; 2) физические лица.
Таблица 2.3 – Состав потребителей ООО «Олимп» по организационной форме, размерам и виду деятельности в 2013 году
Организационная форма |
Вид деятельности |
Размеры |
Доля в объеме продаж, % |
Организации |
Всего |
крупные |
27,5 |
средние |
29,1 | ||
мелкие |
13,3 | ||
итого |
69,9 | ||
В том числе: |
Торговые |
крупные |
17,0 |
средние |
16,4 | ||
мелкие |
9,2 | ||
итого |
42,6 | ||
Организации - конечные потребители |
крупные |
10,5 | |
средние |
12,7 | ||
мелкие |
4,1 | ||
итого |
27,3 | ||
Физические лица |
итого |
30,1 |