Управление рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований в области управления риском на предприятии сферы услуг. Предметом курсовой работы выступают механизмы управления рисками исследуемого предприятия в условиях многообразия и противоречивости факторов, их формирующих. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: определение сущности и природы риска; проведение анализа теоретических исследований, посвященных вопросам риска; изучение видов рисков сопровождающих финансовую деятельность изучаемого предприятия; проведение анализа и оценки рисков, влияющих на функционирование данного предприятия; способы снижения рисков хозяйственной деятельности предприятия и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления рисками в сфере услуг…………………5
1.1 Понятие и характеристика рисков…………………………………………...5
1.2 Характеристика управления рисками………………………………………..6
1.3 Понятие и сущность услуги…………………………………………………..9
1.4 Характеристика сферы обслуживания населения…………………………10
2. Исследование воздействия рисков на деятельность предприятия………...16
2.1 Классификация рисков сферы сервиса……………………………………..16
2.2 Характеристика деятельности объекта исследования…………………….18
2.3 Исследование рынка химчисток-прачечных. Основные проблемы и трудности…………………………………………………………………………20
2.4 Финансовые риски исследуемого предприятия…………………………...23
3. Оценка рисков и совершенствование управления ими……………………..28
3.1 Оценка рисков деятельности предприятия на основе детерминированных моделей……………………………………………………………………...……28
3.2 Управление рисками в деятельности предприятия……………………..…32
3.3 Меры по совершенствованию управления рисками предприятия……….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

Инновационный финансовый риск связан с внедрением новых технологий, использованием новых финансовых инструментов и т.д.

Криминогенный риск. Он проявляется в форме объявления его партнёрами фиктивного банкротства; подделки документов, обеспечивающих незаконное присвоение сторонними лицами денежных и других активов; хищения отдельных видов активов собственным персоналом и другие.

Прочие виды рисков. Группа прочих финансовых рисков довольно обширна, но по вероятности возникновения или уровню финансовых потерь она не столь значима для предприятий, как рассмотренные выше. К ним относятся риски стихийных бедствий и другие аналогичные "форс-мажорные риски", которые могут привести не только к потере предусматриваемого дохода, но и части активов предприятия оптовой торговли (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей); риск несвоевременного осуществления расчётно-кассовых операций (связанный с неудачным выбором обслуживающего коммерческого банка) и другие.

 

 

  1. ОЦЕНКА РИСКОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

3.1. ОЦЕНКА РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ  МОДЕЛЕЙ

 

Оценку рисков в хозяйственной деятельности предприятия проводят на основе абсолютных и относительных показателей оценки риска. Все рассматриваемые данные, должны являться результатом функционирования предприятия.

Далее в работе будет приведена оценка рисков на основе детерминированных моделей.

1. Абсолютные показатели  оценки риска отражают наличие, размещение и использование финансовых  ресурсов и тем самым дают  возможность оценить риск последствий  результатов деятельности предприятия.

1.1. Оценка рисков структуры  активов организации по степени  их ликвидности.

Фактором риска является недостаточность или избыток средств по отдельным группам активов, а его последствиями – потери во времени и в первоначальной стоимости превращения активов в наличные денежные средства. Это может привести к ограничению возможностей предприятия по выполнению своих обязательств.

В зависимости от превращения в денежную форму активы предприятия подразделяются на четыре группы риска их ликвидности.

1) В первую группу минимального  риска входят абсолютно ликвидные активы, такие, как денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. (А1)

2) В группу с малым  риском входят быстрореализуемые  активы, прежде всего дебиторская  задолженность со сроком погашения  менее 12 месяцев. (А2)

3) Средний риск по степени  ликвидности имеют медленно реализуемые  активы. В эту группу входят: запасы; налог на добавленную стоимость  по приобретённым ценностям. (А3)

4) Высокий риск по степени  ликвидности имеют внеоборотные активы: нематериальные активы; основные средства; долгосрочные финансовые вложения. (А4)

1.2. Оценка риска потери  платёжеспособности организации.

Платёжеспособность предприятия характеризует его способность своевременно рассчитываться по своим финансовым обязательствам за счёт достаточного наличия готовых средств платежа и других ликвидных активов. Следовательно, фактором риска является нарушение ликвидности баланса, а его последствием - неспособность предприятия своевременно покрывать обязательства своими активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Исходной информацией для приближенной оценки риска потери платёжеспособности предприятия служат данные бухгалтерского баланса, а в качестве абсолютных финансовых показателей – средства по активам и обязательства по пассивам, сгруппированные по отдельным признакам.

Так как ранжирование активов предприятия, т.е. сравнение по степени их ликвидности рассматривалось ранее, далее будут приведены данные о ранжировании пассивов предприятия, по степени срочности оплаты обязательств.

Пассивы предприятия по степени срочности оплаты обязательств делятся на четыре группы:

1) Наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность. (П1)

2) Краткосрочные пассивы: заёмные средства. (П2)

3) Долгосрочные пассивы: долгосрочные заёмные средства  и обязательства; доходы будущих  периодов. (П3)

4) Постоянные или устойчивые  пассивы: итоги по разделу "Капитал  и резервы". (П4)

Для оценки риска платёжеспособности предприятия необходимо сопоставить приведённые средства по активу и пассиву, чтобы установить тип состояния ликвидности баланса.

Тип состояния ликвидности баланса, выявляется на основе балансовых моделей:

Абсолютная (оптимальная) ликвидность: А1≥П1, А2≥П2, А3 ≥П3, А4≤П4.

Нормальная (допустимая) ликвидность: А1<П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.

Нарушенная (недостаточная) ликвидность:А1<П1, А2<П2, А3≥П3, А4≤П4.

Недопустимая ликвидность (кризис): А1<П1, А2<П2, А3<П3, А4≤П4.

Группа быстрореализуемых активов по степени риска относится к группе малого риска, но при этом не исключена возможность потери их стоимости или нарушения контрактов. Выполнение четвёртого неравенства (трудно реализуемые активы < постоянные пассивы) является одним из условий финансовой устойчивости предприятия, когда труднореализуемые активы должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их.

1.3. Оценка риска потери  финансовой устойчивости предприятия

Финансовая устойчивость характеризует стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемого высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств. Тем самым финансовая устойчивость даёт возможность оценить уровень риска деятельности предприятия с позиций сбалансированности или превышения доходов над расходами.

Риск потери предприятием финансовой устойчивости характеризует нарушение соответствия между возможностями источников финансирования и требуемыми материальными оборотными активами для ведения предпринимательской деятельности.

1. Методика оценки риска  с помощью абсолютных показателей  включает в себя несколько  этапов:

1) Определение суммарной  величины требуемых запасов и  затрат, входящих в состав материальных  активов.

2) Определение возможностей  источников формирования требуемых  запасов и затрат, в частности:

Собственных оборотных средств (СОС), учитывающих: собственный капитал и резервы, внеоборотные активы, непокрытые убытки прошлых лет и отчётного года.

Собственных и долгосрочных заёмных средств (СДИ), в составе которых – дополнительные долгосрочные обязательства, включающие кредиты банков и займы.

Общей величины основных источников формирования запасов и затрат (ОВИ), учитывающих: собственные и долгосрочные заёмные источники, краткосрочные кредиты и займы.

3) Расчёт показателей  обеспеченности запасов и затрат  источниками формирования, характеризующих  излишек или недостаток СОС, СДИ, ОВИ, а также формирование трёхкомпонентного  вектора, характеризующего тип финансовой  ситуации.

 

S(Ф) = {S (±Ф СОС); S (±Ф СДИ); S (±Ф ОВИ)}

 

Где каждая компонента равна: 1, если Ф > 0

0, если Ф < 0

2. Методика оценки риска  с помощью относительных показателей  оценки риска имеют достаточно  обширную область применения  и имеют несколько подходов  к оценке риска:

- Непосредственно на основе  специально разработанных конструкций, ориентированных на последствия  рискового события.

- Опосредованно на основе  использования финансовых показателей  в виде коэффициентов, характеризующих  ликвидность (платёжеспособность), структуру  капитала, деловую активность и  рентабельность предприятия.

Оценка риска потери платёжеспособности предприятия осуществляется на основе финансовых показателей в виде коэффициентов платёжеспособности, составной частью которых являются коэффициенты ликвидности.

 

3.2. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском. Эта система позволит, управляя рисками и снижая их влияние до минимального уровня, не допустить дальнейшее углубление кризиса большинства сфер деятельности и, в конечном итоге – стабилизировать положение.

Управление рисками включает в себя следующие фазы:

- Выбор стратегии и  тактики управления риском;

- Определение средств, приёмов  и методов управления риском;

- Разработку программы  по снижению степени риска.

При управлении рисками необходимо использовать внутренние и внешние механизмы их нейтрализации. Основными объектами для внутренних механизмов нейтрализации рисков являются, как правило, все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также не страхуемые катастрофические риски. Преимущество использования таких механизмов – высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов предпринимательства.

Внешние механизмы нейтрализации рисков предусматривают различные виды страхования, представляющие по существу передачу определённых рисков, которыми очень сложно (если вообще возможно) управлять, от страховщика к страхователю. Как правило, эти виды связанны с действием внешних факторов риска, а вероятности их известны с высокой степенью точности.

Механизмы нейтрализации рисков включают в свой арсенал средства разрешения риска, приёмы и методы снижения уровня риска. Средства разрешения риска достаточно распространены в предпринимательской деятельности. Ими пользуются те предприниматели, которые предпочитают действовать наверняка, отказываясь от рискованных проектов, перенося риск на какое-нибудь третье лицо.

Основой разрешения рисков являются качественные подходы к управлению рисками:

- избежание риска, т. е. уклонение от мероприятия, связанного с риском;

- удержание риска –  оставление риска за субъектом  предпринимательской деятельности, его ответственности;

- передача риска кому-то  другому, например, страховой компании;

- поиск гарантов, которые  заинтересованы в уникальных  услугах.

Основными мерами передачи риска партнёрам, для организации являются:

1. Передача рисков путём  заключения договора факторинга. Факторинг – это продажа дебиторской  задолженности по сниженной цене  специализированной компании-фактору  с целью получения денежных  средств. Предметом деятельности  является кредитный риск предприятия, который в преимущественной его  доле передаётся коммерческому  банку или факторинговой компании. Это позволяет предприятию в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска и получить оборотный капитал.

2. Передача риска путём  заключения договора поручительства. В силу договора поручитель  обязывается перед кредитором  третьего лица отвечать за  исполнение последним его обязательства  полностью или частично. При неисполнении  должником своего обязательства, поручитель и должник отвечают  перед кредитором солидарно. Предприятие  использует поручительства для  привлечения заёмного капитала  и при этом несёт ответственность  перед поручителем за чёткое  исполнение договора поручительства. Для данного средства риск  – возможность невозврата кредита  выданного фирме. Кредитор путём  требования договора поручительства  передаёт риск невозврата кредита  и связанные с ним потери  поручителю, и поручитель приобретает  этот риск.

При управлении рисками предприятия используются приёмы снижения степени рисков, которые представляют собой более гибкие инструменты управления для уменьшения вероятности потерь. Основными приёмами снижения степени риска исследуемого предприятия являются:

1. Диверсификация – рассеивание  риска за счёт распределения  капитала, активов между разнообразными  объектами вложения или сочетание  в пределах уставного каптала  различных видов деятельности. Механизм  диверсификации позволяет разделять  риски и препятствует их концентрации, например:

- Ориентация на различные  группы потребителей и на предприятия  разных регионов. При этом предприятие  должно стремиться к равномерному  распределению долей каждого  потребителя, чтобы отказ нескольких  из них не сорвал реализационную  программу в целом.

- Увеличение числа поставщиков  оборудования для химчистки, позволяя  ослабить зависимость предприятия  от ненадёжных поставщиков, так  как при нарушении ими графика  поставок по самым разным причинам, (аварии, банкротство, форс-мажорные  обстоятельства) предприятие сможет  относительно безболезненно переключиться  на работу с другими поставщиками.

Информация о работе Управление рисками на предприятии