Уровень монополизации отраслевых рынков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение понятия монополий, монопольной власти на отраслевых рынках РФ.
В процессе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1) Дать понятие монополии;
2) Рассмотреть виды и функции монополии;
3) Изучить источники монопольной власти;
4) Изучить показатель монопольной власти на отраслевых рынках;
5) Охарактеризовать монополии на отраслевых рынках в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Монополия, её сущность и причины возникновения
Основные понятия монополии;…………………………….....4-5 стр.
Виды и функции монополий;………………………………….5-7 стр.
Источники монопольной власти……………………………..7-10 стр.
Показатели монопольной власти на отраслевых рынках:
2.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);…..11-12 стр.
2.2 Коэффициент Лернера;...........................................................13-15 стр.
2.3 Коэффициент Тобина;..................................................................15 стр.
2.4 Коэффициент Папандреу.......................................................15-16 стр.
Уровень монополизации отраслевых рынков в России:
Анализ уровня монополизации современной экономики России;......................................................................................17-24 стр.
Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской
Экономики.....................................................................................25-30 стр.
Заключение.................................................................................................31 стр.
Список литературы...............................................................................32-33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Показатели монопольной власти на отрослевых рынках.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

2) Число фирм на рынке;

Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы  и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих  на рынке. При прочих равных обстоятельствах  монопольная власть каждой фирмы  снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а  число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть) Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

Иногда говорят (и в  этом есть доля правды), что самый  большой страх американского  бизнесмена - страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего  несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь  патент на технологию, необходимую  для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Такая ситуация называется естественной монополией.

3) Взаимодействие между  фирмами.

Конкурентная стратегия  фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.6

Однако фирмы могут  и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы  могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах  монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Показатели  монопольной власти на отраслевых  рынках

2.1 Коэффициент  Бэйна (норма экономической прибыли)

 

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Определяется по формуле 1.:7

(1)

В условиях конкуренции  на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической  прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

При вычислении и использовании  показателя нормы экономической  прибыли возникает ряд трудностей, связанных с такими факторами, как:

• оценка стоимости капитала и величины амортизации. Часто для прикладных расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины. Бухгалтерское определение капитала исходит из исторической стоимости активов за вычетом амортизации. Однако действительная стоимость покупки капитала может отличаться от этой величины, что искажает базу для подсчета нормы доходности. Трудности связаны и с расчетом амортизации. В бухгалтерском учете используются различные принципы расчета амортизации (линейная, ускоренная или замедленная амортизация). Принцип расчета существенно влияет на начисленную сумму амортизации, а следовательно - на объем бухгалтерской прибыли;

• оценка расходов на нематериальные активы (прежде всего на рекламу и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Эти расходы по влиянию на поведение фирмы подобны капитальным издержкам: они затрачиваются в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет.

Если в издержки включается величина первоначальных инвестиций без учета амортизации этих активов, то норма доходности также может искажаться. С экономической точки зрения было бы целесообразнее в ежегодные издержки включать не все расходы подобного рода в данном году, а только величину ежегодного обесценения (что правильнее отражает экономическую стоимость этих расходов, например, рекламы: воздействие рекламы на спрос уменьшается с течением времени).

Разные способы включения  расходов на амортизацию и НИОКР  в расходы фирмы приводят к  разным оценкам внутренней нормы  доходности деятельности фирмы (internal rate of return, IRR). 8Исследования, проведенные на основе данных американской промышленности 50-70-х годов показали, что для ряда отраслей различные способы учета этих затрат могут оказать весьма существенное значение на показатель внутренней нормы доходности.

• учет риска. Адекватное сравнение норм доходности требует учета рискованности вложений капитала, поскольку различия в нормах могут вызываться не столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности проектов в разных отраслях. Для компаний, чьи акции котируются на бирже, в странах с развитым финансовым рынком существует возможность оценки риска на основе различных показателей ценных бумаг. Для компаний, не являющихся акционерными обществами, или чьи акции не обращаются на бирже, оценка параметров риска инвестиций гораздо сложнее.9

2.2 Коэффициент Лернера

 

Коэффициент Лернера  как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы  доходности. Мы знаем, что при условии  максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Рассчитывается по формуле 2.10

                        (2)

где МС - предельные издержки;

Ed - ценовая эластичность спроса.

Коффициент Лернера принимает  значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.

Сложность вычисления коффициента Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В исследованиях часто используется такая формула для определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах:11

                       

где AVC- средние переменные издержки;

г - нормальная прибыль;

d - норма амортизации;

К - величина капитальных  активов;

Q - объем выпуска.

Однако прямое использование  средних переменных издержек вместо предельных для определения значения коэффициента Лернера ведет к довольно существенным ошибкам. Отклонение величины, (P-AVC)/Р от коэффициента Лернера тем выше, чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость используемого капитала, и чем ниже общая выручка.

Значение индекса Лернера  можно прямо связать с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, предположив, что он описывается моделью Курно. Для i-й фирмы на таком рынке предельная выручка составляет MRi = Р + qi (oP/oqi). Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным. Следовательно, мы можем записать

MRi = Р + qi (oP/oQ). Домножим второе слагаемое на Р/Р и Q/Q, Поскольку qi/Q, представляет собой долю i-й фирмы на рынке, мы можем записать MRi = Р(1 + Yi/Ed), где Yi, - рыночная доля фирмы, Ed - показатель эластичности рыночного спроса.

Приравняв предельную выручку  предельным издержкам и подставив  соответствующее значение в формулу  индекса Лернера, мы покажем, что  для рынков олигополии, где n фирм взаимодействуют по Курно, показатель Лернера для фирмы будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке (отношение объема продаж рынка к отраслевому объему продаж) и в обратной - от показателя эластичности спроса:

                                     

Средний для отрасли индекс Лернера (когда весами служат доли фирм на рынке) будет вычисляться по формуле 3:12

                                        (3)

где HHI - индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

Таким образом, мы видим, что на рынке олигополии существует экзогенная взаимосвязь между показателем концентрации и монопольной власти.

2.3 Коэффициент  Тобина

Коэффициент Тобина связывает  рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной  стоимостью ее активов. Вычисляется по формуле 4:13

                                             (4)

где Р - рыночная стоимость  активов фирмы;

С - восстановительная  стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для  приобретения активов фирмы по текущим  ценам.

Если оценка активов  фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходости и предельных издержек для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты.

Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

 

2.4 Коэффициент  Папандреу

Коэффициент монопольной  власти Папандреу основывается на концепции  перекрестной эластичности остаточного  спроса на товар фирмы.

Необходимым условием осуществления  монопольной власти служит низкое влияние  на объем продаж фирмы цены продавцов  на взаимосвязанных рынках или сегментах  одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса.

На рынке совершенной конкуренции  эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса.

По определению чистой монополии, фирма не должна иметь близких  заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным спросом) также будет стремиться к нулю.14

Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит  от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка нашей фирмы.

Таким образом, мы видим, что структура рынка - это более  сложное понятие, чем кажется  на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в различных ее показателях.

3. Уровень монополизации отраслевых рынков в России

3.1 Анализ уровня монополизации  современной экономики России

 

В начале 2000-х годов  Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета.

Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной  экономической политики задачи по структурной  перестройке экономики и обеспечению  инновационного развития страны. В  среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Информация о работе Уровень монополизации отраслевых рынков в России