Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:55, контрольная работа

Краткое описание

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Основная доля франчайзеров была зарегистрирована в странах Европы.
Второе место по данному показателю заняла Азия, третье - Северная Америка, четвертое - Латинская Америка. В наименьшей степени франчайзинг распространен в Австралии, Океании и Африке.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1 Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках............4
Заключение............................................................................................................18
Список использованных источников.........................

Вложенные файлы: 1 файл

20 Франчайзинг.docx

— 118.65 Кб (Скачать файл)

существующая правовая система  еще больше затрудняет кредитование франчайзи. 

Организационно-правовые проблемы.

Основные проблемы франчайзинга в  России в настоящее время концентрируются  в области права. Это вызвано  тем, что франчайзинг как система  отношений основан на системе  договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

В современной правовой системе  России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга. 

Однако самый поверхностный  анализ этой главы позволяет утверждать:

- "коммерческая концессия"  значительно уже понятия "франчайзинг";

- франчайзинг в нашей стране  приходится базировать на комплексном  договоре, основанном на ряде  статей ГК РФ и законодательных  актов, то есть на "обходных" правовых схемах.

Все это затрудняет использование  франчайзинга в отечественной экономике. 

Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. 

Ими необходимо достичь следующих  целей:

- Создание условий для реальной  конкуренции франчайзинговых систем  с традиционно сложившимися механизмами  реализации товаров. 

- Обеспечение удобства применения  законодательных актов для участников  франчайзинговой системы.

- Создание прозрачности франчайзинговой  системы и ее элементов для  контролирующих органов.

Все три цели тесно связаны между  собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему  законодательных актов, в которую  должны входить:

- Гражданский кодекс Российской  Федерации, содержащий основные  положения, регулирующие использование  франчайзинга в России; 

- Федеральный закон РФ "О франчайзинге  в Российской Федерации";  
законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения; 

- Налоговый кодекс РФ и связанные  с ним законы и подзаконные  акты.

В этой системе необходимо разработать  и принять новый закон о  франчайзинге, а в остальные нормативные  акты внести изменения.

В Гражданский кодекс РФ необходимо: 

- ввести понятие и определение франчайзинга; 

- сформировать основные понятия  и их типологию, такие как  товар, объект франчайзинга и  субъекты франчайзинга (франчайзер  и франчайзи); 

- определить типологию видов  франчайзинга и особенности их  использования; 

- ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить  основные положения ГК РФ и включать: 

 - основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;

- понятие роялти (в настоящее  время существует в ФЗ РФ "О  соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном  для работы системы виде), франчайзинговых  (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;

- отдельно по разделам закона  охарактеризовать особенности работы  по каждому виду франчайзинга; 

- порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на  основе ГК РФ можно, наверное, расширить);

- приложения в виде перечня  документов, подробно фиксирующих  все необходимые действия при  создании франчайзинговой системы,  включающих образцы договоров  и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах  франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет  достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они  в зависимости от выбранной схемы  работы будут применять те или  иные нормативные документы и  подбирать образцы договоров.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности  и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться  франчайзинговые схемы, что в  настоящее время просто отсутствует. 

Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим  налогообложения.

Это обусловлено тремя причинами:

- практическим отсутствием в  России широко известных торговых  марок и брендов, привлекающих  потенциального потребителя. Формирование  подобных брендов требует больших  затрат, что снижает эффективность  франчайзинговых систем;

- увеличенными издержками франчайзи,  для которых очень значительными  являются и роялти, и паушальные  платежи, а также отчисления  в централизованный рекламный  фонд; 

- обязательность соответствия  внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки  отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать  с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько  лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые россий-ские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Социально-психологические проблемы франчайзинга.

Экономические и организационные  проблемы франчайзинга, естественно, очень  важны, но в не меньшей степени  сдерживают развитие франчайзинга и  социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных  франчайзи провала во франчайзинговой  системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных  условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного  сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных  системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится  товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов  и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная  равовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать  интеллектуальную собственность, а  без этого франчайзинг будет  недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем.

Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную  систему, которая позволила бы значительно  расширить подготовку отечественных  предпринимателей в области франчайзинга.

Эта система должна иметь два  направления: 

- широкое, обеспечивающее пропаганду  франчайзинга как экономического  инструмента;

- узкое, обеспечивающее целевое  консультирование субъектов франчайзинговых  систем (франчайзера и франчайзи)  по конкретным экономическим  проблемам франчайзинга. 

Эти два направления должны дополнять  друг друга.

Широкое образовательное направление  в области франчайзинга можно  построить на системе учебных  центров, которые должны быть расположены  по всей территории России. В этих центрах  будут проходить обучение как  потенциальные франчайзеры, так  и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. 

Для более глубокой и широкой  подготовки предпринимателей в области  франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы  отдельные учебные предметы и  разделы по франчайзингу.

Узкое направление связано с  развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие  проблемы франчайзинга, но и отдельные  разделы. Особенно важны: правовые аспекты  франчайзинга; взаимодействие франчайзера  и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала. 

Это направление можно рассматривать  как образовательное с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное направление. 

Организационно обучение и консультирование могут проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов  либо при объединениях предпринимателей. 

Во франчайзинге тесно переплетены деловые и юридические аспекты. Например, сразу после того, как сделано предложение о франчайзинге, название и торговая марка, которые будут использоваться, должны быть зарегистрированы. Это важно для контроля незаконным использованием торговой марки. 

Так, компания «Кока-Кола» содержит небольшой специальный высокооплачиваемый штат сотрудников для защиты торговой марки и названия. Защищая свою торговую марку, владелец защищает тем  самым репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому торговая марка «Кола» становится очень важной частью системы франчайзинга в компании «Кока-Кола». Есть прямая связь между действиями по защите торговой марки «Кока-Кола» и ценностью концентрата, который компания продает своим франчайзи. Это одна из ценностей, которую приобретает франчайзи, покупаяфранчайзинг. 

Наблюдается тенденция к развитию и отечественных франчайзинговых сетей, в том числе в розничной торговле («Монарх», «Эконика-Обувь», «Эльдорадо» - товарный франчайзинг; «Пятерочка», «Копейка», «Седьмой континент» - франчайзинг бизнес-формата), общественном питании («Русское бистро»), в информационных (профессиональных) услугах (Компания 1С, «Консультант-Плюс»). 

 

 

Заключение

 

Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку  зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие  возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. 

Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений  в связанные с ним законы и  нормативные акты. 

Необходимо включение в правительственную  программу поддержки малого предпринимательства  системы развития франчайзинга. 

Очень важно создание системы налоговых  льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой  системы. 

Целесообразно предоставить возможность  применения франчайзи упрощенной системы  бухгалтерского учета. 

Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. 

Франчайзинг является эффективным  механизмом, способствующим преодолению  мирового финансового кризиса, поскольку  он приводит к увеличению роли крупного бизнеса в укреплении позиций  малого и среднего бизнеса, к уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья в пользу стимулирования развития отечественного производства и построению взаимовыгодных отношений между крупным и малым бизнесом. Кроме того, франчайзинг способствует интенсивному взаимодействию отечественных фрачайзи с зарубежными франчайзерами, что оказывает позитивное влияние на внедрение инноваций в российскую экономику.

Информация о работе Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках