Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:55, контрольная работа
Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Основная доля франчайзеров была зарегистрирована в странах Европы.
Второе место по данному показателю заняла Азия, третье - Северная Америка, четвертое - Латинская Америка. В наименьшей степени франчайзинг распространен в Австралии, Океании и Африке.
Введение..................................................................................................................3
1 Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках............4
Заключение............................................................................................................18
Список использованных источников.........................
существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.
Организационно-правовые проблемы.
Основные проблемы франчайзинга в
России в настоящее время
В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.
Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:
- "коммерческая концессия"
значительно уже понятия "
- франчайзинг в нашей стране
приходится базировать на
Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.
Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
Ими необходимо достичь следующих целей:
- Создание условий для реальной
конкуренции франчайзинговых
- Обеспечение удобства
- Создание прозрачности
Все три цели тесно связаны между собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
- Гражданский кодекс Российской
Федерации, содержащий
- Федеральный закон РФ "О франчайзинге
в Российской Федерации";
законы, регулирующие права на интеллектуальную
собственность и ответственность за ее
нарушения;
- Налоговый кодекс РФ и
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
- ввести понятие и определение франчайзинга;
- сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
- определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
- ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:
- основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
- понятие роялти (в настоящее
время существует в ФЗ РФ "О
соглашениях о разделе
- отдельно по разделам закона
охарактеризовать особенности
- порядок уступок товарных
- приложения в виде перечня
документов, подробно фиксирующих
все необходимые действия при
создании франчайзинговой
В результате у предпринимателей будет
достаточный нормативный
В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.
Это обусловлено тремя причинами:
- практическим отсутствием в
России широко известных
- увеличенными издержками
- обязательность соответствия
внешних форм и принципов
Эти затраты, особенно в период раскрутки
отечественных торговых марок, не позволят
франчайзинговым системам конкурировать
с традиционными системами
Социально-психологические проблемы франчайзинга.
Экономические и организационные
проблемы франчайзинга, естественно, очень
важны, но в не меньшей степени
сдерживают развитие франчайзинга и
социально-психологические
Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем.
Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.
Эта система должна иметь два направления:
- широкое, обеспечивающее
- узкое, обеспечивающее целевое
консультирование субъектов
Эти два направления должны дополнять друг друга.
Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.
Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.
Узкое направление связано с
развитием управленческого
Это направление можно
Организационно обучение и консультирование
могут проводиться в учебно-
Во франчайзинге тесно переплетены деловые и юридические аспекты. Например, сразу после того, как сделано предложение о франчайзинге, название и торговая марка, которые будут использоваться, должны быть зарегистрированы. Это важно для контроля незаконным использованием торговой марки.
Так, компания «Кока-Кола» содержит
небольшой специальный
Наблюдается тенденция к развитию
и отечественных франчайзинговы
Заключение
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в
Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.
Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
Франчайзинг является эффективным механизмом, способствующим преодолению мирового финансового кризиса, поскольку он приводит к увеличению роли крупного бизнеса в укреплении позиций малого и среднего бизнеса, к уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья в пользу стимулирования развития отечественного производства и построению взаимовыгодных отношений между крупным и малым бизнесом. Кроме того, франчайзинг способствует интенсивному взаимодействию отечественных фрачайзи с зарубежными франчайзерами, что оказывает позитивное влияние на внедрение инноваций в российскую экономику.
Информация о работе Условия и динамика развития франчайзинга на отраслевых рынках