Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная тема данной курсовой работы «Финансовое планирование на предприятии» актуальна всегда. Это связано с тем, что планирование заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить степень различных рисков, связанных не только с деятельностью организации, но и с факторами внешней среды.
Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Вложенные файлы: 1 файл

финпланирование.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Примерная структура  раздела:

    • затраты подготовительного периода;
    • затраты текущего (основного) периода;
    • расчет поступлений от проекта; затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга);
    • расчет налоговых платежей;
    • другие поступления и выплаты;
    • отчет о прибылях и убытках;
    • поток реальных денег;
    • прогнозный баланс.

В разделе направленность и эффективность проекта указываются  направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

В разделе о рисках и гарантиях показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам [3, c.203].

Приложения  способствуют разгрузке основного  текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы.

 Следует  отметить, что точное содержание  бизнес-плана зависит от отрасли и вида деятельности предприятия.

1.2. Структура финансового плана

 

Финансовый план представляет собой ту часть бизнес-плана, где концентрируются итоги по всем разделам: по объему продаж и прибыли, использованию собственных и заемных средств, объему инвестиций, срокам их окупаемости, объему затрат на производство и реализацию, маркетингу, выплате дивидендов и т.д.

Финансовый  план является ключевым разделом бизнес-плана. Для инвестора, как и для самого предприятия, он интересен, поскольку:

    • обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана;
    • обосновывает общие потребности данного проекта в инвестициях;
    • позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения;
    • показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта.

Вышеизложенные  аспекты финансового плана отражаются в трех основных его частях:

    • плане доходов и расходов (отчет о прибыли и убытках);
    • плане денежных поступлений и выплат (плановый кассовый бюджет или план движения наличности);
    • плановом балансе.

Особенность финансового  плана по сравнению с другими  разделами бизнес-плана состоит  в том, что перечисленные финансовые документы имеют стандартную  форму, не допускающую отклонений. [4]

С помощью отчета о прибылях и убытках определяют размер получаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о прибыли — в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Эта часть состоит обычно из следующих разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение (до уплаты налогов) прибыли (или убытки). Во многих случаях в плане показывают, что получается после вычета налогов. Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов предприятия.

План-баланс демонстрирует  финансовое состояние фирмы на конец  рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать  выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени.

Отчет о движении денежных средств характеризует  формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.

Проектировка  потоков денежных средств наиболее важный финансовый прогноз в бизнес-плане. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств компании, а не ее прибыль. В отличие от отчета о прибыли, отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление всех денег из всех источников, включая выручку от реализации продукции, от продажи акций или полученных в долг, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов. Что касается затрат, то в отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат. Некоторые затраты могут быть покрыты немедленно, в то время как другие — через некоторое время.

В отчет о  денежных средствах не включается амортизация. Хотя это и расход, но она не представляет собой денежное обязательство. В то же время погашение основной суммы долга, хотя и не является расходом, включается в отчет о денежных потоках, так как является денежным обязательством. Другие траты денег, направленные на приобретение оборудования или выплату дивидендов, не являются затратами. Поэтому влияют на денежные потоки.

В завершающей  части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

На основе первых трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов, среди которых могут быть использованы:

    • получение финансовых ресурсов путем акционирования;
    • долговое финансирование (долгосрочные кредиты в коммерческих банках, частное размещение долговых обязательств и др.);
    • лизинговое финансирование [2, c.152].

Необходимо  иметь в виду, что сумма собственного и заемного капитала фирмы должна быть достаточной для покрытия отрицательной  величины денежных средств в любой  период времени, рассматриваемого в плане.

Каждая из альтернативных схем финансирования тщательно просчитывается и оценивается по последствиям ее использования. В плане учитываются  как показатели финансового состояния  фирмы, так и показатели эффективности  инвестиций.

Показатели  финансового состояния фирмы характеризуют эффективность оперативной деятельности фирмы в ходе реализации намеченного: прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости).

Показатели  эффективности инвестиций свидетельствуют об эффективности инвестиций в конкретные проекты:

    • сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта;
    • чистая величина дохода, отражающая масштабы намеченного и размеры прибыльности нового производства или новой услуги;
    • индекс прибыльности фирмы вообще и норму прибыльности инвестиций.

Последний показатель является главным оценочным показателем  эффективности инвестиционных проектов.

1.3. Организация выполнения финансового плана

 

Важнейший этап организации выполнения финансового плана – контроль за соблюдением бюджетов. Его действенность во многом определяется соблюдением существенного требования – оперативности. Все показатели бюджетов в зависимости от экономических и технических возможностей их мониторинга группируются по срокам осуществления контроля – ежедневного, недельного или декадного и месячного. Чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должны быть максимально приближены к месту и времени их возникновения.

Другая проблема – корректировка утвержденных бюджетов. Тщательная разработка и обоснование бюджетов не гарантируют от необходимости корректировки отдельных показателей, а иногда и в целом отдельных бюджетов. Если по каким-то причинам, как правило, не зависящим от предприятия, меняются условия производства, снабжения, реализации продукции, оплаты труда и др., то целесообразно вслед за происшедшими изменениями скорректировать показатели соответствующих бюджетов. Если бюджеты не скорректировать, то они приобретают формальный характер и полностью утрачивают мобилизующее значение [2, c.101].

 Формирование  и утверждение финансового плана  должны дополняться разработкой  мероприятий по его выполнению. В первую очередь это касается  реализации главной функции финансового планирования – обеспечения всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия денежными средствами: финансирование закупок материальных ресурсов, своевременных расчетов с кредиторами, оплаты труда персонала, осуществления инвестиционных проектов и др. Это достигается в первую очередь за счет установления партнерских отношений с постоянными покупателями, заказчиками, при которых правилом является строгое соблюдение обеими сторонами условий хозяйственных договоров: предприятие-поставщик неукоснительно соблюдает сроки поставок, предприятие-заказчик строго соблюдает сроки оплаты счетов поставщика.

Предусмотренное финансовым планом расходование денежных средств является производным от обеспечения полноты и сроков поступления средств. Поэтому приходным статьям плана всегда уделяется повышенное внимание.

Постоянного внимания требуют взыскание, рационализация дебиторской задолженности, в определенных условиях продажа дебиторской задолженности – уступки прав требования (цессия). Последняя связана с неизбежными финансовыми потерями, но если предприятие испытывает острый недостаток денежных средств для осуществления объективно необходимых расчетов, то приходится смириться с потерями, особенно если их размер (в процентном отношении) не превышает ставок коммерческих банков по кредитам. Наиболее цивилизованной формой уступки прав требования является факторинг, т.е. операция покупки банком или специализированной факторинговой организацией денежных требований предприятия-поставщика к предприятию или предприятиям-покупателям. Банк приобретает у поставщика платежные требования к покупателям, оплачивая сразу 75-80% стоимости отфактурованных поставок, а остальную часть – в сроки, установленные договором, или после получения средств от покупателя. Но эту услугу банк оказывает, естественно, небезвозмездно, он получает проценты за фактически предоставленный кредит и, кроме того, комиссионное вознаграждение.

На выполнение финансового плана решающее влияние  оказывают достижение предусмотренных  планом объемов продаж и соблюдение предельных размеров затрат на производство и реализацию продукции, а по возможности и снижение последних без ущерба для качественных характеристик товаров и соблюдения условий договоров. Поэтому система бюджетирования должна быть увязана с системой материального стимулирования, в соответствии с которой достижение определенных объемных, количественных показателей может служить основанием для премирования только при условии, что не допущено превышения установленных бюджетами размеров затрат [5, c. 236].

 

2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1 Методы экономико-математического  моделирования

 

Метод экономико-математического  моделирования позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми  показателями и факторами, влияющими  на их численное значение. Данная взаимосвязь  выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

Функциональная  связь выражается уравнением вида Y = f (x).

Корреляционная  связь представляет вероятностную  зависимость, которая проявляется  только в общем виде и при большом  количестве наблюдений. Данная связь  выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы.

При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение  периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года.

При значительных изменениях условий работы предприятия  в плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.

2.2 Расчетно-аналитический  метод

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии