Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная тема данной курсовой работы «Финансовое планирование на предприятии» актуальна всегда. Это связано с тем, что планирование заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить степень различных рисков, связанных не только с деятельностью организации, но и с факторами внешней среды.
Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Вложенные файлы: 1 файл

финпланирование.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

 

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчётно-аналитический  метод широко используется при планировании суммы прибыли и доходов, определении  величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д.

Расчет планируемой  величины финансовых показателей можно  отразить в следующем виде:

Этот метод  планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [6, c.85].

2.3. Балансовый метод

 

Сущность балансового  метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что путём  построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления – это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления – это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

Балансовая  прибыль представляет собой сумму  прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным  операциям за вычетом расходов по ним.

Хозяйствующие субъекты, в том числе получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

При прогнозировании  баланса рассчитываются, в первую очередь, ожидаемые значения его  активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей и выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

В то же время, планирование является не самостоятельной деятельностью, а элементом управленческого контура. В рамках этого контура принятие верных управленческих решений в решающей степени зависит от возможности сопоставлять фактические и планируемые результаты и находить причины расхождения. Очевидно, что для корректности такого сравнения требуется совпадение методик планирования и фиксации результатов. Поскольку фиксация финансовых результатов осуществляется с помощью бухгалтерии, представляется желательным, чтобы планирование также происходило на основе бухгалтерской методики, с использованием плана счетов и проводок.

Балансовая  увязка по финансовым фондам имеет  вид:

 

Он + П = Р + Ок,  (2.1.)

 

где:

Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.

П – поступление средств в фонд, руб.

Р – расходование средств фонда, руб.

Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб [3, c.178].

2.4. Нормативный метод

 

Этот метод планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. [7, c. 463].

 Отраслевые нормативы  действуют в масштабах отдельных  отраслей или по группам организационно-правовых  форм хозяйствующих субъектов  (малые предприятия, акционерные  общества и т.п.). Сюда входят  нормы предельных уровней рентабельности  предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

 Нормативы  хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К ним относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является наиболее простым. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель [8, c. 96].

2.5. Метод оптимизации плановых решений

 

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается  в разработке нескольких вариантов  плановых расчётов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.

 При этом  могут применяться разные критерии  выбора:

    • минимум приведённых затрат;
    • максимум приведённой прибыли;
    • минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
    • минимум текущих затрат;
    • минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
    • максимум дохода на рубль вложенного капитала;
    • максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
    • максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска) и т.п.

Из всех составленных проектов по поставленному вопросу выбирается наиболее оптимальный.

 

3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ  И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

3.1. Перспективное  планирование

 

В условиях рыночных отношений  предприятия стали свободны от опеки  со стороны государства, но резко  повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали  обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать  производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [9, с. 32 ]

Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного  хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [10, с. 83]

Слабость распространения стратегического планирования в российских фирмах, несмотря на его существенные преимущества, обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера.

Объективные факторы:

    • высокая нестабильность внешней среды;
    • низкий уровень общей финансовой культуры фирм;
    • высокая зависимость от государственного бюджета.

Субъективные  факторы:

    • дефицит времени, приоритеты текущих дел;
    • мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;
    • недостаточная квалификация управляющих и служащих;
    • отсутствие методической базы;
    • негативное отношение к планированию;
    • теоретический подход к планированию со стороны плановиков [11, с.52].

Примерно на половине предприятий России система  планирования неэффективна. Неэффективной  можно считать такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20-30% [12, с. 53]. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.

Процесс перспективного (стратегического) планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

    • распределение ресурсов;
    • адаптация к внешней среде;
    • внутренняя координация;
    • организационное стратегическое предвидение.

Процесс распределения  ресурсов включает в себя распределение  ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к  внешней среде охватывает все  действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации  с её окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя  координация включает координацию  стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности. [13, с. 115 ]

Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте даёт возможность организации правильно скорректировать своё стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Стратегическое  планирование не должно рассматриваться  как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии