Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем фирмы как основного субъекта рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:
1. Исследовать специфику организации фирмы как субъекта экономики при определении её целей, движущих мотивов и задач;
2. Анализ показателей эффективности деятельности фирмы и характеристика её финансового положения;
3. Определить возможности роста экономического потенциала фирмы;
4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;
5. Охарактеризовать возможные факторы и условия повышения работы фирм.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность фирмы и ее типы
1.1. Понятие и природа фирмы
1.2. Виды фирм
1.3. Цели деятельности фирмы
Глава 2. Показатели, характеризующие эффективность работы фирмы ООО «Interier Plus».
2.1. Краткая экономическая характеристика фирмы.
2.2. Основные показатели эффективности работы фирмы
Глава 3. Тенденции и перспективы развития фирмы как основного звена рыночной экономики.
3.1. Факторы повышения эффективности работы фирмы
3.2. Перспективы развития фирмы в рыночных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Фирма как экономический субъект.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники  общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в  пределах стоимости своих вкладов. 
Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества. 
Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов. 
Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

 

1.3. Цели деятельности  фирмы

Всякая предпринимательская  деятельность имеет своей целью  получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.

Существуют два подхода  к внутрифирменной эффективности:

1) деятельность фирмы  описывается ее производственной  функцией, так что при всех  возможных комбинациях факторов  производства (главным образом, труда  и капитала) обеспечивается максимальный  выпуск продукции; 2) фирма выбирает  комбинацию факторов с наименьшими  издержками для каждого возможного  объема выпуска продукции. Это  дает возможность вывести кривые  средних и предельных издержек.

Однако представление  о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы  является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм на рынке  определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение  минимума прибыли; увеличение доли участия  на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и  т.п.

Существуют подходы, при  которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма  стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями  максимизации. При характеристике целевой  нормы эффективности предусматривается  механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск - реакция  на невыполнение тех или иных целевых  установок для внутрифирменных  подразделений; исследовательский  поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере  взаимодействия фирмы с «окружающей  средой»; стратегический - связан с  прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим  образом подготовиться к использованию  новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).

Создание фирмы тесно  связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или  менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

 

Глава 2. Показатели, характеризующие эффективность  работы фирмы

2.1.     Краткая экономическая характеристика фирмы.

 

Производственно-коммерческая фирма "Interier Plus" организована в 2000 году, учредителями являлись физические лица. "Interier Plus" является хозяйственным обществом и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ.    

 Участники общества  не отвечают по его обязательствам  и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах  стоимости внесенных ими вкладов.  Общество создано с целью организации  деятельности по производству  и реализации товаров, продукции,  услуг, а также извлечения прибыли  в интересах участников.

Предметом деятельности "Interier Plus" являются:

- производство и реализация  товаров народного потребления  и продукции производственно-технического  назначения;

- ремонтно-строительные, монтажные,  отделочные и пусконаладочные  работы;

- производственное, гражданское,  дорожное и иное строительство; 

- техническое обслуживание  и ремонт металлорежущего, кузнечно-прессового и технологического оборудования;

- оказание бытовых услуг  населению; 

- аренда и техническое  обслуживание транспортных средств,  грузовые перевозки; 

- оказание транспортных, складских, снабженческо-сбытовых  услуг; 

- услуги агента на договорной  основе.

Фирма является юридическим  лицом, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отраслевой принадлежностью  предприятия является дерево-обрабатывающая промышленность. "Interier Plus" производит межкомнатные филенчатые дверные блоки из массива сосны различных моделей. С самого начала своей деятельности "Interier Plus"  сконцентрировало свои силы на производстве одной модели филенчатых дверей, поскольку существующий уровень спроса на выпускаемую продукцию устраивает предприятие, кроме того, до настоящего времени предприятие не обладало достаточным объемом ресурсов для расширения видов деятельности.

Существующая организационная  структура управления "Interier Plus"  представлена на рис.1.

Существующая организационная структура управления "Interier Plus"  представлена на рис.1.

 

Рис.1. Организационная структура  управления "Interier Plus" .

Темпы роста объемов производства, повышение её качества непосредственно  влияют на величину издержек, также  прибыль и рентабельность, поэтому  анализ работы промышленного предприятия начинается с изучения показателей выпуска продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, рассчитываются базисные и цепные темпы роста. Проведем анализ динамики производства и реализации продукции "Interier Plus"  в табл.1.

Таблица 1

Динамика производства и  реализации продукции собственного производства "Interier Plus" за 2010-2012гг.

Года

Объем производства продукции,

тыс. р.

Темпы роста,%

Объем

реализации, тыс. р.

Темпы роста,%

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2010

9584

100

100

9348

100

100

2011

17080

178,2

178,2

16705

178,7

178,7

2012

13620

142,1

79,7

13258

141,8

79,4


 

Из таблицы видно, что  объем производства продукции в 2011 году увеличился на 178%, т.е. почти в два раза в сравнении с 2010 годом, а в 2012 году уменьшился на 25,4%.

Анализ начинают с изучения динамики стоимости основных средств, затем изучают динамику структуры  и движения основных производственных фондов.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Состав основных средств "Interier Plus", тыс. р.

Показатели

2010г. 

2011г. 

2012г. 

Изменения (+,-)

2006/2005гг.

2007/2006гг.

2007/2005г. 

Здания

977

1014

1311

37

297

334

Сооружения

239

239

239

-

-

-

Машины  и оборудование

823

987

1038

164

51

215

Транспортные  средства

103

245

245

142

-

142

Другие  виды основных средств

79

92

154

13

62

75

Итого

2221

2577

2987

356

410

766


 

Как свидетельствуют данные таблица 2 наблюдается увеличение стоимости основных средств за трехлетний период на 766 тыс. р. или на 34%.

В 2011 году было приобретено дополнительно оборудования на 164 тыс. р., в 2012 году - на 51 тыс. р., так как в связи с освоением выпуска новых видов продукции, а также с износом старых основных средств, предприятие нуждалось в дополнительном оборудовании.

Наибольший удельный вес  в составе основных средств составляют здания и машины с оборудованием. В силу расширения производства и  увеличение реализации продукции возникла необходимость расширения сферы  сбыта, диктуя тем самым необходимость  в дополнительных транспортных средствах. За 2010 год их было приобретено на 142 тыс. р.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Расчет показателей эффективности  использования основных средств "Interier Plus" за 2010-2012 гг.

Показатели

2010г. 

2011г. 

2012г. 

Исходные:

     

Стоимость основных средств, остаточная, тыс. р.

994

1213

1447

Стоимость основных средств, первоначальная, тыс. р.

2221

2577

2987

Стоимость активной части основных средств, тыс. р.

926

1232

1283

Начисленный износ, тыс. р.

1227

1364

1540

Начисленный износ активной части основных средств, тыс. р.

782

898

1031

Стоимость поступивших основных средств, тыс. р.

24

356

432

Стоимость основных средств на конец года, тыс. р.

2221

2577

2987

Стоимость выбывших основных средств, тыс. р.

2

-

18

Стоимость основных средств на начало года, тыс. р.

2199

2221

2577

Объем продукции, тыс. р.

9584

17080

13620

Среднесписочная численность работников, чел.

42

48

50

Расчетные:

     

Доля  активной части основных средств,%

41,7

47,8

42,9

Коэффициент износа всех основных средств

0,55

0,53

0,52

Коэффициент износа активной части основных средств

0,84

0,73

0,80

Коэффициент обновления

0,01

0,14

0,14

Коэффициент выбытия

0,001

-

0,006

Фондоотдача, р. /р.

9,64

14,08

9,4

Фондовооруженность, тыс. р. /чел.

23,6

25,3

28,9


 

На основе данной таблицы  видно, что доля активной части основных средств в изучаемом периоде  составляет в среднем 44%.

Коэффициент износа основных средств составляет 53%, что говорит  об изношенности основных средств на предприятии. В международной практике предельный показатель изношенности основных средств составляет 60%, дальнейшее их использование не целесообразно, в  связи с большими затратами на ремонт.

Важнейший показатель использования  основных средств - фондоотдача указывает  на то, сколько выпускаемой продукции  приходится на 1 рубль основных средств. В 2010 году показатель фондоотдачи составляет 9,64, в 2011 году - 14,08, а в 2012 году на 1 рубль основных средств приходилось 9 рублей 40 копеек выпускаемой продукции. Второй показатель эффективности использования основных средств - фондовооруженность - указывает на то, сколько основных средств приходится на 1 среднесписочного работника. Так в 2010 году показатель фондовооруженности составил 23,6, в 2011 году - 25,3, а в 2012 году на 1 работника приходилось 28,9 тыс. р. основных средств.

Из таблицы 3 видно, что  коэффициент износа активной части  основных средств опережает рост коэффициента износа всех основных средств.

Коэффициент обновления имеет  тенденцию к росту и опережает  коэффициент выбытия.

Фондоотдача в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 4,44 тыс. р. за счет увеличения объема продукции. Причиной значительного уменьшения уровня фондоотдачи в 2012 году по сравнению с 2011 годом является сокращение объема произведенной продукции предприятия при невысоком темпе прироста стоимости основных средств.

Далее проведем анализ использования  трудовых ресурсов предприятия.

Основные задачи анализа  использования трудовых ресурсов включают в себя: определение численности  и состава работающих на предприятии, анализ структуры персонала, анализ движения рабочей силы.

Независимо от сферы приложения труда весь персонал предприятия  подразделяется на категории. На предприятие "Interier Plus"  в составе рабочих выделяют рабочих основных и рабочих вспомогательных.

 

 

 

 

Таблица 4

Состав и структура  персонала "Interier Plus" за 2010-2012 гг., чел.

Категории персонала

2010г. 

2011г. 

2012г. 

Числ.,

чел.

Уд. вес,%

Числ.,

чел.

Уд. вес,%

Числ.,

чел.

Уд. вес,%

Всего сотрудников

42

100

48

100

50

100

Управленческий  персонал

10

23,8

11

22,9

11

22

Основное  производство

20

47,6

20

41,7

21

42

Вспомогательные службы

12

28,5

17

35,4

18

36

Информация о работе Фирма как экономический субъект