Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь.
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.
Введение ………………………………………………..………………………………..4
1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6
2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15
2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15
2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22
3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26
Заключение ……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников …………………………………………………41
- оптимизация
портфеля государственного
- диверсификация
финансовых инструментов
- совершенствование
системы управления долгом
- развитие внутреннего рынка государственных заимствований.
Намеченная
налоговая политика должна способствовать
модернизации и повышению
С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.
Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой политики уже в 2011-2012 годах позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.
Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.
Налоговая политика
должна быть направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:
- завершение
работы по отмене всех
- снижение нагрузки
на фонд заработной платы
- снижение и унификация таможенных пошлин.
При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.
В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.
При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.
Упорядочению
государственной поддержки
Таким образом,
основными направлениями
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;
- совершенствование
норм юридической
- поэтапное
снижение уровня
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение
утечки капитала и
- пересмотр
и упорядочение льгот в
- постепенное
перемещение налогового
- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
- согласование
механизма налогообложения
- стремление
к унификации с налоговыми
системами, действующими в
Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы:
1) фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций;
2) стратегическая цель фискальной политики - оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
3) направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:
а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
4) основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:
- минимизация дефицита государственного
бюджета путём сокращения некоторых статей
расходов и увеличения доходной части,
сокращение расходов за счёт снижения
затрат на нужды обороны страны, на содержание
административно-
- за счёт
дальнейшего снижения дотаций,
выплачиваемых из республиканск
- консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.
В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение
эффективности работы
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
- претворение
в жизнь всех тех конкретных
мероприятий в финансово-
Основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;
- совершенствование
норм юридической
- поэтапное
снижение уровня
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;
- пересмотр
и упорядочение льгот в
- постепенное
перемещение налогового
- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
- согласование
механизма налогообложения
- стремление
к унификации с налоговыми
системами, действующими в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетная
и налоговая система
2. Гаралова, Н. Налоговая система Беларуси: история и современность// ФУА. 2002. №10. С. 36-37.
3. Демчук, Н. О налоговой системе РБ. // НЭГ. 2006. № 1. С.1-4;
4. Заяц, Н.Е. Теория налогов: Учебник. – Минск : БГЭУ, 2002. – 220с.
5. Комментарий налогового законодательства: ответы налоговых и др.компетентных органов на запросы аудит. / Сост. А.Н. Малофеева.- М.: АиН, 2003.- 63с.
6. Курс экономической
теории: общие основы экономической
теории. Микроэкономика. Макроэкономика.
Основы национальной экономики:
7. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого – Минск : Книжный дом; Мисанта, 2005. – 480 с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск ООО «ФУАинформ», 2006 г. – 544 с.
9. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Под ред. Л.П. Зеньковой.- Минск : Новое знание. 2002. - 244с.
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: 19 декабря 2002 г. N 166-З : в Кодекс с 13 ноября 2008 г. изменения не вносились : по состоянию на 10 февраля 2009 г. / Республика Беларусь. Законы. - Минск : Амалфея, 2009. - 140 с.
11. Налоги и
налогообложение: Учеб. пособие для
студентов специальностей
12. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. Ред. Н.Е.Заяц, Т.Е. Бондарь. – 3-е изд., испр. И доп. – Минск : Вышк. Шк., 2003 с.
13. Едронова, В.Н., Мамыкина, Н.Н. Принципы налоговой политики// Финансы и кредит. 2005. №8 (176). С.69-73.
14. Экономическая
теория: Системный курс : учеб. пособие
/ Под ред. Э.И.Лобковича –
15. Экономическая теория : учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко – Минск : БГЭУ, 2000 г. – 530с.