Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании исследований и анализа дать объективное заключение о сущности прибыли и ее значении в экономике Республики Беларусь на примере ООО «Крэзисервис».

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

От прибыли зависит нормальная деятельность любой организации, т.к.:

   прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств);

   прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

   обеспечивающие НТП;

   за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды;

   прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

Кроме того прибыль организации имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.[15]

               1.3 Факторы, влияющие на прибыль

Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести:

   инфляцию;

   изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования;

   кредитования и налогообложения организаций;

   оплату труда работников и др.

К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

              Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торговой организации:

1)       Прибыль (убыток) от реализации товаров.

2)       Прибыль (убыток) от неторговой деятельности организации.

3)       Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.

4)       Прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств.

Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:

1)       Объём продажи товаров.

2)       Розничные цены на реализуемые товары.

3)       Издержки обращения.

4)       Фондовооружённость работников.

5)       Налогоёмкость организации.

6)       Численность работников организации.

7)       Оборачиваемость и состав капитала.

8)       Затраты, относимые на прибыль.

Если говорить насчёт основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая прибыль в основном создаётся за счёт прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности организации, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов. Причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль организации. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу.

Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития организации:

Т’ > Т''> Т''' > Т''''> Т''''',                                                                                                   (1.3)

где Т’ - темп роста прибыли;

      Т''- темп роста товарооборота;

      Т'''- темп роста издержек обращения;

    Т''''- темп роста фондовооружённости работников;

      Т'''''- темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путём их последовательного соотношения. Интенсивное развитие организации может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др.

К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своём роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот счёт используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности организации, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций организаций по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям.

Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Организация распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит её на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который организация пускает в оборот, что в какой-то мере снижает потребность в заёмных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.

Величина прибыли в торговле также зависит от объёмов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется и наконец она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.

1.4 Планирование прибыли организации

Планирование прибыли — составная часть общей системы планирования организации. Оно позволяет определить успешность деятельности организации и через постановку целей по достижению величины основного финансового результата связано с процессом управления.

Сегодня большинство организаций используют какой-либо один из традиционных методов планирования прибыли:

   прямого ассортиментного расчета;

   укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции);

   совмещенного расчета, что в условиях высокой неопределенности рынка ограничивает возможности и снижает маневр в управлении прибылью в среднесрочном и долгосрочных периодах.

В тоже время в практике работы организаций помимо традиционных методов нашли применение инновационные и экономико-математические методы планирования прибыли. Планирование прибыли различными методами позволяет расширить возможности определения потенциала и увеличения прибыльности организации, нахождения баланса между прибылью и ликвидностью, более эффективного управления основными факторами, воздействующими на изменение прибыли.

Экономико-математические методы требуют многочисленных показателей, учитывающих реальные факторы риска в планируемом периоде, и моделей, обладающих высокой достоверностью, что в силу объективных условий для плановых служб многих организаций не всегда доступно  и существенно усложняет задачу их применения.

Более доступны и продуктивны инновационные методы, которые предполагают использование:

   маржинального дохода;

   точки безубыточности;

   предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода, величины запаса безопасности.

Жизненный цикл товара представляет собой модель реакции рынка на товар во времени, когда в планировании учитывают фазы роста и упадка объемов продаж. Любому товару свойственен период роста, зрелости и спада спроса и соответственно рост, стабилизация и спад объемов производства и продаж. На фазе спада организация вынуждена снижать цену продажи. Возможна также ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются и цены факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал, информация). В данном случае требуется рассчитать момент снятия с производства товара, входящего в фазу упадка, неспособного покрывать своей выручкой даже прямые переменные и прямые постоянные затраты.

Эта нелинейность цены или издержек либо их обеих объясняет, почему на протяжении жизненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности, что требует совершенно иных, чем традиционно используемые, методов планирования прибыли (например, в рамках интервала между первым и вторым порогом), основанных на построении соответствующих графиков безубыточности. Практика только начинает осваивать эти методы, и при подобном планировании возникает множество проблем. Так, считается обоснованным планировать прохождение первого порога безубыточности примерно на уровне второй трети фазы роста, но расчет момента снятия с производства требует большей точности, т.к. в подобной модели независимой переменной является время, а зависимой — объем продаж, затраты и прибыль. Следует признать, что использование интервального планирования является объективно необходимым. Инновационные методы служат необходимым для этого инструментом.

График безубыточности в интервальном планировании прибыли используется в связи с тем, что на протяжении своего жизненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности. Следовательно, на определенной фазе жизненного цикла товара, после приближения к второму порогу, следует принимать решение о дальнейшем производстве. Помимо этого интервальное планирование позволяет рассчитать границы плана получения прибыли в течение жизненного цикла товара и сформировать пессимистический план на нижней границе безубыточности, средне-оптимальный, оптимистический, пессимистический планы по верхней границе безубыточности.

Исходя из вышеперечисленного прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Она является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации, уровня действующих цен на реализуемую продукцию.

Существует следующие разновидности прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.

 При планировании прибыли  используют следующие инновационные методы: маржинального дохода, точки безубыточности, предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода, величины запаса безопасности.[7]

 

 

 

 

             

 

 

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ооо «кРЭЗИСЕРВИС»

На основе представленных в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» ООО «Крэзисервис» (см. приложение 1) необходимо оценить состав, структуру и динамику факторов формирования финансовых результатов организации (таблица 2.1).[8]

Таблица 2.1 – Динамика и факторы изменения структуры формирования финансовых результатов от реализации товаров, продукции, работ, услуг ООО «Крэзисервис» за 2009-2010 годы.

Наименование показателей

2009

2010

Изменения

(+/-)

Темп роста

млн. руб.

уд. вес,%

млн. руб.

уд. вес,%

млн. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

9328

100

5882

100

- 3446

63

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

1474

16

921

16

- 553

62

Себестоимость от реализованных товаров, продукции, работ, услуг

6582

71

3970

67

- 2612

60

Расходы на реализацию

1324

14

924

16

- 400

70

Прибыль (убыток) от реализованных товаров, продукции, работ, услуг

-52

-1

67

1

+ 119

- 128

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии