Экономика организации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Экономика – это наука о том, как используются определенные ограниченные ресурсы для создания продукции и услуг, и как они распределяются между людьми.
Экономика – это система разнообразных видов деятельности, направленная на поддержание жизни и развития, как отдельного человека, так и общества в целом.
Плановая экономика:

Содержание

Предмет, задачи и содержание курса.
Теоретическое и практическое значение дисциплины.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студента.
Литература, используемая в учебной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по ЭО(П).doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)

Чем выше качество, тем  выше цена. Качество продукции, совокупность свойств продукции обусловливает  её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Согласно международному стандарту качество определяется как  совокупность характеристик объекта, относящихся к его свойствам.

Показатели качества:

  1. функциональная пригодность;
  2. показатель надёжности;
  3. показатель безотказности;
  4. показатель ремонтопригодности;
  5. показатель долговечности;
  6. показатель сохраняемости;
  7. показатель эргономичности;
  8. ресурсосберегающий;
  9. природоохранные.

Высококачественная продукция  наиболее конкурентоспособна, если рост её цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателю. Поэтому рассчитывают верхний предел цены – когда она выгодна и производителю и покупателю. Нижний предел цены – когда она выгодна производителю. Они возмещают затраты и получают прибыль.

Экономический эффект рассчитывается путём сопоставления верхнего и нижнего предела цены.

Предприятие разрабатывает  ценовую политику с учётом следующих  факторов:

  1. цели и задачи фирмы;
  2. спрос и конъюнктура;
  3. цены конкурентов;
  4. прейскурантная политика государства.

Процесс ценообразования  включает:

  1. постановка задач ценообразования;
  2. определение спроса;
  3. определение издержек;
  4. анализ цен и товаров конкурентов;
  5. выбор методов ценообразования;
  6. установление окончательной цены;
  7. контроль над ценами.

Стратегия ценообразования:

    1. стратегия выживания (путем установления низких цен);
    2. стратегия расширения доли рынка за счёт установления невысоких цен и привлечения дополнительных покупателей;
    3. стратегия по кривой освоения (покупатель товаров получает экономию по сравнению с последующим покупателем);
    4. стратегия ассортиментного ценообразования (наборы предлагают дешевле, чем цены его элементов по отдельности);
    5. стратегия лидерства и «снятия сливок» на высококачественные уникальные товары путём установления монопольно высоких цен;
    6. борьба с конкурентами путём установления невысоких цен.

Методы ценообразования

Методы, основанные на затратах:

    1. на основе полных затрат, то есть включают все затраты, приходящиеся на единицу продукции, то есть реальные издержки. Это возможно когда есть гарантированный спрос;
    2. метод на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений от фактических;
    3. метод прямых издержек - на основе определения прямых затрат, а косвенные относятся на финансовые результаты.

Метод, основанный по сходной цене на аналогичную продукцию:

    1. Метод оценки реакции покупателя на основе изучения спроса, используя параметрический метод на основе технико-экономических показателей продукции.

Например, метод удельной цены.

- цена базового изделия;

- параметры нового.

 

Связь между объемом продаж и структурой издержек

Предприятие может зарабатывать прибыль, если объём реализации будет  превышать некоторый критический  объём выпуска.

Точка пересечения общих  издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности. При этой точке наступает окупаемость всех издержек.

 

Инвестиционная  политика предприятия

  1. Понятие и сущность инвестиций
  2. Капитальные вложения и показатели экономической эффективности капитальных вложений
  3. Оценка будущих доходов и принятие инвестиционных решений

 

Основой функционирования любой деятельности является наличие  денежных средств, необходимых для возмещения и расширения производства.

Инвестиции – это  вложения финансовых средств в различные  виды экономической деятельности с  целью последующего получения дохода, обеспечения социального эффекта, сохранения и увеличения капитала.

Инвестиционная деятельность – это вложения инвестиций и совокупность практических действий по их реализации. Субъектами инвестиционной деятельности являются юридические и физические лица, различные инвестиционные, страховые и пенсионные фонды.

 

Объектами инвестиционной деятельности являются: оборотные и  основные фонды, ценные бумаги, денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественное право, право на интеллектуальную собственность.

Источники инвестиций –  собственные средства, мобилизируемые на рынке ценных бумаг.

Виды инвестиции:

    1. рисковые венчурные вложения, в инновации связанные с большим риском, но при положительном результате дающие право на участие в управленческой деятельности предприятия;
    2. прямые инвестиции – вложения в уставной капитал хозяйствующих субъектов с целью получения дохода и права на участие в управлении данным субъектом;
    3. портфельные инвестиции, связанные с формированием других активов, дающих право на получение дохода;
    4. аннуитентные инвестиции, связанные с вложением в страховые и пенсионные фонды.

 

Важную роль играют капитальные  вложения. Это реальные инвестиции, направляемые на освоение и выпуск новой продукции, технического перевооружения, расширения производства, реконструкцию  и новое строительство.

Элементы капитальных вложений:

  1. затраты на проектно-изыскательную деятельность;
  2. затраты на строительно-монтажную деятельность;
  3. затраты на приобретение машин и т.д.

Освоение капитальных  вложений осуществляется через капитальное  строительство. Существует подрядный  способ – путём заключения договора с другой организацией с указанием сроков, объёмов работы и сметы затрат. В дальнейшем необходимо развитие инвестиционной деятельности путем первоочередного направления инвестиций на развитие прогрессивных отраслей, на обновление и перевооружение предприятий.

При вложении финансовых средств требуется их доходность.

Экономический эффект –  это конечный результат применения инноваций, новой техники, измеряемой абсолютными величинами такими, как прибыль, снижение себестоимости, увеличение объёма производства, повышение качества.

Годовой экономический  эффект новой техники рассчитывается:

  1. как разница себестоимости старого и нового на годовой выпуск

- годовой выпуск (объём).

  1. как разница цены нового изделия и цены старого на годовой выпуск

- коэффициент эффективности  капитальных вложений – рентабельность.

 

Относительная эффективность  – сравнение экономической эффективности, капитальных вложений путём сравнения различных вариантов по проведенным затратам.

 

При вложении денежных средств стоит задача их доходности и окупаемости путём выбора различных вариантов, но эффективность инвестиционного решения проявляется лишь через некоторое время поэтому необходимо учитывать временную оценку стоимости денег.

Имея 100 000 рублей, вы можете использовать из по-разному, но, если вложить в банк под 10% годовых, происходит наращивание стоимости.

Но в случае, когда  мы хотим узнать сколько нужно  вложить денег, чтобы получить определенную сумму мы осуществляем дисконтирование  – это приведение будущих доходов  к текущей настоящей стоимости  – берется или банковский процент  или доходность сравниваемого варианта.

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость) NPV – разница между общей суммой дисконтированных денежных потоков за весь срок реализации инвестиционного проекта и первоначальной величиной инвестиционных затрат.

NPV – текущая стоимость денежных потоков, определяется по формуле:

- величина начальных инвестиционных  затрат;

- результаты, достигаемые на  t-ом шаге расчёта;

- затраты, осуществляемые на  t-ом шаге;

- норма дисконта (норма расхода  на капитал)

Если NPV положительный, то проект доходный.

Индекс доходности:

Если индекс доходности , то проект эффективен.

 

Критерии принятия инвестиционных решений:

  1. из нескольких вариантов выбирается наиболее рентабельный;
  2. инвестировать в производство, ценные бумаги целесообразно, если доход за вычетом налогов выше банковского процента;
  3. рентабельность инвестиций должна превышать темпы инфляции;
  4. инвестировать средства имеет смысл в наиболее рентабельные с учётом дисконтирования проекта;
  5. дешевизна проекта и меньший срок окупаемости.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок, обусловленный договором с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Субъект – лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счёт привлечённых или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определённый срок и на определённых условиях.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое  в соответствии с договором лизинга  обязано принять предмет лизинга  за определённую плату на определённый срок и на определённых условиях во временное пользование и владение.

Формы лизинга

  1. Внутренний. Все субъекты – резиденты Российской Федерации.
  2. Международный. Один из субъектов является не резидентом Российской Федерации.

Типы лизинга

  1. Долгосрочный (до трех и более лет).
  2. Среднесрочный (1,5 – 3 года).
  3. Краткосрочный ( менее 1,5 года).

Виды лизинга

  1. Финансовый лизинг
  2. Оперативный лизинг (предмет лизинга может быть передан неоднократно)

 

 

Налогообложение предприятий

    1. Налоги и их роль в стимулировании предпринимательской деятельности
    2. Налог на прибыль. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на внесённый доход
    3. НДС, акцизы, ЕСН, НДФЛ
    4. Налоговые органы и их назначение

 

Налог – это обязательный безвозмездный индивидуальный платёж, взимаемый с юридических и  физических лиц в форме отчуждения собственности, принадлежащего на праве собственного оперативного управления или хозяйственного ведения.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц, уплата которого является обязательным условием в отношениях между налогоплательщиком, государственными органами и органами местного самоуправления.

Функции налогов

  1. Регулирующая
  2. Фискальная – мобилизация финансовых ресурсов для содержания государством и решения задач
  3. Социальная – поддержание социального равенства и сглаживание неравенства
  4. Регулирующая – влияние на воспроизведение путём уменьшения или увеличения налоговых ставок
  5. Стимулирующая – через налоговые льготы

Информация о работе Экономика организации предприятия