Экономика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:52, курс лекций

Краткое описание

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п., как это указано в первом определении, но любое предприятие также является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Содержание

Тема 1. Предприятие - основное звено экономики …………………………….. 03
Тема 2. Предприятие и рынок . ……………………………………………..…… 06
Тема 3. Кадры предприятия ………………………………………………….. 08
Тема 4. Оплата труда работников предприятия . …………………………..….. 11
Тема 5. Планирование деятельности предприятия …………………………….. 13
Тема 6. Основные фонды предприятия. ………………………………………..…… 15
Тема 7. Оборотные средства предприятия ………….…………………………..… 18
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства………………… 19
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия…….... 20
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции ………….……. 28
Тема 11. Управление предприятием …………………………………..……….....31
Тема 12. Финансы предприятия ……………………………………………………..32
Тема 13. Банкротство в санкции предприятия …………………………………….. 35
Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия ……………….. 36
Литература ………………………………………………..……………………37

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организаций..docx

— 94.85 Кб (Скачать файл)

Сторонники другой точки зрения первостепенное значение придают кадрам. Например, известный  менеджер, спасший от банкротства  фирму «Крайслер», Ли Якокка утверждал: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению  тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если нет надежной команды, то из остальных  факторов мало что удается сделать».

1. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Приведите доводы 
и примеры, используя отечественный и зарубежный материал (на 
выбор студента).

Сама тема вытекает из вопроса  – стоит ли тратить деньги для  улучшения производительности текущего персонала, если можно использовать кадровые агентства и другие источники  для найма сторонних свободных  специалистов. Ответ на этот вопрос для подавляющего большинства фирм один: да, стоит. Следует это, например, из текущих запросов тех же сторонних  специалистов, которые хотят не только стабильной и относительно высокой  зарплаты, хорошего климата на рабочем  месте, но и постоянного трудоустройства. В результате фирмы, пропагандирующие данный подход, получают известное  преимущество перед предприятиями, которые не предполагают этого по умолчанию.

Работодатель может рассматривать  сотрудников с двух точек зрения: как капитал или как ресурс. В первом случае он готов инвестировать  в развитие персонала, во втором –  «списывает» человеческие ресурсы  на затратную часть бизнеса.  
 Пока рано говорить о том, что развитие человеческого капитала стало в России серьезной тенденцией. На мой взгляд, большинство руководителей финансируют работу с персоналом по остаточному принципу, видят в этом не инвестиционную, а затратную часть своего бизнеса. Вероятно, это связано со слабым владением инструментария развития человеческих ресурсов. Многие директора очень слабо представляют, как можно управлять человеческим капиталом, чтобы он давал отдачу. За последние десять лет заметно увеличилось число специалистов, получающих бизнес-образование. Кроме того, все чаще руководители российских компаний начинают искать новые ресурсы для развития бизнеса, понимая, что имеющегося небольшого инструментария в условиях нынешней конкуренции явно недостаточно. Одним из новых инструментов развития бизнеса становится развитие человеческого капитала.

Залог успешной работы в современной организации, в том числе успешного восхождения по корпоративным ступеням, — совокупность качеств, которая в последние годы обозначается как «эмоциональный интеллект». Умение общаться, говорить с людьми, понимать настроение и интересы присутствующих, мотивировать — все эти качества обладают обманчивой, кажущейся простотой и вместе с тем они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки. В последние годы проводились исследования, посвященные сравнению работы успешных и неуспешных руководителей организаций. По данным исследований, проведенных компанией Хагберг консалтинг Групп (см. рис. 3.1.), успешные руководители по сравнению с неуспешными тратят меньше времени на контроль исполнения (25% против 53%), больше занимаются развитием команды и согласованностью работы (34% против 18%) и максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%)3.

Рисунок 3.1. Сравнение  работы успешных и неуспешных руководителей

Эти данные перекликаются с результатами других опросов. В 2005 г. высшими руководителями 150 организаций США были названы области умений, которые они считают необходимым развивать в первую очередь у высшего руководящего состава своих организаций. Результаты этого опроса представлены на рис. 3.2.

Рисунок 3.2. Области  ключевых умений высшего руководства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Оплата труда  работников предприятия

2.  Используя тарифную систему, рассчитайте с учетом исходной величины повременной заработной платы, равной 450 руб., тарифные ставки указанных ниже разрядов. Определите тарифную и 
общую заработную плату за месяц с учетом заданного месяца по одному из вариантов (по выбору студента):

  • для 2 разряда по тарифному коэффициенту -1,3 (январь);

Для 1 разряда тарифная ставка:

Тст1 = 450 руб. : 160 ч = 2,8 руб./ч

Соответственно для 2 разряда 

Тст2 = 2,8 * 1,3 = 3,64 руб./ч

  • для 3 разряда по тарифному коэффициенту -1,69 (февраль);

Тст3 = 2,8 * 1,69 = 4,732 руб./ч

  • для 4 разряда по тарифному коэффициенту -1,91 (март);

Тст4 = 2,8 * 1,91 = 5,348 руб./ч

  • для 5 разряда по тарифному коэффициенту - 2,16 (апрель);

Тст5 = 2,8 * 2,16 = 6,048 руб./ч

  • для 6 разряда по тарифному коэффициенту - 2,44 (май);

Тст6 = 2,8 * 2,44 = 6,832 руб./ч

  • для 7 разряда по тарифному коэффициенту - 2,76 (июнь);

Тст7 = 2,8 * 2,76 = 7,728 руб./ч

  • для 8 разряда по тарифному коэффициенту - 3,12 (июль);

Тст8 = 2,8 * 3,12 = 8,736 руб./ч

  • для 9 разряда по тарифному коэффициенту - 3,53 (август);

Тст9 = 2,8 * 3,53 = 9,884 руб./ч

  • для 10 разряда по тарифному коэффициенту - 3,99 (сентябрь);

Тст10 = 2,8 * 3,99 = 11,172 руб./ч

  • для 11 разряда по тарифному коэффициенту - 4,51 (октябрь).

Тст11 = 2,8 * 4,51 = 12,628 руб./ч

На основе тарифных ставок можно рассчитать тарифную заработную плату рабочего соответствующего разряда  за месяц, умножая тарифную ставку на месячный фонд рабочего времени. Тарифная зарплата (З/пл.т) за месяц рабочего 11-го разряда:

З/пл.т11 = 12,628 х 160 ч = 2020,48 руб.

В промышленности доля тарифной заработной платы в общей заработной плате пока составляет чаще всего 30%, и отсюда можно составить формулу  для расчета общей заработной платы на основе пропорции:

З/пл.общ. – 100%;  З/пл.т – 30%.

Тогда для рабочего 11-го разряда:

З/пл.общ. 11 = З/пл.т11 * 100% / 30% = 2020,48 * 100% / 30% = 6734,93

Для расчета повременной  зарплаты рабочих по тарифам применяется  тарифная система. Элементы тарифной системы:

    • тарифно-квалификационный справочник;
    • тарифные ставки;
    • тарифные разряды и коэффициенты (тарифная сетка).

Тарифно-квалификационный справочник – нормативный сборник квалификационных характеристик работ и требований к рабочим; определяет конкретные навыки, знания и круг работ различных  профессий и квалификаций. Справочник определяет квалификацию рабочих и  тарифные разряды.

Тарифная ставка – это  оплата одного часа труда (Тст). Тарифная ставка 1-го разряда обычно рассчитывается как отношение минимальной заработной платы к месячному фонду рабочего времени.

Тарифные разряды определяют степень квалификации рабочего: самая  низкая квалификация соответствует 1-му разряду, а самая высокая 8-му разряду (для промышленных рабочих) в соответствии с Единой тарифной сеткой.

Тарифные коэффициенты определяют степень возрастания тарифной ставки от увеличения тарифного разряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Планирование деятельности предприятия

При создании новых  предприятий возможны различные  подходы. Иногда предприниматели, имея лишь идею и проведя самые общие  расчеты, без какого-либо основательного плана (на него надо затратить значительное время) организуют производство, ожидая скорейшего получения прибыли. Так  действовать в принципе можно, так  как ни один нормативный документ не обязывает составлять план.

Однако, по мнению других бизнесменов, такой вариант  рассчитан на короткий период времени  и на наличие исходных денежных средств. Если нет достаточных денежных средств  и нужен кредит, то для получения  кредита требуется обоснование  деятельности в виде бизнес-плана. Кроме  этого, надо учитывать, что деятельность предприятия связана с неопределенностью, риском, конкуренцией и т.п. Так, по американской статистике, ежегодно создаются около 700 тыс. предприятий, значительная часть  которых по ряду причин прекращает свою деятельность.

  1. Каковы основные требования к бизнес-плану? Каково содержание финансового раздела бизнес-плана?

Бизнес-план - это, по сути, представленная в определенном стандарте система  доказательств успешности предлагаемого  дела. Вопрос о том, что конкретно  нуждается в доказательстве, на самом  деле не такой простой, как может  показаться, и зависит от того, для  чего предназначен бизнес-план. Если для  внутреннего употребления, то надо честно проверить осуществимость идеи. Если же речь идет о потенциальном  инвесторе, то его как минимум  интересуют:

    • имеющийся положительный опыт в бизнесе;
    • рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес-
    • направления);
    • собственность и юридическая форма организации бизнеса;
    • вопросы управления персоналом;
    • организация производства, снабжение сырьем и материалами;
    • график финансирования проекта;
    • график возврата денежных средств;
    • коммерческая эффективность проекта;
    • возможные риски проекта, поскольку в конечном итоге все они - риски невозврата средств;
    • представляемые гарантии.

Указанные пункты - это готовые  разделы бизнес-плана. Сами разделы  могут называться по-разному, но главное - каждый из них и все вместе они  должны дать потенциальному инвестору  исчерпывающую информацию о проекте.

Директора предприятий уже  не отмахиваются от слов "бизнес план". Однако часто для обоснования  своих запросов они демонстрируют  пространные "заявки на финансирование", имеющие весьма отдаленное отношение  к бизнес планированию. Мнение о  легкости написания бизнес-плана  совершенно не соответствует действительности. В поверхностном бизнес-плане  всегда видна низкая квалификация его  разработчиков и менеджерской команды. Бизнес-план - это весьма специфический  документ. В нем с  экономической точностью должна быть доказана теорема о том, что вложенные инвестором деньги будут ему возвращены с прибылью. И в этом смысле бизнес-план - технический документ. С другой стороны, это, несомненно, "лицо фирмы", элемент ее имиджа. Разговаривая с потенциальными инвесторами, нужно суметь показать себя с наилучшей стороны.

 

 

 

 

Тема 6. Основные фонды  предприятия

1. Совсем недавно процесс формирования основных фондов 
предприятия происходил под руководством ведомств. Это приводило к 
тому, что у предприятия был или недостаток оборудования, или его 
избыток. Теперь ситуация изменилась. Предприятиям приходится 
самостоятельно формировать основные фонды с учетом конкретной 
специфики производства.

Первый этап в  формировании основных фондов - это  выбор оборудования, когда по основным и исходным параметрам следует путем  быстрого экспресс-анализа выбрать  оборудование.

Выберите  оборудование, сравнивая действующее  и новое (покупаемое) оборудование по цене и годовому объему продукции.

Рассчитайте по соотношению нижеприведенных  данных рациональную цену нового оборудования:

  • действующее оборудование: цена равна 80 тыс. руб., а объем продукции равен 4000 шт.;
  • новое оборудование: цена равна 480 тыс. руб., а объем продукции равен 16 000 шт.

Имеются два способа решения (примем срок службы оборудования tсл = 10 лет):

    • по соотношению цены и объема продукции:

 

Ц2 = Ц1 х (Q2/Q1) = 80000 х (16000/4000) = 320 тыс. руб.,

где Ц1 и Ц2 – цена оборудования; Q1 и Q2 – объем продукции;

 

    • по амортизации:

1) действующее

а) годовая амортизация (АГ) = цена/tсл = 80000/10 = 8 тыс. руб.;

б) амортизация на единицу  продукции 

(А1) = АГ/Q = 8000/4000 = 2 руб.;

2) новое

а) годовая амортизация 

(АГ) = цена/tсл = 480000/10 = 48 тыс.  руб.;

б) амортизация на единицу  продукции 

(А1) = АГ/Q = 48000/16000 = 3 руб.

Вывод: Новое оборудование увеличивает амортизацию на единицу  продукции и, следовательно, увеличивает  издержки производства в 1,5 раза, так  как 3/2 = 1,5 и поэтому цена нового оборудования завышена.

Цена нового оборудования должна быть такой, чтобы издержки производства были как у действующего оборудования, т.е. А1 = 2 руб. Тогда формула расчета  цены (Ц2) нового оборудования будет:

Ц2 = А1 х Q2 х tсл = 2 х 16000 х 10 = 320 тыс. руб.

2. Второй этап в формировании основных фондов - это определение величины основных фондов на перспективный период по плановой 
величине объема продукции.

Рассчитайте по показателю фондоемкости величину основных фондов на перспективный год, если стоимость продукции увеличивается  в плановом году до 200 тыс. руб. с 160 тыс. руб., а величина стоимости основных фондов составляет в текущем году 32 тыс. руб.

Информация о работе Экономика организаций